44
45
46
шишБолее 70 лет строит "Мерседес" для сильных мира сего бронированные автомобили, но только недавно он впервые пригласил журналистов познакомиться с их производством.БРОНЯ КРЕПКА ..."Мерседес Е-гард" (Guard - в переводе с английского означает охрана) расстреливали почти в упор - с расстояния чуть более десятка метров. Методично, не спеша, тщательно прицеливаясь... Первые три выстрела из револьвера "Магнум" - в стекло задней двери; пули легли равносторонним треугольником со стороной 12 см. Верхний пласт "слоенки" брызнул в стороны, потрескался, но изнутри она осталась невредимой. Следующие три выстрела пришпись в щели между дверями и кузовом, еще три - в панель двери водителя, затем в ветровое стекло, в места стыков стекол и рамок дверей. И так далее, и так далее по строго определенной программе. В конце концов число выстрелов превысило 125... Ни одна пуля, выпущенная из "Магнума", в салон не проникла. Расстрелом "Е-гарда" не ограничились. Пытались еще "вскрыть" машину с помощью кувалды - били по заднему стеклу, но и такой "тест" оно прекрасно выдержало... Между тем мы узнали, что машина бронирована лишь по самому скромному европейскому классу защиты - В4 (табл. 1). Есть еще классы повыше: В5, В6, В7. Последние два призваны спасать экипаж, если будут предприняты более серьезные террористические акты - от винтовочных выстрелов стальными пулями и даже осколков ручной гранаты. Правда, на атаки с применением авиации или артиллерии кузов уже не рассчитан: легковой автомо--" биль даже такого специфического назначения - это все-таки не танк. На что же он способен и как при этом "одевают" его в броню? Издавна существуют два основных подхода. Можно купить обычный автомобиль и, передав специализированной фирме, через некоторое время получить бронированный. В этом случае броню, по существу, "навешивают" на уже готовое изделие, чем и занимается множество мелких фирм. Но сами производители автомобилей, как в данном случае "Мерседес", подходят к делу иначе. Получив очередной заказ, они изготавливают машину, встраивая броню непосредственно в конструкцию. На первый взгляд разница невелика, на самом деле - она огромна. вик. Значит, размещать броню нужно только внутри, и она при этом непременно съест часть объема салона. Непросто, например, внедрить ее в двери: там расположены различные механизмы, к тому же внутрь опускают толстенные бронестекла. И все-таки, если бронированный автомобиль строит сам производитель, то уже на самых ранних стадиях изготовления кузова, дверей и т. д. он заменяет штатные элементы на бронированные - это существенно облегчает конечный продукт. А сэкономленный вес может опять же превратиться в дополнительные миллиметры брони, что отчасти видно из табл. 2. Поскольку бронированный легковой автомобиль действительно не танк, броня защищает здесь только салон с сидящими в нем людьми, но, как правило, не двига-*Взгляните на табл. 2. Бронированный автомобиль тяжелее серийного собрата более чем на тонну! Совершенно очевидно: чтобы он не "сплющился" под таким грузом, его нужно усилить, что называется, по всем статьям - от шин и подвески до рамок и петель дверей! И тогда к полезному грузу - броне - добавится вес на усиление автомобиля. В итоге получится очень тяжелый, а потому трудноуправляемый монстр. К тому же броня не только крепка, но и толста L - не всегда ее можно вписать в благородные обводы "Мерседеса". Навесить ее снаружи? Машина превратится в гражданский броне-Клаес Защита от стрелкового защиты оружияЗащита от осколков ручных гранатВинтовка калибра 7 6^ усиленным Гороховi тель, не трансмиссию или багажник. Иначе машина станет совсем уж "неподъемной". "Мерседес" начал заниматься этой специфической "тематикой" еще в 1928 году, и тогда же - очевидно, опасаясь злобных ниндзя, - император самураев Хирохито купил себе бронированный "мерс". Он был, конечно, не единственным обладателем такого чуда. После второй мировой войны производство "передвижных крепостей" возобновилось лишь в 1964 году. Сегодня фирма может предложить Заказчику (конечно, с большой буквы!) бронированный автомобиль Е-, S- или G-класса, включая и длинный представительский "Пульман" для особо важных персон. С 1999 года бронированные "мерседесы" официально носят в своем имени приставку "гард". Рождаются такие автомобили на томстяш.Сергей МИШИНДля Заказчика с самой большой буквы - "Пульман"же заводе в Зингенфильгене, где выпускают и обычные Е, S и CLK. Это самый большой из сборочных заводов легковых автомобилей концерна в Германии. Здесь рядом с основным производством существует и небольшое специальное - оно-то и выполняет спецзаказы на бронированные машины. Максимальная производительность"броневого" цеха - 500 автомобилей в год, но сегодня их делают гораздо меньше. Разумеется, каждая новая бронированная версия проходит цикл испытаний по полной программе, включая климатические, ресурсные и даже такие, как удар в бетонный куб, не говоря уже о расстреле шквальным огнем. Заказчик, выбрав класс защиты, оборудование салона, цвет машины и прочее, обычно ждет Класс Толщина Толщина Увеличение Увеличение Увеличение защиты брони, мм стекол, мм веса Е-класса. кг веса S-класса, кг веса G-класса. кг свою "бронированную )3 До 30 Ок.400 ласточку" около двух В6 Ок. 800 Др7 Др50 Ок.1000 1300-1400 месяцев. На громоздОо 8.6 До 70 1300-1400 Ок. 1100 кг кий "Пульман" уходит По спецзаказам мажет устанавливаться броня до 10 мм. По В5 данные не еще больше времени представлены.до попугода. Ведь только на сварку его кузова требуется от 20 до 40 дней, при том, что в цехе трудятся в поту аж 200 человек, да еще в две смены. Броню небольшими элементами буквально вращивают в кузовные детали - такие, как боковины или двери. Сваренный кузов окрашивают и везут в сборочный цех, где машины вручную собирают около ста рабочих (в два "ручья" - "Е-гард" и "S-гард"). В дополнение к броне здесь ставят специальные пуленепробиваемые многослойные стекла, покрытые с внутренней стороны поликарбонатным слоем (он предохраняет пассажиров от осколков). Пол укрепляют специальным пластиком. Все модели "Гард" оснащены автоматической трансмиссией и достаточно мощными двигателями. В зависимости от класса защиты усиливают подвеску и места крепления ее элементов к кузову, трансмиссию, тормоза, монтируют особые шины. В "S-гард" - королевской машине могут быть защищены еще и бензобак, и картер двигателя. ПОВАДКИ ТЯЖЕЛОВЕСА Первое знакомство с бронированным "мерсом" состоялось в аэропорту Штутгарта, на нем нас должны были везти в гостиницу. Во внешности - никаких отличий, машина как машина. Только на всех стеклах растр (полоска черной краски по периметру стекла, закрывающая место вклейки в проем кузова) шире обычного на несколько сантиметров. Когда же я потянул за ручку заднюю ("хозяйскую") дверь, сразу понял - в автомобиле "железа" куда больше, чем кажется. Тяжеленная дверь подалась не сразу (почему-то вспом-3P 6/9945 нилось, как прежде бывал в горкоме партии). У гостиницы водитель припарковал машину правыми колесами на тротуаре. Чтобы выбраться наружу, пришлось напрячь мускулы - сейчас дверь открывалась немного вверх - и до фиксатора я смог дожать ее только с третьей попытки. Само собой, повадки тяжеловеса проявились и на ходу. Они заметны, даже когда сидишь на месте пассажира. На автобане моложавый водитель нашего "мерса" сцепился (как это часто случается ив России) с новеньким "Ауди". Он утопил "газ" до пола, "автомат" передернулся "вниз" на одну или две передачи, и мотор взял самую верхнюю ноту. Приготовившись к сумасшедшему ускорению, я вцепился в поручень на двери, сгруппировался... но рывка не последовало. Машина набирала скорость гораздо медленнее, чем можно было ожидать. 'Ауди" мы не догнали - ушел быстрее, чем приблизился, - видно, испугался. Масса "броневика" заметно понизила его возможности в сравнении с обычным "Мерседесом". В остальном автомобиль вел себя достойно. На перекрестках тяговитый мотор трогал машину с места необычайно легко (полагаю, во многом это заслуга "автомата"), в салоне было очень тихода и тормоза, похоже, в порядке. Хотя в тестах, когда сам сел за руль, они повели себя хуже. Правда, достойных испытаний для журналистов устраивать не стали - позволили проехать несколько кругов по заводскому треку и только. Понять немцев можно - машины очень дорогие и выполняются на заказ, рисковать таким "товаром" просто неразумОбстрелянный со всех сторон "Мерседес". Броня встроена в конструкцию кузова, защищая салон и сидящих в нем людей.но. Пишущая братия только мнит себя гонщиками и потому частенько колотит машины во время тест-драйвов. "Мерседесы" "Е-гард" и "S-гард" на треке держались достойно. Но тяжеловесность сказывалась во всем - и на всех машинах, особенно в медленном разгоне. Занос наступал раньше обычного - шины повизгивали в крутых поворотах даже на небольшой скорости. Управлять тяжелым "мерсом" непросто - нужна сноровка. Недаром здесь уже более 15 лет существует специальная школа поподготовке водителей для бронированных машин. "Пульман" - особая статья. Знаменит он непомерной длиной - на заднем сиденье движка вообще не слышно, будто и нет его вовсе. Дорогу держит лучше всех, что естественно, длина-то какая! Но поворачивать на нем - ох какой навык нужен! Боком бы кого не срезать. Ему бы в повороте изгибаться... "G-гард" оставил далеко не самое приятное впечатление. Во-первых, центр тяжести бронированного джипа высок и поворачивать на нем просто страшновато - приходится здорово снижать скорость. Во-вторых, с тормозами беда: то ли у них явно мала эффективность, то ли я мало тренирован. И все-таки, чтобы там ни говорили, по своим ходовым качествам бронированные "мерседесы" куда ближе к автомобилям, чем к танкам. И в то же время их пассажирам после теракта не придется произносить синеющими губами печально известное: "Эх, коротка кольчужка!". Стоимость бронированных машин начинается со следующих цифр - "Е-гард" от 180 тысяч, "G-гард" от 430 тысяч и "Sгард" от 500 тысяч немецких марок. Верхний предел не установлен, он определяется фантазией и толщиной кошелька Заказчика. На худой конец - его самомнением. Говорят, не так давно Некто отвалил за "S-гард" почти два миллиона...Усиленная задняя подвеска для моделей "S-гард".двигателя почти не слышно. Плавность хода на хорошей дороге отменная, мелкие трещинки машина не замечает - это понятно, масса-то большая. Но каково ей было бы по нашим ямам скакать! (На небольшом ремонтируемом участке мы это ощутили С маневренностью в поворотах проблем вроде бы тоже не возникало, чрезмерных кренов я не отметил,•46ЗР 6/99