ЛУИСВИЛЛЗА НОВЫМ ВЕКОМШоу грузовиков: как это делается в Америке.Антон ЧУИКИН Если бы меня попросили назвать три объекта (неодушевленных), вслед которым на российских дорогах обязательно оглядываются, как минимум дважды помянул бы американские грузовики. Редко, но встречаются на трассах заокеанские "траки", и всякий раз кажется, что мимо проносятся даже не диковинные машины-гиганты, а образ далекой страны. Представьте теперь, что появляется возможность посмотреть на "кенворты", "петербилты", "фрейтлайнеры" в их родной стихии: фирма "Катерпиллер", один из лидеров двигателестроения, приглашает российских журналистов на "Мид-Америка Трак Шоу", крупнейшую в Штатах грузовую выставку... За мной, читатель, в Луисвилл! Начнем с "Кенворта", девиз которого - "Лучший в мире" (The world's best). Марка, пожалуй, наиболее почитаема в среде грузоперевозчиков. Обычно среди достоинств американских грузовиков называют выдающиеся надежность и долговечность трансконтинентальные рейсы требуют именно этих качеств в первую голову... А "Кении" к тому же самый "продвинутый", что особенно заметно на последней разработке - "Грузовике передовой технологии" следующего тысячелетия, как его видит фирма. Взяв за основу "Кенворт-Т2000", образец аэродинамичного гладенького "капотника", конструкторы начинили его всевозможными электронными устройствами. Полагая, что определение "век информации" подойдет и XXI столетию, грузовик оснастили тарелками спутниковой связи, подключили к Интернету, снабдили жилой отсек огромным 42-дюймовым монитором, а панель приборов - отдельным дисплеем, подключенным к навигационной и диагностической системам. Видеокамеры, вмонтированные в зеркало заднего вида и боковину спального отсека, упрощают маневрирование, транслируя изображение на два "собственных" экрана. Ночью границы видимости расширяет система "найт вижн"(ЗР, 1999, №4). Осмотрев верхушку электронного айсберга, остается лишь согласиться с главой конструкторского подразделения фирмы Джимом Бечтолдом: "...грузовик умнее, надежнее, эффективнее предшественников, причем это относится не к отдельным агрегатам и системам, а ко всей машине в целом". Кстати, о лучших - то бишь, о best. Севвро-Американские Соединенные Штаты, конец XIX - начало XX века, расцвет предпринимательства. В сельском хозяйстве наступает "паровая" эра: механизмы на конной тяге сменяют само- ходные монстры. Один из лидеров рынка паровиков - фирма, скромно названная по фамилии основате-намика в сочетании с именем "Петербилт", нельзя же оставлять их без внимания. Тем более, что прежде единственный "Питер" относительно обтекаемых форм - модель 377 Классический "Петербилт-379" в "боевой" раскраске фирмы "Катерпиллер".редовой, то самым консервативным, по ля: "Вест" (англ. best - "лучкрайней мере внешне, был до недавнего ший",). Любопытно, что с 1902 года предвремени "Петербилт". Это стиль: квадратприятие поставляло машины ив Россию, радиатор, блеск стали и хрома, высоный где они работали, в том числе, в леснойченные трубы, выставленные напоказ круи деревообрабатывающей промышленности бока топливных танков... и спальный тые (привет "Сибирскому цирюльнику"!). отсек с занавесками в цветочек. Конкурент "Веста" - фирма "Холт" - Впрочем, в Луисвилле фирма продетакже выпускала разномонстрировала, что ей не чужда совобразные машины, по ременная мода, и выкатила носовременной тервинку серии 387, почти минологии - от традвойника "брата Кении" кторов до лесовоТ2000 (обе фирмы зов. Понятно, что входят в группу традиционный "Паккар"). Кому-то движитель - конравится аэродилесо - не слишПремьера Луисвилком годился для ла - обтекаемый "Петербилт-387". пахоты, и в 1904 году конструкторы обратились к известной с начала предыдущего столетия идее - поставили колеса на бесконечную многозвенную металлическую ленту. Тракторам "Холт" с таким движителем придумали собственную торговую марку - "Катерпиллер" (Caterpillar), то есть "Гусеница". В 1925 году "Вест" и "Холт" объединились в "Катерпиллер Трактор Ко."; как видите, слияние довольно крупных фирм отнюдь не последняя мода. К 20-м оба предприятия были "раскручены", выпускали несколько типов колесных и гусеничных машин, которые работали ив сельском хозяйстве, и в стремительно развивающемся дорожном строительстве. Если "Кенворт" - самый пеуже не выглядит современным, но еще не стал классическим... Главная новость от компании "Нэвистар Интернешнл": в ее экспозиции нет бескапотных машин, благодаря которым, собственно, марка ныне известна в России ("интеры", по-моему, встречаются чаще других американцев). Представитель фирмы махнул рукой в сторону "фрейтлайнеров": "бескапотники ныне выпускают только соседи; после пересмотра ограничений по длине автопоездов спрос невелик..." Кстати, знаете, какие гарантийные обязательства дают американские грузовые фирмы? На примере "Интернешнл": гарантия на 2 года или 200 тысяч миль (не километров!); максимальный срок 5 лет или 500 тысяч миль. Во многом срок гарантии обусловлен конструкцией мотора. Обычно фирма, производящая грузовики, предлагает клиентам широкую гамму двигателей. Выбирайте нужную мощность и изготовителя - "Детройт дизель", "Камминс", "Катерпиллер". Последние особенно заметны на трак-шоу: многие флагманы несут гордую надпись - 600 HP (лошадиных сил). Как правило, это означает, что под капотом - желтые цвета "Катерпиллера". Ничего удивительного, что вместе с другими американскими фирмами "Катерпиллер" двинулся на край света сменять крестьянских лошадок в Страну Советов. 69 лет назад "За рулем"размещал рекламу гусеничных тракторов, комбайнов, дорожных машин из Иллинойса и Калифорнии. Представьте, продажа техни-48ЗР 6/99 ки в Советский Союз помогла фирме пережить Великую Депрессию... Бензиновые двигатели в начале века вытесняли паровые, а им в спину уже постукивали дизели. С 30-х "Катерпиллер" выпускает дизельные моторы и для своих тракторов, и в качестве силовых уске лидерство. И потихоньку выводит америтановок судов, генераторов, грузовиков. канца ив Старый Свет. Но если на выставДизели Cat, как иногда для краткости ке в Ганновере "Фрейтлайнер-Аргоси" (ЗР, именуют марку, работают под длиннющи1998, № 12) служил шоу-стоппером, то здесь ми капотами американских "траков", заон обычный экспонат в ряду других, выделяслужив добрую репутацию надежностью, ющийся разве что редкой теперь бескапоткачеством, мощью. В прошлом году в Се- ной компоновкой. Нравится - покупайте! шь верной Америке выпущено 118 тысяч агреЛучшая характеристика политики гатов, что стало для фирмы рекордом: это "Вольво" на заокеанском грузовом рынке без малого четвертая часть рынка двига- агрессивность. Американское отделение телей грузовиков. рвануло вперед прямо-таки с космической Современная вершина производстскоростью, прибавив только за прошлый венной гаммы автомоторного отделения год 40% к продажам. Из поспедних моде"Катерпиллер" - двигатель 3406Е, располей наиболее выделяется "770" с чудовищлагающий в самой форсированной версии ной по европейским меркам и немалой даг целым табуном из 600 "лошадей". Эти ложе по штатовским жилплощадью - 4,5 м ! шади, правда, американские, в более приПоддержку флагману оказывает новейвычной нам европейской системе мер их ший "660", чуть более скромный по размерам и оборудованию. окажется даже побольше - 603. Некоторые двигатели "Катерпиллер" представлены в таблице - от интереснейшего 3126В с электронными насос-форсунками с гидравлическим (!) приводом, через современнейшие легкие С-10 и С-12 до самого мощного 3406Е. Довольно простой, но весьма надежный 3116 выпускается ныне только на европейском филиале фирмы и попадает, в частности, в Россию, в ^Ь мотоотсеки ЗИЛов и ЛиАЗов. Заглянем теперь на стенды европейцев, скупивших национальные фирмы. "Даймлер-Бенц", завладев именитым "Фрейтлайнером", удерживает на рынВсе-таки любопытно, почему янки с таким энтузиазмом принялись раскупать вроде бы "чужие" грузовики? Может быть, сверхнадежность и сверхкомфортабельность машин исключительно отечественной конструкторской школы в сравнении с евроно" фирме "Мак", представившей самую яркую премьеру салона. Яркую, в том числе, в прямом смысле - при взгляде на выставленные под солнце желтые и красные грузовики "Вижн" (Vision) на ум приходило: "вырви глаз". Обтекаемый, сглаженный силуэт и... обилие электроники. Вспомним "Кенворт" - однако, тенденция! Ну-с, попробуем подытожить. Грузовик по-американски собран из "конструктора" - есть выбор моторов, коробок, мостов, тормозов производства специализированных фирм, к которым создатели машин добавляют все остальное (это не так мало, но и не слишком много). Получается некий комплект, который не назовешь неповторимым. Разные с виду марки могут оказаться очень похожими внутри... И обо всех можно сказать нечто общее. Кажется, Америка постепенно отказывается от классических 'Траков" в пользу аэродинамичных машин. Странным показапось некоторое пренебрежение средствами пассивной безопасности - "эйрбэги" предлагают "Фрейтлайнер" и "Вольво", готовится "Кенворт". У остальных подушки я видел только в спальном отсеке - пуховые... Рассчитывают на "полтора метра жизни", очевидно. Зато помешанные на экологии американцы могут спать спокойно - моторы удовлетворяют самым строгим нормам, перекрывающим европейские. Правда, ни на одной модели не встретились дисковые тормоза, возможно, не столь долговечные, но более эффективные, чем барабанные. В то же время по насыщенности информационными технологиями грузовики напоминают офисы программ новостей. Хотя рабочее место водитепя после европейских ДАФа или "Скании" кажется тесноватым. "Зато" просторно жилище, которое возят с собой. Подобные параллели (или перпендикуляры?) можно продолжать долго, а в общем применительно к американским грузовикам лучше всего подходит определение - машины контрастов. ЗР 6/99пейскими несколько преувеличены? Или вести дела умеют не только е Америке? В любом случае, Старый Сеет рано списывать со счетов, оказывается, у него есть чему поучиться... Именно так рассудипи в принадлежащей "Ре49