117
118
jjmmmtmНА ВОИНЕ КОМПРОМИССОВ НЕ БЫВАЕТВ Азиатском регионе, например, в хорошо знакомом автору Афганистане полноприводные пикапы "Тойота" и "Ниссан" нашли •^не только мирное применение...Владимир АНДРИАНОВБез российской техники не обошлось: в кузове КамАЗа - зенитка, а "уазик" стал афганской "катюшей"В локальных вооруженных конфлиделила новый тип вездехода, который ктах широко используют "гражданскую" можно определить как артиллерийский. автомобильную технику - в первую очеНа пикапы с усиленной рессорной подвередь, вседорожники. В кадрах репортаской устанавливают четырех-шестижей из "горячих точек" мелькают многие ствольные реактивные минометы, безотмодели: от "джипов" 40-х годов до броникатные орудия, крупнокалиберные пулерованных "хаммеров", однако наиболее распространены пикапы "Тойота" и "Ниссан". Косвенным признаком популярности "тойот" среди разного рода повстанцев и мятежников служит циркуляр, не так давно разосланный фирмой в адреса ее иностранных дилеров: он запрещает продажу автомобилей в воюющие страны. Жест, конечно, чисто символический, но показательный. ИзредПонадобится - и этот пикап станет артиллерийским. ка встречаются высоко ценимые, но уже предельно изнометы, популярнейшим из которых стал шенные "ленд-роверы" прежних лет, еще российский ДШК. Используют их также не выродившиеся в "асфальтовых" мудля перевозки личного состава. Уметантов. ренные габариты, хорошая проходиСовременная партизанская война мость и высокая скорость на асфальтонаряду с командирскими машинами вывых покрытиях позволяют формироватьиз них ударные огневые группировки, маневренные и мощные. Такие широко используются, например, движением талибов в Афганистане, где горные тропы узки и грузовику, и БТРу, и "Хаммеру". (Впрочем, внедорожные качества не безграничны иу вездеходов. Именно поэтому в горах достаточно часто применяется кавалерия.) А вот в классе командирских машин лидирующие позиции занимают вездеходы Ульяновского автозавода. Сегодняшние афганские генералы с обеих противостоящих сторон - в большинстве своем бывшие полевые командиры и одновременно крупные землевладельцы. Некоторые не чураются и наркобизнеса. Средства позволяют им держать несколько вседорожников для повседневных поездок и развлечений. Как правило, это дизельные "тойоты" - "ЛендКрюйзер" и "4-Раннер", "Ниссан-Патруль" и "Паджеро". Однако на боевые операции они выезжают исключительно наЗР 7/99117 УАЗах. Их пробовали приспособить и под артиллерийские системы, однако изза недостаточной прочности заднего моста на них удавалось ставить не более чем четырехствольный реактивный миномет. А вот у полевых командиров и вооруженных групп численностью до от-Марка "Тойота" безоговорочно признана всеми воюющими сторонами.деления УАЗ зарекомендовал себя весьма высоко. По проходимости же ему труВ заключение замечу, что хороший дно найти равных. вседорожник на Востоке не является Сдержанно отзываясь о надежности и признаком роскоши, как у нас. Новый мощности уазовских моторов, мои афган"Ленд-Крюйзер" стоит в ОАЭ 22-25 тыс. ские собеседники, среди кодолларов. "Раннер", "Паджеро" и америторых были и инженеры, отканские одноклассники обойдутся в мечали, что отличная про14-18 тыс. Утилитарные вездеходы еще ходимость УАЗа, скорее дешевле. И наш УАЗ мог бы составить всего, определяется верно им серьезную конкуренцию. Даже бревыбранным соотношением зентовый верх и простой "железный" кугеометрических и весовых зов здесь достоинство, а не недостаток. параметров автомобиля, Чуть усилить бы задний мост да освоить характеристиками транспикап! А главное пожелание - оснастить миссии и колес. машину надежным дизелем. Между прочим, распространенное мнение, Знакомый афганский генерал, бывбудто чем шире колеса, ший проездом в Москве, очень заинтеретем лучше они себя ведут Пулеметная тачанка наших дней. Правда, без Анки-лулеметчицы.. совался новой моделью УАЗа с дизельв песке, оказывается не ным двигателем. Я перевел ему статью совсем верным. Вот лишь один пример. Широко используются вседорожниоб этой машине из журнала "За рулем", Автотрасса Хайратон-Мазари-Шариф ки и представителями ООН. "Ленд- которая справедливо называлась "Дитя во время песчаных бурь часто блокируКрюйзер", можно сказать, стал фирменкомпромисса". Мой собеседник, по-восется блуждающими барханами. На расным ооновским автомобилем. Особо поточному вежливый человек, заметил: "На чистку уходит несколько часов. Смельчапулярны машины со специальными, навойне компромиссов не бывает". ки пытаются объехать барханы по пуспоминающими микроавтотыне, но это удается только после дожбусы кузовами, оборудоМощный "Урал" не столь подвижен, но может нести несколько тяжелых пулеметов, скорострельную спаренную зенитную пушку дей либо при высокой влажности воздуванными спутниковыми сиили автоматический миномет. От стрелкового огня защищают броха. На этот раз песок был сух и мелок. В стемами связи и навиганежилеты на бортах, а от мин - мешки с песком на полу кузова. нем буксовал и погружался по оси, а зации. Практически на всех тем и по днище весь цвет "внедорожной автомобилях стоят дизельгвардии", включая наш "Ленд-Крюйзер" с ные моторы и сравнительпостоянным полным приводом и диффено узкие и жесткие поренциалами с автоматической блокировкрышки. Эти вездеходы кой. Вытащить попавших в беду пытался позволяют офицерам сил трактор "Беларусь", сам отчаянно вязООН и медицинскому пернувший в песке. Тут на шоссе появился соналу добираться в такие УАЗ. В нем сидели восемь солдат с проместа, куда не проходит тивотанковым гранатометом РПГ-7 и боиногда и боевая техника. В езапасом к нему. Водитель, который в меньшей степени у мироходе боевых передряг, видно, стал с пустыней "на ты", не включая передний мост (!), прибавил газу и, улыбаясь, с ходу проскочил опасное место. Вскоре "уазик" превратился в точку на горизонте. Под впечатлением увиденного я при случае решил понаблюдать, как работают в песке широченные покрышки "Дезерт Дьюэлер" (буквально "бросающий вызов пустыне"), в которые был обут наш "ЛендКрюйзер". Оказалось, что эти "лапти" выталкивают перед собой такой мощный вал песка, который сами не в силах преодолеть машина зарывается. Другой "Крюйзер", который был куплен нами в ОАЭ и беспрестанно снабжен узкими и жесткими, почти грузовыми шинами, успешно проходил там, где "спецрезина" доказывала, что пригодна лишь для езды по кромке пляжа. Может быть, именно в колесах один из секретов проходимости УАЗа?творцев популярны "Ниссан-Патруль" и "Ленд-Ровер", но и на них я ни разу не видел "сверхбаллонов", на которых ездят по Москве "асфальтовые" джиперы. Бесспорно, современные машины создают у водителя впечатление вседозволенности. Однако тяжелый вседорожник с высоко расположенным центром тяжести при резких маневрах на высокой скорости или на скользком покрытии может стать непредсказуемым. Так, на моих глазах один "Ленд-Крюйзер", войдя на повышенной скорости в крутой правый поворот, улегся перевернутым под правым же откосом шоссе. Благодаря высокой пассивной безопасности, присущей автомобилям "Тойота", люди остались целы. Но попытавшись завести двигатель сразу после того, как машину поставили на колеса, мы едва не погубили мотор. Гидроудар из-за попавшего в камеру сгорания масла разрушил поршень, согнул шатун. К счастью, коленвал устоял, и это спасло от замены двигателя в сборе.118ЗР 7/99