118
СПОРУ1РШПромывать ли систему смазки при смене масла? Что это дает и не таит ли опасностей? Если промывать, то чем?существу экономия может обернуться серьезнейшей поломкой двигателя и неизмеримо большими потерями. Конечно, чем медленнее стареет масло, тем выше эффективность его работы к моменту замены, а это значит, в конечном счете, будет меньше износ трущихся пар двигателя, больше его надежность и срок службы. В. Д. Так что давайте согласимся с тем, что промывка в той или иной степени полезна. Хотя очень важно, чем промывать. Многие автовладельцы часто пользуются так называемым веретенным маслом. Эффект от такой промывки кажущийся. Вы заливаете в грязную систему светлое, прозрачное масло (типа И-12 или И-20). а через 3-5 минут работы двигателя на холостом ходу сливаете его черным! Происходит же следующее. У любого двигателя есть тот или иной несливаемый остаток масла - до 7% от полного объема системы смазки. Промывочная "веретенка" выносит из мотора загрязнения, взвешенные именно в оставшемся масле. - и только. На стенках же системы смазки сохраняются наслоения продукты разложения компонентов масла. износа двигателя, не поддающиеся воздействию "веретенки", поскольку моющих присадок она не содержит. Промывать двигатель следует специальными продуктами промывочными маслами или добавками-"пятиминутками". А. П. Но за все приходится платить! Эти продукты способны отрицательно влиять на различные эластомерные уплотнения (сальники, например). Кроме того, возникает необходимость так или иначе утилизировать не только отработавшее масло, но и промывочное, да и сама процедура промывки вынуждает автовладельца какоето время "гонять" двигатель наСегодня эти вопросы на страницах клуба обсуждают специалисты двух научных учреждений: Александр ПЕРВУШИН (НАМИ-ХИМ) и Владимир ДОРОШЕНКО (ЭЛИНП).A. П. Рынок сегодня предлагает немало продуктов, предназначенных для промывки систем смазки. Между тем в руководствах по эксплуатации современных автомобилей, как правило, нет никаких указаний на сей счет. В свое время "жигулевская" инструкция рекомендовала применять специальное промывочное масло ВНИИНП-ФД. Это имело свой резон: владельцы машин в каких-то случаях использовали для смазки двигателя масла с более низкими, чем положено, эксплуатационными свойствами. Чтобы свести к минимуму наступавшие отрицательные последствия, рекомендовалось перед заправкой свежего масла двигатель промыть. Но сегодня проблем с покупкой масел даже высших классов просто нет, а потому вопрос "мыть или не мыть" уже не столь актуален. B. Д. И все же напомню, что в хорошо промытой системе смазки масло работает с меньшей "нагрузкой", а значит - более эффективно. Позволю себе сослаться на опыт эксплуатации тепловозов, точнее, на специальную технологию замены масла, когда с внутренних поверхностей частично разобранного двигателя удаляли отложения механически. Это давало возможность увеличить срок службы самого масла на 30-50%. Использование же специальных промывочных материалов добавляло еще 20-30%. Напрашивается вывод: чем меньше в системе смазки загрязнений - "катализаторов старения" масла, ускоряющих окисление присадок, тем дольше будут сохраняться его свойства, а значит, и срок службы. А. П. Но рекомендовать такое автомобилистам нельзя. Здесь срок смены масла,как правило, "увязан" с теми или иными регламентными работами, скажем, с заменой фильтрующих элементов ("тонкости" их работы - особая статья - мы ее не касаемся). Во всяком случае, и лабораторные исследования, и горький опыт российских автомобилистов, долгие годы пытавшихся экономить на масле, показывают: увеличивать пробег между заменами масла недопустимо. Ибо незначительная поПродукт (производители)КонцентрацияМоющиеЗанятое местоno инструкции свойства.%Oil system cleaner and conditioner (Wynn S (Бельгия) Jet Go (США) Master (США)1:10223-41:4 1:422 203-4 5-6^118ЗР 6/99