54
55
яиидяаСоздание СП АвтоЗАЗ-Дэу" на Украине сравнивали с бра орошжая та корейца, дамой.Леонид САПОЖНИКОВ. Фото автораш54&а втазаэ - DAEWOOПОД НЕСЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ Сватались к ЗАЗу и другие, западные женихи, но только кореец готов был вложить 150 миллионов долларов в семейный бюджет (читай: в уставный фонд СП). Родители невесты, сиречь украинские власти, не сомневались, что жених раскошеливается ради ее красивых глаз. И были неприятно удивлены, осознав наконец, что он не подарил эти деньги, а тоже хочет распоряжаться ими с учетом своих интересов.Увы. интересы оказались принципиально разными. Поскольку "АвтоЗАЗ" на 81 процент принадлежит государству, украинскую сторону волновали, прежде всего, платежи в бюджет и занятость 18 тысяч работников. Одна солидная киевская газета добавила третьим пунктом "личный интерес" чиновников, дипломатично назвав это "гипотезой"... "Дэу" жеинтересует прибыль - во-первых, во-вторых и в-третьих. При таком раскладе взаимные претензии и ссоры неизбежны. Тем более, что альянс, похоже, был заключен под несчастливой звездой. Грянул экономический кризис в Корее, затем - в России. Как следствие, резко подешевели "лады", а поставку модернизированных Таврии" на российский рынок пришлось отложить: при цене почти 3 тыс. долларов они там не нужны. Да и на рынке Украины спрос на автомобили СП оказался намного ниже ожидаемого: вместо 70 тысяч в прошлом году выпустили 25, из которых продали только половину... Отношения в СП накалились до такой степени, что председатель совета директоров Сотников и генеральный директор мистер Че стали общаться лишь в письменной форме через секретарей, хотя кабинеты - рядом. Дело стремительно катилось к разводу. Представители "Дэу" потребовали отставки Сотникова, ставшего в их глазах воплощением зла. Украинскому премьеру, взявшему на себя роль миротворца, пришлось согласиться. Ибо после ухода "Дэу" серьезных инвесторов было бы крайне трудно заманить на Украину. Из-под пера премьера вышло распоряжение с классической советской формулировкой "об укреплении руководства". Правда, кем "укрепят" кресло председателя совета директоров, оставалось неясным целый месяц. Автозавод, естественно, все это время не работал - как говорится, не до того... Наконец, в верхах из пяти претендентов выбрали Олега Папашева. Дабы не ущемлять достоинство партнеров, корейцы сделали симметричный жест: заменили мистера Че на посту генерального директора. Итак, мир в семье восстановлен.ЗР 7/99 НАДОЛГО ЛИ? Ответ на этот вопрос в очень большой степени зависит от властей Украины. Недавно парламент (Верховная Рада) с подачи левых депутатов принял поправку к закону о стимулировании производства автомобилей. Суть ее сводится к тому, что если инвестор не полностью выполняет обязательства, он обязан возместить все налоговые льготы, которые были ему предоставлены. Звучит красиво, но на поверку - это ловушка для инвестора. Ведь в СНГ, где от обязательств легко отказываются даже на государственном уровне, предприниматель едва ли способен неукоснительно их выполнять. Поправка принята пока в первом чтении, но если дело ^ п ойдет дальше, международного скандала не избежать. Кабинет министров не ставит СП палки в колеса, и уже за это спасибо. Но нередко в его решениях, как в советские времена, идеологические предрассудки довлеют над экономикой. Компания "Дэу" обязалась в течение 10 лет не вывозить за границу прибыль СП. а реинвестировать ее здесь, на месте, в развитие производства. В чем же тогда интерес "Дэу"? В правительстве, похоже, не задавались таким вопросом. И уж подавно не готовы уважать этот интерес, как принято у цивилизованных партнеров. Люди, привыкшие к кредитам МВФ, склонны рассматривать корейские инвестиции как очередную "халяву". Но корейцы отнюдь не филантропы. Компания хочет создать на Украине многочисленные предj t приятия-смежники "АвтоЗАЗ-Дэу". Поставит оборудование, создаст рабочие места - дайте только площади, которые все равно пустуют. И каждый получит свое: бюджет - платежи. СП - качественные и сравнительно дешевые комплектующие, рабочие - зарплату. А "Дэу", естественно, прибыль - но это звучит для тех, в ком бродит старая идеологическая закваска, кощунственно. Первое же конкретное предложение о производстве стартеров было отвергнуто. Еще один предрассудок или. если угодно, миф касается отечественных поставщиков. Принято верить, что их продукция дешевле. Но это, вообще говоря, не так. Технологи "АвтоЗАЗа" рассказали, что если штамповать элементы кузова из холоднокатаного листа "Запорожстали", до 40% уйдет в брак. Из листа Новолипецкого металлургического комбината 20%. И в итоге самым дешевым оказыва•*"ется импортный лист из словацкого города Кошице...Перспектива СП во многом зависит, конечно, и от него самого. На эту тему я побеседовал с новым председателем совета директоров.пейски, мы отлично ладим и не сделали против них ни одного шага. Они создают нормальную конкурентную среду. Вредоносны так называемые серые дилеры. ЧДля справки: 7 Олегу Хайрулловичу Папашеву 48 лет. Родился на Львовщине в семье врача. Отец - казах, мать украинка. Окончил Запорожский машиностроительный институт. На автозаводе - ровно четверть века. Начал с разработки "Таврии" в роли рядового конструктора, с 1991 года - главный конструктор "АвтоЗАЗа". Уже в начале 80-х слыл на заводе главным поборником компьютеризации. Перед тем, как стать в СП первым лицом, был заместителем технического директора.ввозящие подержанные машины в обход ОПРОВЕРГНУТЬ КИПЛИНГА законов. - Киплинг сказал: Запад есть За- Сколько машин даст завод в 2000 пад, Восток есть Восток, и вместе им не году? сойтись. В вашем лице, Олег Хайрулло- Сделать можем 100 тысяч. А скольвич, СП получило шанс опровергнуть ко сделаем - определит спрос. это. Облегчают ли вам восточные гены - Кроме "Таврии", по-прежнему бувзаимопонимание с корейцами? дете выпускать "Ланос", "Нубиру" и - Не исключено. Но находить общий "Леганзу"? язык заставляет прежде всего работа. - В нынешней ситуации рационально - Какую ошибку проекта вы хотели - одну из этих трех. Какую именно, пока бы исправить, если можно было бы не готов ответить. вернуться на пару лет назад? - Откажетесь ли, наконец, от "от- Мы слишком оптимистично составиверточной" сборки? ли бизнес-план и инвестиционную про- В 2000 году намерены внедрить у грамму. Поступили по социалистическому себя сварку и окраску кузовов корейских принципу: выдали желаемое за действимашин. тельное. И не учли важных факторов, - Будут ли среди упомянутых ста уменьшающих реальный спрос. Имидж СП тысяч "опели"? омрачен плохим качеством "таврий" пос- Вполне вероятно. Обязательное ледних лет выпуска. Потребители не увеучастие фирмы "Опель" - одно из условий рены в том. что "Дэу" пришла сюда надолукраинской стороны, поставленных перед го, а значит, будут сервис и запчасти... "Дэу" в самом начале. "Опель" намерен соСейчас мы должны стараться вселить в здать у нас мощности для мелкоузловой людей такую уверенность, а для этого насборки 15 тысяч машин в год с возможнодо прежде всего создать нормальную дистью увеличения до 25 тысяч. Речь идет о лерскую сеть. новой "Астре". Первая должна быть выпу- В прошлом году автомобильный щена через девять месяцев после подпипарк Украины вырос на 270 тысяч. Доля сания соглашения, Оно еще не подписано: вашего СП - около 5 процентов. Зато "Опель", естественно, хочет прийти на ста"лады" составили больше половины. бильно работающее предприятие. Значит ли это, что вазовские дилеры ваш основной конкурент на украинском ... Перед отъездом из Запорожья узнал свежую новость: корейцы уже не укларынке? - Цифры говорят, что сегодня - да. дывают чемоданы, а, напротив, вызвали к Но "очень смешные" цены российских себе жен. Значит, заинтересованы в Украавтомобилей - это временно. И потом, ине, хоть ее, как и Россию, умом не подилеры ведь очень разные. С официальнять. Научится ли она понимать саму себя ными, работающими открыто, по-евро- куда идет, чего хочет? Не дает ответа...ЗР 7/9955