110
•МАРШ"-*ОПрошлогодняя высадка "тридцать первой" "Нивы" на Северном полюсе вдохновила вазовцев. Теперь макушки Земли коснулся снегоболотоход "Марш" фирмы БРОНТО, дочернего предприятия АвтоВАЗа.Сергей МИШИН. Фото автораНА ПОЛЮС- проверяют, не появились ли трещины. Правда, полярники пояснили, что толщина льда около девяти метров, а под ним "всего" четыре километра воды. Лед покрыт небольшим слоем фирна - это что-то вроде спрессованного снега, похожего на пенопласт. Фирн выдерживает человека и при этом по-особому хрупко скрипит под ногами. Выкатившийся из чрева Ан-12 "Марш" гармонично вписывается в пейзаж, но темно-синий цвет, на снегу кажущийся черным, выдает чужака. Будь он оранжевым, как "вертушки" и палатки - вполне сошел бы за местного. Зато ведет себя на льдине как дома - нипочем ему и снежные заструги, и ледовые торосы. Между тем уточняем наши планы. По технике безопасности самолету можно находиться на ледовой базе не более шести часов. Так что на бросок к полюсу и обратную дорогу на базу времени в обрез. Своим ходом "Марш" не поспеет - часть пути к цели он проделает на внешней подвеске вертолета Ми-8. Так же вернется на базу. ...Через полчаса после отлета "Марша" с базы вылетаем и мы - и на Ми-8 достигаем заветной точки минут за пятьдесят. Садимся на своеобраз- # ном плато. Холод собачий, и ветерок пронизывает... Горстка чудаков и вертолет среди замороженного белого безмолвия. Господи, мы на Северном полюсе! В любую сторону юг! Вскоре "налегке" подлетает второй вертолет. С той же стороны должен приехать "Марш" - и вот над торосами показались три флага - российский, вазовский и бронтовский. А затем и сам герой дня, "Марш" добрался- несмотря на торосы высотой с флаги. Салютуем шампанским, фотографируемся на память и скорее назад - время не ждет. Возвращаемся на ледовую базу все на тех же вертолетах. Люди - на одном, "Марш" - на другом на подвеске. На базе ему предстоит подождать грузового самолета, который и вернет его в Хатангу, к месту "пропи- ^ ски" - к "Ниве", побывавшей на полюсе в прошлом, 1998 году.Веселенькое дело - из бушующей встретила ослепительным снегом, весны попасть назад, в зиму, из "плюс табором оранжевых палаток и придвадцати" в "минус тридцать". Но снегоболотоходу "Марш" (см. ЗР, 1998, № 3) это не страшно. Отправляя на полюс, в него залили только синтетические масла, установили предпусковой подогреватель и электрообогрев сидений. В аэропорту Курумоч под Самарой "Марш" с водителем Олегом Федоровым, его штурманом, директором БРОНТО Юрием Зуевым и другими участниками экспедиции погрузили в транспортный самолет Ан-12, а остальные - в пассажирский Ан-24. Ночь полета - и мы из цветущего Поволжья попали в Хатангу - за шестьсот километров к северу от Полярного круга! Следующим утром началась подготовка к дальнейшему продвижению на север. От Хатанги до полюса около двух тысяч километров. Нам предстояло долететь на самолетах до ледовой базы с тропическим названием "Борнео", в то время (льдины-то дрейфуют) находившейся в 114 километрах от Северного полюса, а дальше добираться на вертолетах. На половине пути - острове Среднем архипелага Северная Земля - самолет делает посадку для дозаправки топливом. ...Поговаривали, что тяжелый Ан-12 последний раз садился на лед лет десять назад. Но летчики притерли его к льдине так же аккуратно, как в обычном аэропорту. Ледовая базакорнувшей рядом малой авиацией парой вертолетов Ми-8 и "этажеркой" Ан-2 на лыжах. А главное - низко висящим солнцем. Здесь уже наступил полярный день! Несколько человек цепью "обнюхивают" взлетно-посадочную полосу110ЗР 7/99