РЕМОНТЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА "ЖИГУЛЕЙ"Вадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский ВАЗ-2101... 2107 Состояние подвески легко оценить на глаз. Удобнее это сделать на канаве или подъемнике. Замене подлежат упругие втулки шарниров штанг и амортизаторов, если: - растрескалась резина; - несоосны внутренняя втулка и проушина; - видны следы проворачивания внутренней втулки в резине (крошка, зазоры). Масляные потеки на корпусе амортизатора - сигнал к его замене. Предлагаемый ремонт по силам даже начинающим автолюбителям, а используемые нами простые приспособления легко изготовить самостоятельно. Для удобства фотосъемки мы провели эти работы на подъемнике, сняв с автомобиля колеса, но последовательность операций приведена для более доступного и простого варианта - на канаве (эстакаде) и без снятия колес. Ставим под передние колеса противооткатные упоры. Очищаем стальной щеткой и смачиваем проникающей жидкостью (например, керосином) резьбовые концы болтов реактивных штанг и амортизаторов. Детали заменяем по очереди, не позволяя мосту полностью "отвязаться" от кузова. Чтобы снять продольную штангу, придется отсоединить нижнее крепление амортизатора. 7 Через оправку (рис. 1) выпрессовываем внутреннюю стальную втулку шарнира, подставив под его противоположный торец отрезок трубы внутренним диаметром 22-26 мм..5_HJ5*ЧКлючами "на 19" отворачиваем гайку.1x45° | 2 фаски' 67* — *Рис. 1. Оправка для выпрессовки внутренней втулки шарнира.Вынимаем болт и распорную втулку кронштейна амортизатора...Удаляем изношенный упругий элемент из проушины штанги, осаживая его по периметру.и отворачиваем крепление продольной штанги. Последовательность операций 3-5 произвольная. Упругие втулки для шарниров штанг и амортизаторов выгоднее покупать комплекКлючами "на 19" отворачиваем гайку и выниматом (38 руб.), что в среднем на 18% Смочив поверхности мыльным раствором (для ем болт. Выводим вниз из проушины конец попедешевле поштучной закупки. Но уменьшения силы трения), устанавливаем новую комплект нужно внимательно осмовтулку. речной штанги. треть еще в магазине.АНедовулканизированная резина одной из втулок была словно пластилиновая. Втулки верхних продольных штанг отличаются несколько меньшими разТак же отворачиваем реактивную штангу и вывомерами, но методика и оснастка для их дим ее конец вверх. замены одинакова.Очищенную внутреннюю втулку запрессовываем "с мылом", предохраняя поверхность резины от 'Ьпорезов специальным наконечником (рис. 2). СвоимиСвлами156ЗР 7/99 •его службы. Первый способ ведет к разбуханию резины и проворачиванию стальной втулки в упругом элементе. Второй уменьшает площадь контакта стальной втулки со щеками кронштейна - это ведет к ускоренному смятию ик проворачиванию втулки. Обязательное условие долговечной работы шарниров окончательная затяжка креКруглым напильником очищаем втулку от продупежа при номинальной загрузке автомобиля. ктов коррозии. Со временем жесткость пружин подвески автомобиля снижается настолько, Шарниры амортизаторов состоят из что "просевший" кузов не всегда пропусдвух резиновых элементов, соединенкает под собой изъяны дорог. Жесткость ных стальной втулкой. С боков резинопружин, встречающихся сегодня на рынвые втулки поджимаются сферическими ке, увеличивается в следующем порядке цветовой маркировки: зеленая, желтая, шайбами. Чтобы удалить изношенные "полокоричневая (для универсалов). При необвинки" шарнира, достаточно поддеть их ходимости заменяем пружины - по очереди. Сначала ослабляем крепления всех отверткой. резинометаллических шарниров задней подвески (штанги, амортизаторы), чтобы втулки не провернулись. Вместо него можно использовать шарик диаметром 20 мм от подшипника. нув их витки стяжками, что и показано на снимках. Для стандартных пружин это совершенно не обязательно. Отсоединяем нижнее крепление амортизатора и домкратом приподнимаем кузов настолько, чтобы извлечь пружину, но не порвать тормозной шланг. Вынимаем пружину и опорное кольцо.АСтарое деформированное кольцо (слева) заменяем новым. Иначе касающийся кузова виток пружины протрет дыру в багажнике. Если на новой пружине один из концов спрямлен, то ориентируем его к балке моста (вниз).Новые резиновые элементы ставим на стальную втулку с обеих сторон проушины амортизатора, вставляем крепежный болт с шайбами, ориентируя их вогнутыми сторонами к резине. При монтаже амортизатора на автомобиль затягиваем гайку крепежного болта до упора торцов стальной втулкой шарнира в сферические шайбы (усилие на гайке резко возрастает). Этим достигается необходимый предварительный натяг резиновых втулок. В любительской ремонтной практике распространены два облегчающих запрессовку приема, но... одинаково неверных: - смазать поверхности деталей каким-либо маслом; - сделать "заход" увеличив диаметр по краю отверстия в резиновой втулке, или заточить на конус стальную. Оба способа неприемлемы, так как изменяют принцип работы резинометаллического шарнира, сокращая срокR10Надавив на заднее крыло автомобиля, надеваем на пружину три скобы (рис. 3) так, чтобы зафиксировать в них семь витков пружины. SS SЭРис. 3. Скоба для закрепления пружин в сжатом состоянии. Имейте в виду: в ненагруженном состоянии длина пружины должна составлять 434 мм, а на рынке вам могут предложить "изделия" с теми же восемью витками, но длиной раза в полтора больше. Это типично "левая" продукция, применение которой в первую очередь сделает заднюю подвеску непомерно жесткой. К тому же такие пружины снять или установить на место можно, только специально приспособившись, - например, стял / 1 \Устанавливаем пружину так, чтобы буфер кузова вошел в опорное кольцо и верхние витки, а нижний виток - в паз чашки моста.Доворачиваем опорное кольцо до упора в его паз торца пружины.Рис. 2. Наконечник для запрессовки втулки шарнира.Опускаем кузов, закрепляем амортизатор (дотягиваем под нагрузкой); надавив на крыло, снимаем скобы.>имиимамиЗР 7/99157