16
17
ят, автомобильное вижение по природе своей * демократично. Возможно, где-то так и есть. А у нас? У нас - как всегда, иначе.В заметках о путешествии за рубеж почти неизбежно прорывается восторг автора: "А у них там уступают друг другу дорогу! Пропускают пешеходов! Соблюдают знаки и разметку!". Столь объяснимая радость встречи с чем-то для нас необычным уже исключает какой-либо анализ, и в графу выводов напрашивается только одно: "там" и люди совершенно другие - вежливые и дружелюбные, в отличие от нас, диких и угрюмых. Вы тоже так думаете? Как говаривал известный политический деятель, зря, батенька, зря. Если все-таки снять розовые очки и присмотреться к зарубежной действительности, легко заметить, что их общество - и, в частности, автомобильное движение - демократично именно потому, что держится на прочном каркасе ограничений и запретов. Любителям порассуждать о "таинственной природе славянской души" адресуем наблюдение, причем сделанное не авторами, а московскими дорожными инспекторами. Проанализировав статистику ДТП с участием водителей-иностранцев, они (возможно, с изумлением) обнаружили, что манера езды последних в наших условиях отнюдь не лучше - а то и хуже, чем у коренных россиян. Появилось даже специальное предписание не закрывать глаза на нарушения автомобилей с красными и желтыми номерными знаками всевозможных посольств и представительств. Есть, конечно, и другие подобные примеры, но, надеемся, вы все-таки согласитесь, что с пересечением границы государства природа человеческая едва ли кардинально меняется. Стало быть, дело в тех самых ограничениях и запретах? Скорее Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Денис БОРОВИЦКИЙ. Фото Владимира Князева всего, поскольку каждодневная водительская практика сама должна убеждать, что следовать требованиям удобнее и безопаснее, чем их игнорировать. "Ах, так вы собираетесь в очередной раз ругать нашу организацию дорожного движения!" - скажет нетерпеливый читатель. Да, ругать, но кроме этого - сформулировать несколько принципов, которые у нас традиционно оставляют за кадром, сводя тем самым на нет эффективность всех ограничительнозапретительных мероприятий. Во-первых, конечно же, любой запрет должен быть разумен и понятен. Столкнувшись несколько раз с неоправданным запретительством, любой, изначально законопослушный водитель приучается относиться к знакам и разметке как к необязательным рекомендациям, рассчитанным в основном на "чайников". Поскольку его опыт опровергает предположение, что знаки полезны, на дороге он будет теперь исходить только из собственного удобс ва и, в некоторых случаях, опираться на пресловутый "здравый смысл", i Далее. Понятно, что не всегда удается на небольшой жестянке знака объяснить, чем же, собственно, продиктовано ограничение. Американцы в этом случае помещают целый плакат: "Здесь лучше быстро не ездить, поскольку..." Европейцы действуют иначе: они стремятся организовать движение так, чтобы сделать нару| невозможным: ограни скорости обеспечивает участок "гребенки", запрет перестроения - разделяющий полосы отбойник. У нас большинство запретов легко обойти, притом без видимых последствий - и к знакам отношение соответствующее: "понавешали тут"... Чтобы придать им убедительность, приходится выставлять на дороги бесчисленные пикеты ГИБДД, которых все равно мало: к каждому знаку инспектора не приставишь. Кажется, даже в школьный курс физики включены законы Кирхгофа. Для нас важен первый: сумма токов, втекающих в узел, должна быть равна сумме вытекающих, поскольку электроны в пересечении проводников не накапливаются. Чем-то похоже на перекресток, правда? Только автомобили "наНа дисплее ЛИСД-2 абсолютный рекорд нашего рейда.16ЗР 7/99 наш средний автомобилист просто копиться все-таки могут - в случае 100,7(74...140) вызывающе асоциален. В плотном попробки. А пробка непременно возниктоке он чувствует себя неуютно, стренет - если число полос после перекремясь всеми правдами и неправдами стка уменьшается. Но ведь это происехать в своем собственном, не совпаходит сплошь и рядом. Рассмотрим 74,6(58...84) дающим ни с кем другим темпе. Уж в ближайший к нам пример - московское этот раз промолчим про Европу, где Садовое кольцо в районе Сухаревской со светофора все трогаются почти 72,3(51 ...90) 6 8j2 ( 5 6i - 8 7 ) площади. Улица Сретенка к перекреодновременно, а едут, поддерживая стку расширяется, образуя "устье" в примерно одинаковую дистанцию и пять-шесть рядов. Проспект Мира, ку9о (автоиобшпй в шт.} выстраиваясь фактически "в затыда направляются все эти машины, лок" друг другу. Вы опять про нациовдвое уже - три полосы, причем пер18 • • нальную психологию? Если безответвая всегда занята стоящими автомо10 q ственность тех, кому поручена оргабилями. Нужно ли объяснять, что все низация дорожного движения, являстараются тронуться как можно быстется национальной чертой характера рее, нервно газуют, сигналят. Не менее "интересно" ехать и по Садовому 83 - тогда вы правы. Во всем остальном 113. у перекрестка упирается в угол одна - нет. Ведь автомобильная культура 86 54 jr полоса, а затем прямо у тротуара рожне рождается спонтанно, и ее не даются четыре, чтобы всего через ацц взрастишь только штрафами и пропоCV сотню метров вновь бесследно исчезведями. Причина европейской оргаПараметры движения автомобилей по полосам CV нуть у бордюра. Кто-то движется вдоль осеМКАДа. низованности - в рациональной разметке, вой линии, кто-то - вдоль тротуара, а между "заставляющей люВого, ктсГсадится за руль, ними - "пузырь", где разметка-то есть, но ниавтомобилей и средние скорости (мы изме"ценить каждый Миллиметр дорожного прокто ею не пользуется, руководствуясь тем рили их прибором ЛИСД-2). Только один странства, самым "здравым смыслом". Кажется, будто крайний левый ряд действительно едет сИ напоследок - небольшой эксперипроектировщики, не мудрствуя лукаво, очерразрешенными здесь 100 км/ч. Остальные мент, который мы предлагаем как "домаштили дома узким тротуаром, отдав остальное едва достигают семидесяти, причем самый нее задание". Для начала отыщите в ваместо под асфальтовое озеро чудовищно небыстрый из них мчится по... резервной пошем населенном пункте участок дороги с правильных очертаний. Затем, как смогли, лосе, где разрешено лишь разгоняться и нанесенной разметкой (надеемся, хоть разлиновали его на полосы, подойдя к этому тормозить! Машин здесь мало, так отчего один найдется). А теперь прикиньте ширинастолько формально и недобросовестно, же не ехать... При малейшем заторе левая ну одной полосы. Так вот, российские почто об этом и говорить-то всерьез неудобно. полоса, с ее плотностью движения, моменлосы - одни из самых широких в мире! То Результат - еще один генератор нервозности тально замедляется и поток машин выгляли мы этим хотели показать остальному и агрессии, еще одна прививка неуважения к дит как зеркальное отображение нормальчеловечеству, что земли нам не жалко, то знакам и разметке. Без сомнения, подобные ного - чем левее, тем скорость ниже. Усули еще почему (чтобы прошел самый крупточки найдутся во всех российских городах. губляет картину нежелание наших водитеный ракетовоз?)... Понаблюдайте за двиЗа рубежом вообще стараются число лей перестраиваться в свободные правые жением. и вы придете к выводу: разметка полос резко не менять - и тем заметно со- полосы (сравните дистанции на диаграмс таким интервалом, по сути, неработоспокращают возможности беспорядочного ме). Конечно, эта статья - не место дотошсобна. Может ли она кого-то организо"броуновского движения" по проезжей часно анализировать психологию водителей и вать, если в две полосы с легкостью помети. Нередко на перекрестках можно увидеть ошибки проектировщиков, но ведь стоило, к щаются три, а то и четыре автомобиля. треугольные островки тротуара (огражденпримеру, ту же резервную полосу снабдить А теперь все-таки ответьте, но не ные не только бордюром, но и заборчиком). поперечной разметкой из выпуклых полос - авторам, а себе: чего же не хватает наочень жестко формирующие поток тех, кто и "гонять" здесь оказалось бы невозможно. шим дорогам, чтобы движение по ним поворачивает. Вы думаете, в противном Нет. планируется рейд ГИБДД, чтобы излобыло действительно удобным... и демослучае "у них" не нашлось бы любителей вить ив назидание остальным наказать обкратичным? срезать углы, заставляя нервничать осгоняющих на МКАДе справа. Но ведь рейд тальных участников движения? когда-нибудь (не более чем через месяц) Постепенно приучив водителей рукончится. И что тогда - ясно?жСтадиям сашршлпь ^ИШИИЙЯЛН! старостой) | р шттшт » пойманСпросим читателейБыло время, пропагандисты без устали -Занимаете ли вы левую полосу ководствоваться на дороге только своим удобством, вряд ли стоит ожидать, доказывали преимущества "нашего коллекпри свободной правой? что они с уважением отнесутся к интивизма перед их индивидуализмом, если тересам других. Даже на тех немно"Яе~еказать - эгоизмом. Увы, практика не гих у нас трассах, где организация подтверждает правоты тех ораторов. Наш движения близка к оптимальной, экспериментТна московской кольцевой покасамо оно почти столь же бестолкозал - меньше четверти водителей оказавое, как и везде. Вот Московская лись способны поддерживать скорость, закольцевая автодорога. Отличная данную впереди идущим автомобилем. Во разметка, указатели, отсутствие всех остальных случаях разница скоростей пересечений. И в то же время - превышала 3 км/ч, приводя в конце концов к посмотрите на распределение бесконечным перестроениям. Как видите, U^&^T^ Ски ^2-с6-»г-' V * / &? -*>e.sг;*W«_J) „ _ЗР 7/99