119
120
•холостом ходу, во вред окружающей среде. Справедливости ради отметим, что промытый двигатель несколько менее вредоносен и этим отчасти компенсируются упомянутые отрицательные эффекты. В. Д. Насчет экологии - полностью согласен. Что касается воздействия моющих продуктов на резинотехнические изделия, то его практически нет. Во-первых, из-за того, что процесс непродолжителен, вовторых, из-за сравнительно низких температур, при которых происходит промывка. Будем исходить из этого и лучше посоветуем, как автомобилисту сориентироваться в выборе промывочных продуктов. Но вначале краткое отступление. Промывочные продукты мы испытываем. Вы спросите - как? "Натурные" испытания, на двигателях, крайне сложны и дороги. Поэтому уже в 70-х годах были разработаны методы оценки, основанные на применении специального загрязнителя деталей, по смыванию которого и оценивают эффективность моющего продукта. Каковы ее пределы? Если в качествеСпросим читателейПромываете ли вы систему смазки при смене масла?отложений, со временем образуется и очень стойкий, прочный нагар. На этикетках некоторых промывочных масел указано, что они способны удалять и этот нагар... В. Д. Продукты, о которых мы сегодня говорили и которые предлагаются на рынке, против нагара или лакообразных отложений на горячих деталях двигателя практически бессильны, особенно при разовом применении. Но если применять промывочные масла систематически, нагара на деталях будет образовываться меньше. А значит, и двигатель прослужит дольше. От отдела эксплуатации. Из числа предлагаемых на рынке мы купили 10 образцов моющих продуктов, перелили их из фирменных упаковок в одинаковые без названий (чтобы исключить возможность предвзятых оценок), затем пронумеровали и тестировали в лаборатории электрогорского института нефтепереработки. Результаты - в таблице. Кстати, сам институт выпускает такой продукт под названием "Элар", с хорошими. по отзывам потребителей, свойствами.промывочного масла использовать "веретенку", то эффект смывания загрязнителя, как я уже говорил, равен нулю. Наиболее эффективные, из известных сегодня, моющие продукты при испытании смывают до 40-50% так называемого стандартного загрязнителя. Имеющиеся на рынках - как правило, от 10 до 40% (подделки, естественно, мы не рассматриваем). А. П. Последний вопрос. На деталях двигателя, как мы знаем, кроме податливыхШШ№ГШ$ТШМогут ли автозапчасти для иномарок быть высокого качества, притом недорогими? Да, могут, если ими торгует крупная авторитетная фирма-дистрибьютор.Антон УТКИН Что мы делаем, если понадобилась какая-либо деталь для автомобиля - скажем, шаровая опора? Когда речь идет о "Жигулях", просто заезжаем в попутный магазин или на рынок. Вазовские запчасти продают на каждом углу, поскольку производят огромными тиражами - спрос обеспечен на долгие годы вперед. Но "Жигули", скорее, исключение - только в нашем автопроме возможна унификация по большинству деталей с предками тридцатилетнего возраста. Иное дело - иномарки. Они постоянно обновляются, совершенствуются и случаи взаимозаменяемости деталей здесь не столь уж часты, а значит, производители должны делать сотни тысяч наименований запчастей для сотен моделей автомобилей, причем всех понемножку, ведь спрос на каждую из них возникает нечасто. Дойти до покупателя запчасти могут двумя путями. Первый - через фирму-производитель автомобиля и его представителя в данной стране. И тот и другой накручивают свои комиссионные, часто превышающие отпускную цену изготовителя детали. Правда, высокое качество таких запчастей - их называют оригинальными - гарантирует сама автомобильная фирма - именно ее логотип нанесен на упаковке. Но охотников переплачивать за громкое имя и эмблему не так много - не только у нас, но и на Западе. Многие приобретают запчасти другим путем. Для них давно уже создана и успешно работает система "автомаркет" - поставка неоригинальных, но не менее качественных деталей. Один только пример: поршни для сборки моторов "мерседесов" делает немецкая фирма Nural (Нюраль), но вместо ее логотипа на поршнях новых машин красуется трехлучевая звезда "Мерседеса". Заказывать такие на фирменном сервисе расточительно - вдвое дешевле можно купить те же "Нюраль", но с собственным именем на коробке, то есть категории "автомаркет". Конечно, сам завод поршнями в розницу не торгует, а вот его представители, так называемые дистрибьюторы (в каждой стране - свой), закупая детали большими партиями, имеют возможность продавать их с минимальной наценкой.ЗР 6/99119 Таких оптовых фирм на Западе множество (только в Германии десятки), но мы расскажем об одной из крупнейших в Европе, из тех, что активно продает запчасти в Россию - финской "Койвунен" (Koivunen). Почему именно о ней? Во-первых, ее штаб-квартира и головной склад в Хельсинки ближе к нам, чем любые другие, и заказанные запчасти приходят в Москву дней за пять, то есть вдвое быстрее, чем, скажем, из Германии. А во-вторых, особенности финского автопарка, на который, в основном, и работает "Койвунен", весьма близки к нашим, российским. Несмотря на более высокий уровень жизни, большинство жителей Суоми не часто могут позволить себе новый автомобиль слишком велики налоги и пошлины. В стране огромное количество машин 10-15-летнего возраста - поддерживать их в исправном состоянии выгоднее, чем долгие годы выплачивать кредит за новую. Вот их-то владельцы и покупают запчасти "автомаркет", а фирменными СТО с оригинальными деталями пользуются лишь немногие толстосумы на новых авто. Возникновению фирмы в 1927 году предшествовал бурный экономический рост Финляндии. За десять лет. прошедших после того, как эта бывшая окраина Российской империи выбрала свой путь, в стране развелось так много автомобилей, что торговля запчастями стала весьма прибыльным бизнесом. Названная по имени одного из основателей, Оскара Койвунена, фирма, невзирая на войны и кризисы, из года в год расширяла ассортимент импортируемых запчастей. Сегодня он превышает 100 тыс. наименований, причем 60 тысяч одновременно находятся в наличии на складах. А в целом, механизм работы фирмы выглядит так. Служба маркетинга тщательно изучает автопарк тех регионов, на которые работает "Койвунен". Например, в самой Финляндии отслеживается почти каждый поставленный на учет автомобиль. По всем моделям есть статистика замен деталей - именно их и должен заблаговременно купить на заводах отдел поставок. Работают там узкие специалисты, досконально разбирающиеся в деталях своейгруппы. Например, ответственный за моторные запчасти не только помнит наизусть диаметры цилиндров всех автомобильных моторов последних двадцати лет выпуска, но ис ходу ответит вам, к каким двигателям подойдет масляный фильтр с резьбой 18x1,5МВ и диаметром корпуса 76 мм. А специалисту по подвеске достаточно лишь увидеть маркировку амортизатора, скажем, фирмы "Монро" - и он тут же перечислит взаимозаменяемые с ним модели "Сакса". "Бильштайна", "Кони" и прочих. Крупные партии запчастей, которые заказывает "Койвунен", порой приходят в Хельсинки через полгода - заводам нужно время, чтобы их изготовить и доставить. Как принято, у каждого производителя может быть лишь один дистрибьютор (речь идет о цивилизованных странах), поэтому, скажем, все японские амортизаторы "Каяба", продаваемые в Финляндии, прошли через склад "Койвунен". То же самое можно сказать про свечи, фильтры и другие изделия фирмы "Чемпион" или сцепления "Борг энд Бэк". И наоборот, не стоит искать у "Койвунен" продукцию "Монро", "Бош" и "Сакс" - ни один дистрибьютор не станет сталкивать у себя конкурентов - себе дороже. А вот предложить покупателю выбор - подешевле или подороже - это пожалуйста. Помимо японских, немецких и английских запчастей наивысшего качества. на складе всегда есть (и отлично расходятся) их аналоги из Италии, Швеции или Франции, которые подчас служат не меньше, но более привлекательны по ценам. Большая часть запчастей приходит морем на головной склад в Хельсинки. Сооружение площадью около 2,5 гектара и объемом около 160 тыс. м 3 напоминает город под общей крышей, где между домами-стеллажами снуют электрокары. Специально обученный персонал раскладывает детали по полкам, как книги в библиотеке - каждая имеет свой адрес: улица, переулок, этаж и т. д. Отдел сбыта занимается дилерами тысячи магазинов и точек автосервиса со всей страны покупают здесь запчасти оптом. Экспортный отдел работает на зарубежье - филиалы "Койвунен" есть в Таллине, Риге и Санкт-Петербурге. Правда. послед' 1*~рКаталогами "Койвунен" пользуются даже торговцы оригинальными запчастями - настолько они удобны. Комплект нового издания общим весом около 30 кг представляет Юрки Каареткоски, ответственный за экспорт в Россию. ний значительно уступает по ассортименту финскому складу, и основной поток запчастей в Россию идет прямо из Хельсинки, с "челноками" - ручная кладь не облагается пошлиной. Дилеры из России, купив на фирме комплект каталогов "Койвунен", набирают заказы с предоплатой от автовладельцев и затем через своих снабженцев доставляют детали малыми партиями. А питерский филиал, как и положено инофирме, прилежно платит налоги и пошлины, существуя пока как образцово-показательный, с прицелом на будущее. Развернуться в полную силу он сможет, видимо, только когда из обихода импортеров исчезнет страшное для них словосочетание "таможенный склад"... Но еще лучше, если в России к тому времени появятся свои, столь же крупные и авторитетные фирмы-дистрибьюторы автозапчастей. Им будет чему поучиться у "Койвунена": и выверенной до мелочей организации доставки и отправки товара, и безупречному соблюдению законов, и, между прочим, личной скромности руководителей. Маленький штрих: генеральный директор фирмы Йоуко Лююртё приезжает на работу на заурядном "Опеле-Омега", за который в Москве не дадут и 10 тыс. долларов. Зато на переоснащение компьютерной системы складов он недавно выложил 500 тыс. долларов. Может быть, и такой стиль сопутствует семидесятилетнему процветанию "Койвунена"?Склад "Койвунен" на окраине Хельсинки _. здесь есть все..