ОСНАСТКАОБЪЯСНИТЬПосле поездки по проселкам стало часто ослабевать крепление сидений на моем ВАЗ-2106 (пробег 70 тыс. км). Появились стуки. Подтягиваю болты, но вскоре картина повторяется... Движение по дорогам с большими неровностями сопряжено со значительными упругими деформациями кузова, притом переменной величины: кузов "дышит"! Это означает, что связанные с ним узлы и детали тоже подвергаются переменным нагрузкам. При этом - особенно, если речь идет об узлах (деталях) с достаточно высокой жесткостью - слабым звеном оказываются элементы крепления, а точнее - болты и гайки, их резьба. Переменные нагрузки ослабляют затяжку резьбовых соединений. В вашем случае вполне возможно, что резьба болтов и гаек (после неоднократной подтяжки) основательно изношена. Полезно помнить, что неисправность болта или гайки одним лишь "срывом резьбы", всем хо рошо знакомым, не исчерпывается. Сильно изношенная, но еще не сорванная резьба "держит" хуже - ее профиль (см. рисунок) искажен настоль-СПЕЦИАЛЬНЫЙ "НА 38"Для проворачивания коленчатого вала в техническом центре "Росс Твег" есть удобный и надежный самодельный ключ, сообщает Валентин ГРИГОРЬЕВ. Очень часто при ремонте или об служивании двигателя приходится вручную вращать его коленчатый вал. На старых моделях ВАЗа (2101, 2102, 2103) в обширный комплект инструмента входила пусковая рукоятка, позволявшая во всех "ремонтных" ситуациях легко проворачивать коленчатый вал (правда, в одну сторону). Впоследствии завод от такого атавизма отказался. Уже на ВАЗ-2105, где первое время ус танавливали радиатор с туннелем в нижнем бачке, отверстий в бампере и нужно было хотя бы подтянуть ремень или цепь газораспределительного ме ханизма! Коленвал при этом нужно по ворачивать плавно, неспешно. И вот, поддомкратив одно из задних колес, х о зяин включает высшую передачу и, крутя руками колесо, пачкаясь и ругаясь, "ловит" метки под капотом, ежесекундно бегая вперед-назад! А нельзя ли провернуть коленвал по-другому, ведь на его переднем кон це есть подходящая для этого гайка "на 38" а соответствующие ключи продают-А-А_5_ (11°31'ГБ-Б 23А Бю. 4 „„5 Г0R4max iax"ITtда•ЩЦ100Сварка как вариант изготовленияI- Б -I АR1 кругомТак выглядит новая (а) и сильно изношенная (б) резьба.210 38 43,9*Ключ для проворачивания коленчатого вала на автомобилях BA3-2101..J107. ко, что гайка на болте при затягивании начинает заклиниваться. Большое трение в резьбе уменьшает реальную силу затяжки. Лучшее, что в таких случаях можно сделать, - заменить болты и гайки новыми. Кстати, от переменных нагрузок на неровных дорогах страдают и другие болты и гайки автомобиля, в том числе весьма ответственные - в подвеске, рулевом управлении и т. д. Весь этот крепеж нужно регулярно контролировать ив случае необходимости заменять новым, не пытаясь на этом экономить.передней панели кузова не было. Опытные автолюбители, проклиная по добное новшество, обзаводились "кривым стартером" и самостоятельно до рабатывали бампер и нижнюю "губу" своих "пятерок" и "семерок" Но вскоре появились радиаторы без отверстия под рукоятку, а позже - алюминиевые, вообще иной компоновки. Теперь автолюбитель при отказе стартера мог пустить машину разве что с ходу. Но и при полном благополучии обладатель нового автомобиля вызывал ехидные улыбки у владельцев до потопных ВАЗ-2101 или 2103, когда емуся на рынках! Но в мастерской, где много работы, очень важно, чтобы он был удобным и прочным. Ключ, чаще всего встречающийся в продаже, обычно вы штампован одним ударом из стального листа толщиной около 3 мм - и потому очень дешев. Но режет руку и недолговечен. Мы же давно работаем ключом, п о казанным на рисунке. Он, конечно, сложнее и дороже штампованного, но показал себя с самой лучшей стороны. Руководствуясь приведенными размерами, вы можете сделать его и из двух частей, соединив их сваркой.148ЗР 6/99шиСилами16