96
97
БЫЛОЕ^*'«&. - _ • - - • •1АССЫПАННЫМЛюбители экзотики обходят ФИАТ вниманием. А славу культовых машин заслужили ПЧрЭДЗМЖ внешне неприметные, но ставшие в свое время незаменимыми '500 Тополино" Первый том же году. (1936-1955), "600'' (1955-1960): "Нуова "илей в Ту500'' (1957-1975). При том, что были бочуть раньше и первоначально носил название "Веллис лее яркие модели Балилла-Спорт" 30-х годов, авангардный "8V' 50-х. футуристичный ' Х1 9" 70-х... Знаменитые марки "Альфа-Ромео". "Мазерати". "Феррари и Лянча" в один ряд с ФИАТом. как правило, не ставят - ну. прибрал концерн к рукам Рекордный" "S76 Рекорд'' (1911) созвездие славных имевший 23-литровый двигатель имен, спасибо, что не дал закрыться, помог удержаться на плаву. А ведь могло быть иначе. В начале века на заре автомобилизации только в Италии насчитывалось более пяти десятков фирм и фирмочек, мастерских и гаражей, где талантливые инженеры и ,рей ЛАДЫГИН. механики-самоучки строили самобеглые коляски. Имена большинства из них. даже тех. что снискали громкую спортивУнивер! 949 году То полино" (: ную или иную славу, теперь известны pa" (этажерка лишь историкам да любителям техники. же Америки. Разумеется, в качестА ФИАТ дожил до столетия. Почему? ве "зрелищных" выступали совсем Ответ прост: основатели концерна, и прежде всего легендарный Джованни Аньелли. ставший впоследствии сенатором. с самого начала делали ставку на недорогие массовые модели. Гонки - это. конечно, зрелище, но народ помимо зрелищ обычно желает хлеба - так пусть автомобиль будет ему столь же необходим и доступен, как хлеб насущный. А в качестве рекламы - те же гонки или автопробег через всю Италию с финишем на Миланской выставке. Смотритека. что может безлошадный экипаж! Гоночные ФИАТы в то давнее время на равных соперничали с самыми именитыми марками. Да что там на равных - на их счету немало Италии, но и Франции, Англии и даМультипла" (1955). Представляете себе шестиместный 'Запорожецроско вседорож! , ФИАТы jiijaiw-iwojii/Jy го со гни юкупа Ьмакучусгачсуудсгау е сто лет.^-4MIПарад "шестисотых в 1955 годуЗАКАТЯТСЯФ ото из архиване те машины, что предлагались массовому покупателю: едва ли можно было рассчитывать на серьезный интерес публики, например. к модели SB-4, имевшей 18-литровый (!) двигатель. Да. для побед на гонках фирма не жалела "ло шадей" - так, модель "S74 Корса". про славившая ФИАТ за океаном, была осша^нащена 14-литровым мотором. Но более других потрясает воображение S76 Рекорд" 1911 года - вот уж поистине всем рекордам рекорд: 28-литровый (!!!) четырехцилиндровый мотор разгонял почти двухтонную обтекаемую торпеду до фантастических по тем временам 290 км ч! Даже более мощному шестицилиндровому ФИАТу - "МефистофельЭлдридж Рекорд', появившемуся на 12 лет позже и имевшему 'Bee-*-'96ЗР 7 99 ДРАЖЕI j «V, жто его не знает? Знаменитый в шестидесятые годы "сто двадцать четвертый" внешне неотличим от знакомой всем "копейки ". Лауреат 1995 года ФИАТ-Пунто . Высокий титул заслужили 8 разное время еще семь моделей: 124 (1967). 128 (1970). Панда' (1980), "Уно"(1984), "Типо" (1989; "БравоТ'Брзва" (1996).В СТОЛЕТЬЕго" 21 литр рабочего объема, не уда/ Ъ ось достичь подобной скорости. Рекламируя в 60-х годах свою продукцию в Новом Свете, концерн как раз и акцентировал внимание американцев на том, что ФИАТы - это не только маленькие машинки для игрушечной по заокеанским меркам Европы. В пример приводились громадные рабочие объемы машин разных лет. но не единичных спортивных, а серийных, доступных потребителю. В их числе и 12-цилиндровый Супер-ФИАТ" модели 520. выпущенный в 1921 году. И все же это быпи исключения. Производство "больших ФИАТов (с полутора-. двухлитровыми моторами) исчислялось скромными тысячами, тогда как малолитражки легко преодолевали стотысячные рубежи. Один из первых примеров - "ФИАТ500 Тополино". появившийся в .0936-м и переживший войну: его суммарный выпуск составип 122 тысячи экземпляров, а с модерни-автомобилей фирмы долгожителями слывут не только легендарный "Тополино". выпускавшийся (с перерывом на войну) 12 лет. и "Панда", которой скоро 20. Многие модели, чей выпуск прекращен на родине, в Италии, с успехом производятзациями - превысил полмиллиона. Чисся и продаются в других странах: 126 и ло "500'' в названии на этот раз (в отли"Уно" в Польше. "Уно-Милле", "Типо" и чие от машин 20-х годов) почти прямо "Темпра" в Бразилии. "Тофаш-Темпра" в указывало на полулитровый двигатель Турции. 124 и 1100 под маркой "Премьер"в Индии, 124 - в России... впрочем, считать "Жигули" чистокровным потомком ФИАТа. пожалуй, нельзя. Помимо моделей-ветеранов, многие зарубежные предприятия концерна осваивают вполне современные Палио" и "Сьену". Так что идея "всемирного" ФИАТа фактически уже реализуется. Самое время вновь подогреть интерес к продукции фирмы у автомобилистов шестой - подобное обозначение на долгие годы части суши... А они. к сожалению, знают о ФИАТе и ФИАТах немного. Большинству и стало визитной карточкой фирмы. Как бы ни был мал рабочий объем невдомек, что это не только автомобили мотора, да и весь автомобиль в целом. различных марок и моделей. На европейконструкторы всегда находили в нем месском рынке первенствуют по продажам то для новых технических решении. Префиатовские тракторы "Новая Голландия". жде всего, каждую новую модель отлиработают тысячи тяжелых дорожных мачал слегка опережающий время дизайн. шин и экскаваторов "ФИАТ-Хитачи" и Более того: в 1935 году первый ФИАТ по- "ФИАТ-Аллис'. а также комбайны, сноповязалки и другая сельскохозяйственная лучил независимую подвеску передних колес (модель 1500), в 1950-м - несущий техника. Второе место в Европе занимают грузовики и автобусы ИВЕКО - эта марка также принадлежит концерну. Входящие в альянс изготовители комплектующих "Маньети-Марелли" (электроника), "Тексид" (металлургия) и КОМАУ (промышленное оборудование) - поставляют свою продукцию десяткам автомобильных кузов ив 1954-м - дизельный двигатель (модель 1400), в 1969-м - передний привод фирм мира: "Фольксвагену". "Форду", (модель 128). Построенная в 60-х на базе " Дженерал моторе". "Мерседесу". "Крайсзаднемоторного "шестисотого" забавная леру"... Но и это не все! Подразделение ФИАТ-Авио" совместно с Дженерал шестиместная "Мультипла" вполне заслуЭлектрик ". "Роллс-Ройсом" и "Пратт-Уитживает титула первого мини-вэна. Удачные новинки держались на конни" делает двигатели для гражданских вейере десятилетиями: таковы 1.1-литросамолетов, истребителей, вертолетов, вывый мотор "Балиллы ". доживший с непускает оборудование для космической индустрии. А "ФИАТ-Ферровиариа" - это большими изменениями до середины 60-х годов, или двигатели серии F.I.R.E. первовысокоскоростные поезда "Пендолино". начально оснащавшиеся карбюраторами. курсирующие между некоторыми городаа ныне - системами впрыска топлива. Из ми Европы. Продукция концерна известна химикам, медикам... ~мнк*мг- и II lib ..I .« mm - .«.-б*-.— щ и — м ь • В юбилейный год широко изПлод сотрудничества Востока с За- f, вестную эмблему в виде пяти нападом: экскаватор "ФИАТ-Хитачи'. § клонных полос сменит новая, в стиле двадцатых годов: буквы FIAT в обрамлении шины - почти как в лавровом венке. Вполне достойная была бы награда, заслуженная не роскошью и мощью, а утилитарностью, практичностью, экономичностью - всем тем. что необходимо автомобилю на каждый день.ЗР 7 999"/