84
85
ВТОРЫЕ РУКИЗаборы провинции и полосы столичных газет пестрят объявлениями о продажах "Жигулей" за 300-500 долларов, на ходу. Стоит ли овчинка выделки? Мы провели эксперимент.Евгений ЬОРИСЕНКОВПоиски привели нас на одну московскую фирму, предложившую за сравнительно небольшие деньги семь и девять тысяч рублей - две "пятерки" 1995 и 1996 годов выпуска с пробегом около 60 тыс. км каждая. Обе машины были вроде бы на ходу и выглядели сносно. Решили: рискнем. Тем более, эксперимент: запчасти купим - они недороги, заменим сами - работа наша, а потому бесплатная. Словом, отправились за покупкой. В зарешеченном загоне понуро стояли два с виду одинаковых белых ВАЗа. По славной московской традиции близнецов тут же нарекли "Горынычем" и "Кощеем". "Родственники" не блистали чистоплотностью. Из первой же открытой двери повеяло... дохлой кошкой. "Благоухала" гниющая прокладка шумоизоляции пола - особенность, хорошо знакомая владельцам "Жигулей". Лежащий сверху резиновый "ковер" через стыки легко пропускает воду, и он же не позволяет вынуть прокладку, чтобы ее просушить, без предварительной разборки салона. К тому же машина-то казенная - кому была охота возиться?ние. Водитель явно злоупотреблял курением. Зловонный налет от табачного дыма ли маститого спеца. Засунув вслед за закоптил все, что было можно, сделав стетягой проволочный крючок, он неуловимым кла полупрозрачными и окрасив белый кодвижением снял замок с предохранителя. гда-то потолок в грязно-коричневый цвет. У "Горыныча" оказалась подбитой фаПродавленное сиденье свидетельствора, спущено колесо и вместо кое-каких ревало то ли об избыточном весе седока, то ли ле, предохранителей и лампочек - пустые о низком качестве пружин. Внутренности гнезда. Двигатель его еле пустился ис трудругого автомобиля выглядели не лучше. Его дом работал. Как выяснилось, развалился приборный щиток держался на честном слоподшипник контактной пластины распределителя. "Кощей" обладал замве. Мы заподозрили, что нешелым аккумулятором, явно спроста. Вернувшись к первой уже побывавшим на свалке. машине, внимательно осмотреТреснувший корпус и раскуполи панель. Так и есть! Хромироренные банки без электролита ванный ободок спидометра ноне оставляли надежд на его ресил следы взлома. Прикосновеанимацию. Зато наживленный ния отвертки хватило, чтобы двумя гайками карбюратор сиснять его вместе со стеклом. ял подозрительной чистотой. Похоже, в одном случае счетчик пробега "мотали" электромоторПохоже, пока оформлячиком через штатный трос, в лась сделка, весть об уже другом - барабаны с цифрами "ничейных" автомобилях докрутили спичкой. Цель этих аклетела до алчных шоферющ ций - скрыть от начальства "лефирмы-продавца, успевших вые" поездки или скостить педо нашего приезда заменить ред продажей реальный пробег часть годных деталей на Ржавчину на крыле - уточнить не удалось. хлам. Проделав это в обратследствие неумелого реU О ВЫ!Показатель состояния кузова - брызговик крыла в сборе со стойкой цел и невредим.В другой "пятерке" ковер, к счастью, оказался попроще - что-то вроде манишки на тоннеле, а под ногами - голое тело кузова. Бесхитростно - зато не гниет. Но ив малом коврике зияла прореха - похоже, недавно здесь красовался "Муль-т-лок". Снимали его впопыхах, ничуть не заботясь о сохранности салона. Впрочем, тот и так производил безрадостное впечатлеОба кузова сохранились монта - несложно устраном порядке, нам удалось нить своими силами. возродить один экземпляр. неплохо. Пережитое выдавали лишь отдельные пятна ржавчины да следы Второй взяли на буксир и вскоре оказанеумелого кузовного ремонта. Таблички на лись у ворот родной мастерской. Потянустеклах свидетельствовали, что автомобились ремонтные будни. ли защищены от коррозии в каком-то анти"Кощея" привели в чувство достаточно кор-центре. Любопытства ради заглянули быстро. Тот сомнительный карбюратор нам в полости дверей через отверстия от украподкинули из-за врожденного дефекта - при денных динамиков. Мастика ровным слоем резком открытии дросселя у него случался покрывала... клапаны! На сами двери не глубокий провал. Виноват оказался шарикопопало! Такой подход к защите поверхновый нагнетательный клапан ускорительного стей озадачил - клапан-то из клеенки, и насоса. Подвижность он не потерял, но потак выстоит. Схалтурили мастера. Спасичему-то не пропускал топливо к распылитебо хоть подкрылки поставили. лю. Заменили винт - держатель клапана, и Замки достойно выдержали испытания автомобиль обрел резвость. Поневоле привременем и километрами. Семь дверей отшлось позаботиться о тормозах. Ревизия крылись-закрылись легко. У восьмой, задвыявила закисшие задние цилиндры и стерней, выпала и провалилась внутрь тяга тые колодки "по кругу". Поставили новые, i блокировочной кнопки. На помощь призва- Результат превзошел все ожидания. На пер-84ЗР 6/99 вом же светофоре "пятерка" замедлилась так интенсивно, что сзади в нее въехал "каблук". Так и ездим сейчас с гнутым бампером в ожидании возмещения ущерба. Торыныч", отдавший собрату здоровые "органы", потребовал больших вложений. Древний аккумулятор выбросили. Спущенное колесо накачали, но оно оказалось зарубежным, с экзотическим рисунком протектора. Остальные покрышки - "наши", но разных заводов. Пришлось менять весь комплект. Купили дешевые по московским меркам шины "Партнер" Московского завода они хорошо проявили себя в зимних тестах. Колесные диски, хоть и покрыты ржавчиной, "сработались" с бескамерной резиной -давление держится в норме. Упругость сиденья восстановили просто - после разборки между пружинами и пористой подушкой положили лист оргалита. Получилось по-немецки жестко, зато голова родителя наконец-то оказалась выше руля. Сэкономив на фаре, заменили только стекло. Лампочки и реле наскребли по сусекам. В общем, все привели в божеский вид, и лишь дефицит бюджета не позволил прикрыть магнитолой уже пропиленную под нее дыру в панели. Но вскоре Торыныча" потянуло на "скоромное" (жирное): в течение всего двух недель он перешел от привычных ста граммов масла на тысячу километров к литру на сотню. Замерили компрессию. В разных цилиндрах она составляла не больше 7 кгс/см 2 . Сняли поддон и головку блока, вынули поршни. Все кольца оказались целы, но верхние кромки поршней... выкрошились! Остатки алюминиевого сплава продольными полосами наволоклись на зеркало цилиндров. Что же произошло? Измерили детали. И поняли - двигатель однажды уже перенес ремонт. Да какой! Неведомый масфтер в расточенные под первый ремонт цилиндры почему-то вставил номинальные (!) поршни. Наверное, других не нашлось. Решили пока мотор не разбирать и гильзы не шлифовать, а просто подобрать поршни нужного размера. Предпо-лишь бы кольца притерлись, а там, заменим и колпачки клапанов. К подвескам и ходовым частям ветеранов никаких претензий! Они сохранились на удивление хорошо. Видимо, преимущественно городская эксплуатация машин по относительно ровным дорогам не успела перемолоть нежное "жигулевское" железо. А в хозяйских руках и подавно ходить будет. То же касается и кузовов - главных деталей автомобилей. Мелкие пятна ржавчины и вмятины особого беспокойства не вызывают: придет время - устраним. Главное - кузова сохранили первозданную геометрию - залог дальнейшей нормальной эксплуатации. Именно на кузов, как известно, нужно обращать основное внимание при покупке подержанного авто. Если нет уверенности в собственном опыте - лучше пригласить знающего чело-РАСХОДЫ НА ПОКУПКУ И РЕАНИМАЦИЮ ГРОШОВЫХ' 'ПЯТЕРОК "Кощей" - ВАЗ-21053.1996 г.в. Детали и материалы Тооыныч Детали и материалы Цена автомобиля Стекло фары,герметик Подшипник распре; Лампочки фонарей. Предохранители'-5 Реле* - 2 шт. - ВАЗ-21053. 1995 г.в. Цена,•Аккумул^ИМоторное масло "Рексм-универсал" 10W-30SPCC-4n Чехлы сидений Напольные коврики Работы по ремонту, обслуживанию, регулировке (натяжения цепи ГРМ. тепловых зазоров клапанов. карбюратора, зажигания и т.п.) потребовали 8 часов чистого времени (цена одного нормо-часа - 80 руб.). Поршни - 4 шт. Комплект поршневых колец Прокладка головки блока Шины МШЗМ-237-ПартнерЩетки стеклоочистителя Масляный (рильтр Воздушный фильтр Топливный филыр Моторное масло Рексол-универсал 10W-30SF/CC-4n Чехлы сидений Напольные коврики Работы по ремонту, обслуживанию, регулировке (натяжения цели ГРМ. тепловых зазоров клапанов, карбюратора, зажигания и т.п.) потребовали 22 часа чистого времени (цена одного нормо-часа - 80 руб. 1760 Итого: 12 836 руб. ($513), в том числе 4076 руб. ($163) на запчасти ' Некоторые детали и материалы - из собственных запасов, работа своими силами640Итого: 12 940 руб. (SS18) . в том числе 3300 руб. ($132) на запчасти.Топорщатся дефлекторы! А так ли это страшно? лагалось, что стальные кольца должны соскрести с зеркала наслоившийся алюминий. Сказано - сделано. Удача сопутствовала нам - компрессия превысила 10 кгс/см 2 во всех цилиндрах. Расход масла, естественно, уменьшился. Так что теперь об "обходной" технологии ремонта напоминает только сизый дым из выхлопной трубы. Но мы не унываем -века. Иначе "секонд-хэнд" может выйти дороже нового автомобиля. Но если подойти к выбору со знанием дела - найдешь вполне приемлемый вариант. И наш эксперимент тому пример (см. таблицу расходов). Сейчас оба автомобиля честно трудятся в редакционном отделе эксплуатации. И мнение некоторых сотрудников все больше расходится с мировым рейтингом надежности. Нет, не "Тойота", а "пятерка" - неубиваемый автомобиль. Попробуйте найти в Стране восходящего солнца экземпляр 1970 года выпуска, все еще эксплуатируемый запасливым дачником или самодеятельным таксистом. А "жигулей"ветеранов в России - сколько угодно!ЗР 6/9985