125
жестком диске системного блока хранятся в памяти нормативные значения всех измеряемых величин. Сравнив их с эталонными, компьютер выдает список возможных неисправностей. Такая экспертная программа и выделяет мотор-тестер высшей группы сложности среди его гораздо более дешевых собратьев. Казалось бы, ясно: чем мех красивее, тем он дороже, однако... наличие такой программы в "мозгах" высших устройств вовсе не гарантирует обнаружение дефекта! Более того, если таким оборудованием пользуется необученный как следует персонал - велика вероятность ошибки. Дело в том, что в процессе поиска и анализа неисправности компьютер легко обнаруживает лишь наиболее типовые. В более сложных случаях (отклонения носят комплексный характер или вообще не проявляются при стандартных режимах тестирования) программа не может дать однозначного ответа, а иногда просто уходит по ложному пути. На то он и автомат, хотя и компьютерный. Нестандартное мышление и интуицию человека не заменит. Именно поэтому все мотор-тестеры могут работать ив ручном режиме, когда на дисплей монитора выводится реальная форма электрических сигналов от различных компонентов системы управления двигателем. А уж решение специалист принимает сам, без участия прибора. Значит, опытному сервисмену нет смысла покупать мотор-тестер с функциями автоматических измерений. Между тем иной клиент непременно желает получить на руки распечатку. Ведь она символизирует научный подход к диагностике его автомобиля. А чего не сделаешь, чтобы поднять престиж своего сервиса. Поэтому спрос, а значит, и предложение на дорогие диагностические установки сохраняется. С ? Щ Итррл * It "ЧЕ)ШДОП1Г. В ней мотор-тестеры без заумных экспертных программ. Такие приборы намного дешевле - от 15 до 20 тысяч долларов и потому порой более привлекательны для автолечебниц. До недавнего времени они были консольными, но в последние два-три года появилось несколько портативных моделей, ценой примерно 6-7 тысяч долларов, что доступно даже небольшому предприятию автосервиса. Одна из наиболее удачных "чемоданных" конструкций - PDA 100 американской фирмы Interro. Лицензии на выпуск этого тестера купили такие известные производители диагностического оборудования, как ОТСПортативный мотор-тестер PDA 100А: четырех канальный осциллограф; четырехканальный шестипанельный цифровой мультиметр: возможность диагностики электронной и обычной систем зажигания с количеством цилиндров до восьми; графическое представление данных по системе зажигания, давлению в цилиндрах; определение эффективности работы цилиндров; измерение пускового и зарядного тока, возможность вывода информации на принтер или персональный компьютер; питание от сети переменного тока или от автомобильной сети 12 В через прилагаемый адаптер.(торговая марка Vision) и Technotest (торговая марка Visa Ralmar). Прибор построен на базе IBM - совместимого процессора, что расширяет возможности базового блока периодическим обновлением программного обеспечения. К тому же сроки неизбежного для современной электроники морального старения здесь намного отодвигаются. Устройство - модульное. В основной процессорный блок с дисплеем и клавиатурой вставляется один из модулей обработки сигналов (в том числе четырехканальный осциллограф и четырехкомпонентный газоанализатор). Объем функций и количество измеряемых параметров PDA 100 полностью соответствуют большим консольным мотор-тестерам, а кое в чем даже превосходят их. Конечно, режима автоматических измерений здесь нет, зато есть другое - диагностику можно провести прямо на движущемся автомобиле.<Ш0 ВД ШШ1Ш . Как видим, выбор средств диагностики немалый. Что лучше приобрести для работы - решать сервису. А куда же все-таки податься автовладельцу для оздоровления своего автомобиля? Если последний не очень "наворочен" сверхсовременной электроникой, вполне возможно обойтись своими силами. Чтобы выявить, например, неработающую свечу, порой достаточно на нее взглянуть, не прибегая к помощи чудодейственных приборов. А вот при сбоях в электронных системах без них чаще всего не обойтись. И лукавят в тех сервисных учреждениях. где есть якобы чудо-специалисты, способные на язык определить напряжение в бортовом компьютере с точностью до милливольта, а закоксованность форсунок по запаху из выхлопной трубы. Таких "сервисов" лучше избегать - выйдет гораздо дешевле. Но и поддаваться гипнозу разноцветных дисплеев и циклопических размеров мотор-тестеров тоже не следует. Какими они будут - консольными, как в крупных автосервисах, или портативными, как в небольших СТО и мастерских, - не столь важно. Главное все-таки - хороший специалист. Здесь уже остается уповать на косвенные признаки (манера общения, цвет его носа) и репутацию автосервиса. Правда, желательно диагностику и ремонт делать в одном месте. Ведь если вы предъявите распечатку из "дорогого" сервиса мастерам в сельской кузнице, они вашу бумажку на английском языке могут использовать не по назначению.Х ЫНХ - лшшзглЖ Р ЙОПод конец зимы собрался я покататься на горных лыжах. Утром с дочкой загрузили снаряжение в "девятку" и двинулись на лыжную базу близ Сергиева Посада. Только отъехали километров двадцать, сник мотор - куда-то "ушла искра". Чертыхаясь про себя, причаливаю к обочине. А разозлиться есть от чего - только вчера после гарантийного ремонта на машину поставили обратно блок сигнализации. И вот опять тот же самый дефект - самопроизвольная блокировка зажигания. Привычно ныряю под капот, собираясь отключить капризную охрану, и краем глаза замечаю на полке за аккумулятором какой-то серый комок. "Тряпку, что ли, сигнализаторщики забыли?" - мелькает мысль. И вдруг эта "тряпка" начинает шевелиться: господи, да это же крыса! Точнее, крысенок, небольшой та кой и довольно симпатичный. Сидит себе, блестя бусинками глаз и топорща усики. Не иначе, ночью на стоянке залез погреться да уснул. В общем, не стал я его выгонять, а довез до горнолыжной базы. Показал друзьям, сфотографировал (правда, этот непоседа к тому времени перебрался к бачку омывателя), а вечером привез обратно на стоянку и выпустил. Крысенок-путешественник проехал под капотом машины почти двести километров. Юрий НЕЧЕТОВЗР 6/99125