pax. Пока вы его не преодолеете, руль не повернуть! На гладком шоссе и то машина рыскает в стороны. Более того, наблюдательные читатели даже отмечают такой "парадокс": на шоссе с не очень ровным покрытием машиной управлять проще, чем на гладком. Чуда, однако, никакого нет. Толчки от дороги, заставляя тугие "шары" проскальзывать, создают то самое трение движения, которое меньше трения покоя и машина худо-бедно рулится. На гладком, новом покрытии тугие опоры словно стопорятся, вынуждая водителя ехать по какой-то ломаной траектории. Чем сильнее трение в подшипниках руля, тем больше скачок при его повороте. Представьте, что для сохранения направления нужен был поворот всего на полградуса, а руль можно поворачивать только "дозами" градуса по два - и вы поймете, из-за чего машина неприятно рыскает. Чем меньше трение в подшипниках, тем точнее управление. Конечно, поведение машины зависит и от развала и схождения колес. Впрочем, стоит ли углубляться в эти тонкости? У нас сегодня иная цель: показать, что вся эта механика работает лишь при условии, что в подвеске нет чрезмерного трения. Нетрудно представить, как бы повела себя машина с заваренными наглухо шарнирами, зафиксированными в одном положении - пойдет туда, куда потянут колеса. Конечно, это крайний случай. Подвеска же с тугими шарнирами лучше, но не намного. Автомобиль располагает целым арсеналом источников трения в подвеске и системе управления. Так, у "Жигулей" это четыре шаровые опоры, шесть (!) шаровых соединений в трапеции плюс сам рулевой механизм, да еще маятниковый рычаг с его втулками и резиновыми уплотнениями. Не забудем также трение в резиновых опорах стабилизатора поперечной устойчивости, трение между деталями амортизаторов. Прочую мелочевку опустим. Все это "добро" противится как работе подвески, так и поворотам руля. Пока трение не слишком велико, поведение машины мы считаем нормальным. Но стоит затянуть покрепче гайку маятникового рычага (ктото пытается так устранить его люфт!) - и машина, как норовистая лошадь, не слушается "поводьев". Это происходит и когда владелец, напуганный предстоящим техосмотром, специально покупает тугие опоры и наконечники рулевых тяг - авось, заодно и прослужат дольше! Здесь, помимо того, что руль становится "тяжелым", начинают проявляться и другие неприятные эффекты. Взгляните на фото. Каждый, кому случалось регулировать "сход-развал", знает, что эти углы зависят от нагрузки машины. Перед измерениями подвеску прожимают несколько раз вверх-вниз, чтобы она заняла положение, соответствующее статической нагрузке. При большом трении в подвеске автомобиль приобретает способность фиксироваться в самых различных положениях. Поэтому в движении после случайного толчка машину тянет вправо или влево - в зависимости от приобретенной "позы"... А тонко рулить на ней, как мы уже показали, не удается: мешает трение. Проблемы любителя тугих шарниров этим не исчерпываются. Тугая подвеска делает машину частично "неподрессоренной", уподобляя деревенской телеге. Чем туже шарниры, тем выше "порог чувствительности" подвески и тем больше ударов жестко передается на кузов. В первую очередь это касается небольших переменных сил, не способных одолеть силы трения - например. действующих в подвеске при движении по немного выщербленному асфальту, гравию, брусчатке. Машина не только некомфортабельна. но порой и опасна: неработающие амортизаторы не способны гасить колебания шин, колес, самих рычагов подвески. Шины начинают проскальзывать по дороге - тут водитель рискует вообще потерять контроль над автомобилем.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬКупил шины с направленным (в виде елочки) рисунком протектора -и на моем ВАЗ-21099 уже к 30 тысячам километров пробега их внешние дорожки сильно износились. Углы установки колес проверял, они в норме. В чем же дело? И как быть ведь такие шины нельзя повернуть на 180°! Действительно, поворачивать нельзя, так как в этом случае шина, попав на залитую дождем дорогу, легко аквапланирует: вода не отводится от середины протектора к краям, а, наоборот, нагнетается от краев к середине. Остается одно - обратить внимание на свои водительские привычки, а шинам дать возможность отработать до состояния, допускаемого Правилами (глубина протектора - не менее 1,6 мм). Что касается привычек, мы не скрываем: человек, исповедующий "спортивный стиль" вождения, что всегда в моде у части водителей, платит за это удовольствие из собственного кошелька. Не в последнюю очередь это касается и шин. Запомните: даже слабый "голос" шины на повороте при резком старте или торможении указывает на то, что она начала проскальзывать - ее износ резко возрастает. Если же шина оглушительно визжит, то в этом режиме она тем более долго не проработает - это подтверждают черные следы на асфальте. Внешние дорожки протектора изнашиваются быстрее даже у очень аккуратных водителей - это связано с дополнительными нагрузками на эти дорожки при прохождении поворотов. Но "спортсмены", естественно, с этим сталкиваются чаще: нередко шина, имеющая неплохой протектор по середине дорожек, не удовлетворяет требованиям Правил, так как по краю она уже "лысая". Покупая новые шины, помните об этом. В некоторых случаях, вероятно, стоит предпочесть шины с симметричным и ненаправленным (без стрелок) рисунком.••При избыточном трении в узлах подвески "статическое" положение кузова становится неопределенным.