92
93
ПУТЕШЕСТВИЯСНИ»»А нтон УТКИН;-шиА \ш&***вВ этой диковинной гостинице на колесах мне предстояло путешествовавСкоростной аптобан в Альпах.Primavera - по-итальянски "весна'. Как утверждают знатоки, нет лучшей поры для путешествий по Апеннинскому полуострову. Пока палящее солнце и горячие ветры с Сахары еще не раскалили камни древних городов, можно без устали прочесывать пешком бесчисленные пьяцца и палаццо, осматривать галереи и базилики. Именно в такую поездку по весенней Италии меня пригласила немецкая фирма "Ротель-Турз" в качестве первого российского журналиста, путешествующего в передвижной гостинице - ротеле. Ротель, то есть "отель на колесах", изобрел и запатентовал в 1959 году Георг Хёльтль - владелец фирмы и один из известных в Германии людей, организатор дальних путешествий по всему миру и разнообразного отдыха на природе. Немцы вообще обожают кемпинг - около 4 миллионов из них, например, ежегодно берут напрокат караваны - жилые прицепы-дачи или кемперы. Другие предпочитают путешествовать группами на ротелях - кстати, в компании всегда веселей. По большинству европейских маршрутов колесят ротели-прицепы, рассчитанные на группы до 40 человек. Одиночные 24-местные автобусы со спальными кабинами используют в основном в Америке, а повышенной проходимости (на базе трехосных грузовиков) - в Африке, Азии и Австралии. В назначенный час я прибываю к месту сбора группы в Мюнхен неподалеку от главного вокзала и, перезнакомившись со всеми, располагаюсь в автобусе Прицепа пока не видно. Кроме меня и одного голландца, все немцы, в основном семейные пары из за ладных земель. Многие уже по нескольку раз путешествовали на ротеле - нравится. В экипаже двое: водитель (он же повар) Руди и сопровождающий (он же экскурсовод) Карл. Хорошо, что они немного говорят по-английски, с немецким у меня плоховато. Но кое-что понимаю, например, объявление Карла о том, что наша поездка особенная, поскольку о ней прочитает минимум полмиллиона россиян. Радостный галдеж и приветственные жесты в мой адрес - кому не приятно "войти в историю"? Автобус трогается, и, полюбовавшись минут десять роскошными кварталами Мюнхена, мы выезжаем на автобан. - Где же мы прицепим ротель? - мне не терпится осмотреть наше жилище. - Он ждет нас за перевалом Бреннер, - отвечает Руди. - Зачем таскать лишнюю тяжесть по горам? А вот и они самые - белоснежные Альпы! Границу с Австрией пролетаем не тормозя. То же самое на итальянской границе. Да здравствует Шенген! На первой же стоянке видим красный прицеп со множеством окошек. Это и есть ротель - укомплектованный и подготовленный к приему нашей группы. Цепляем его к автобусу и... дальше все время под горку. Автострада дель Бреннеро \, режетущелья и хребты по мостам и тоннелям, а по параллельному старому шоссе, узенькой извилистой двухрядке, закладывая немыслимые виражи, несутся одна за другой группы мотоциклистов на спортбайках. "Куда они все?" - спрашиваю Карла. "Так сегодня же Страстная пятница, и до Пасхального понедельника в католической Европе четыре выходных. Приедем на озеро Гарда - увидишь, сколько наших туда понаехало". Ш Еще час пути и, покинув автостраду, сворачиваем к озеру - там первая ночевка. Потрясающая красота кругом. Искрящаяся поверхность воды с сотнями серфинговых парусов уходит вдаль, где в дымке видны скалы другого берега. Еще вчера утром взирал на унылые, заснеженные поля вокруг Шереметьево, а здесь цветет форзиция, с каменных заборов и подоконников пышными бородами свисают ярко-синие цикламены, и всюду пальмы, пальмы... На петляющем вдоль берега шоссе водитель Руди демонстрирует чудеса пилотажа. обводя махину прицепа вокруг выступающих к дороге домов и скал. Озеро протянулось на полсотни километров, и пестрые курортные городки, переходя один в другой, покрывают все его берега. Машины с немецкими номерами заполонили гостиничные парковки: похоже, действительно, тут гуляет пол-Германии и занято все до последней992ЗР 6/99* койки. Цены за постой, по-видимому ломовые. но у нас - "каин проблем" - заночуем в своем ротеле. Заезжаем в кемпинг, напоминающий ухоженный парк. Здесь вдоль кипарисовых аллей расставили свои палатки и кемперы моторизованные туристы. Для нас - все блага цивилизации, включая горячую воду в душе и стиральные машины. "Под рукой" кафе, рестораны, магазины, бассейны и т. д. - непременные атрибуты любого итальянского кемпинга.Выбрав площадку, разбиваем лагерь. Пока Руди готовит ужин на пристроенной к ротелю кухне, "бывалые" из группы ловко раскладывают прицеп в "спальное" положение - он становится вдвое шире. Половинки правой стенки прицепа образуют просторный коридор, а в целом - это домик на жестких опорах. Выстроенные в три яруса кабины для туристов на первый <# взгляд кажутся тесными - посмотрим, каково будет внутри. Карл распределяет кабины, учитывая пожелания туристов: повыше, пониже, вместе, врозь... При обоюдном согласии постояльцев две одноместные кабины "легким движением" руки превращаются в двухместную - достаточно убрать перегородку. Расставили на лужайке столы и скамейки, а тут и ужин поспел. На улице не выше плюс десяти (апрельскими вечерами ив Италии прохладно), а мои попутчики, включая женщин, выпивают на ночь по литру холодного пива его в ротеле запасено в избытке. Руди любезно вскипятил мне чаю. искренне удивляясь: "Зачем? Ведь горячее пьют только по утрам!" В узенькой кабине ротеля полная иллюзия маленькой палатки. Стены и потолок создают ощущение уютной норки, а окно у изголовья - распахнутого мира, с дуновением ветерка, шелестом листвы и опрокинутой чашей звездного неба... В шесть утра просыпаюсь под иноземный гомон. Где я? Что происходит? Запах кофе, стук ложек по кружкам... Все в порядке у меня заграничный вояж. За час надо успеть умыться и поесть - в семь мы выезжаем в Верону. Город Ромео и Джульетты только проснулся, когда мы высыпали из автобуса на центральной пьяцца Бра напротив древнеримской Арены. Улицы пустынны, кроме нас. похоже, туристов пока нет. Карл ведет группу по городу, увлеченно рассказывая его историю. Даже если не все понимаешь, впечатлений от увиденного и без того через край... Через пару часов мы снова в пути. После Болоньи автострада дель Соле устремляется точно на юг, а с обеих ее сторон цветущие персиковые и вишневые сады - слева розовые, справа белые. Рим - главная цель нашего путешествия, и к вечеру мы уже в кемпинге на его окраине - здесь проведем три ночи. На осмотр всего города, включая музеи, не хватит, наверное, и года, и я, прежде признававший лишь "дикий" туризм, начинаю понимать: только с гидом можно всего за два дня увидеть самое важное: Ватикан, Колизей, Форум, катакомбы, знаменитые храмы, а также полюбоваться площадями и фонтанами. Кульминацией знакомства с Ватиканом стало "благословение городу и миру" Папы Римского. Пасхальные приветствия, произнесенные Папой на семидесяти языках мира, в том числе и на русском, вызывали овации у съехавшихся со всего мира туристов. Со временем я приспособился к экскурсиям "по-немецки". Главное - все время держать перед глазами путеводитель, да и соседи по группе охотно растолковывают мне простыми словами то, что сказал гид нянчиться с русским им, похоже, в кайф. Вот что значит коллектив! Кстати, ради общения многие и путешествуют на ротеле. Долгие разговоры "за жизнь" вечерами после ужина, знакомства с интересными людьми - разве возможно такое в обычных гостиницах? Впрочем, все мои попутчики, как выяснилось, часто отдыхают ив отелях на курортах, но время от времени непременно на ротеле. Во-первых, иногда хочется отдохнуть от привычного домашнего комфорта, окунувшись в походную атмосферу кемпинга. А во-вторых, это дешевле, ведь существенные статьи расходов для "оседлых" туристов - проживание в гостиницах ($60-100 за ночь) и заказ автобусов с гидами (до $100 с человека). А здесь - "все свое всегда с собой" - и всего за $54 в день. Столько стоят сутки ив двухнедельной поездке по Европе, организуемой Бюро путешествий "За рулем" представителем "Ротель-Турз" в России. Русскоязычный экскурсовод - для тех, кто любит отдыхать в своей компании, ну а тот, кто вроде меня любит приключения и проблемы (или кто владеет немецким), выберет немецкую группу. ...Все хорошее рано или поздно кончается завтра утром мы берем курс на Мюнхен. По пути еще будут короткий визит в Пизу с ее знаменитой башней и две ночевки в великолепных кемпингах, а сегодня Карл дает нам напоследок два свободных часа в Риме - можно побродить вдали от туристских троп, поближе к аборигенам. А там пора и домой - второй раз встречать весну...фЗР 6/9993