42
43
шшшшшжтлектромагнитная система "Мегаматик" (первоначально установленная под капотом редакционной "Оки-Престиж" см. ЗР, 1999, № 4) оказалась настолько простой, малогабаритной и легкой в монтаже, что уже этим вызвала пристальный интерес. В удобном месте к левому брызговику моторного отсека "привертывается" соленоид, от которого идет гибкий трос к вилке сцепления. При этом трос от педали не мешает и его можно сохранить. Остается укрепить в удобном месте блок управления, выключатель системы, контрольную лампочку, показывающую состояние сцепления в данный момент, и концевой выключатель на педали газа. С такой работой справится даже начинающий автолюбитель.ЗПредставляем заочные состязания двух типов "автоматического сцепленияАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВСоленоид "Meгаматика" буквально затерялся где-то под фарой, да и "мозги" его поменьше.Оказалось, однако, что эта простота имеет свои недостатки. С одной стороны, "Мегаматик" вполне работоспособен и, судя по всему, надежен. Троганье с места и переключение передач сложностей не вызывают. Но в бочке меда есть и порция дегтя, скрытая в вынужденно упрощенном алгоритме. Предположим, вы сбросили газ, чтобы тормозить двигателем. Система же воспримет ваши действия как намерение переключить передачу и выключит сцепление. Следовательно, замедления не произойдет и машина продолжит катиться с прежней скоростью. Теперь, если в течение 1-2 с вы не прибавите газ, система "опомнится" и включит сцепление снова. Но ведь обороты двигателя тем временем успели упасть до холостых! Поэтому включение сцепления сопровождается ощутимым рывком, особенно на I или II передаче (типичный случай в пробках у светофоров). Этот рывок всегда неожиданный, неприятный, а на скользкой дороге и небезопасный. Да и резкое торможение автомобиля при неработающем стоп-сигнале (вы же не нажимали на тормоз!) не добавит вам очков у едущих сзади. Конечно, можно при торможении двигателем не отпу-ва плата за попытку заставить электронные мозги" принимать решения в условиях недостатка информации (одного-единственного сигнала от педали - сброса газа явно недостаточно). Впоследствии разработчики "Мегаматика" сумели усовершенствовать алгоритм (он совпадает с описанным ниже) и обещают в ближайшем будущем снять все проблемы. Тогда для маленьких машин с легким сцеплением появится малогабаритная, надежная и чрезвычайно простая в установке система, способная порадовать как начинающего, так, возможно, и опытного водителя. лектровакуумныи привод сцепления. Как же устранить рывок при торможении двигателем? Оказывается, это не слишком сложно. Группа энтузиастов из НАМИ и СеАЗа занималась сервоприводами в автомобилях давно (в основном, для инвалидных ЗАЗов и "Оки"), пока не родился современный электровакуумный привод сцепления - ЭПС. Найденные решения оказались настолько удачными, что система была запатентована в России, США, Японии, Германии и Италии, а авторы получили Государственную премию РФ 1998 года и золотую медаль Всемирного салона изобретений "Эврика" в Брюсселе. Патентной чистоте способствовало то обстоятельство, что в развитых странах проблемы инвалидов решались совсем иначе: им предназначались ма-Зекать педаль газа полностью (до срабатывания концевого выключателя), но это требует особого навыка и точной работы правой ногой. Опытного водителя, привыкшего полностью контролировать поведение автомобиля, вмешательство системы будет раздражать, а у пассажиров странные рывки вызовут в лучшем случае недоумение. Тако-42ЗР 7/99 шины с автоматическими (гидромеханическими) коробками передач - правда, ценой, сравнимой со стоимостью среднего отечественного автомобиля. Поэтому-то мы и "пошли другим путем". Новая система оказалась настолько универсальной, что способна прижиться под капотом не только всех отечественных автомобилей от "Оки" до ВАЗ-2110 и "Волги", но и отдельных моделей "Хонды" (!) и "Опеля". Более того, отныне она заменила "Мегаматик" в редакционной "Оке-Престиж", чтобы мы могли поделиться с вами впечатлениями "из первых ног".эрог BKJ ВорогаН ения будет гоВам прЛ ВюлосЯ т несильеред и энергичный разгон до •включения. Определит ваши намерения специальный датчик на карбюраторе, выполненный по образцу датчика-винта Э 1ХХ карЬюратс В отличие от сего* ней модели "Мегаматика", здесь соД сам по себе не приводит к выклк> > сцепления. Поэтому нет никаких рывк обычное торможение 8 ких пор? Пока оборотИ падут почти до холостых. Тогда сцепле» в выключится. даже если вы не трогали ычаг переключения передач. Так что дI остановки автомобиля достаточно по нажать на тормоз Единственное табщнельзя глу-жалуй, особенность - система способна поддерживать работу сцепления с пробуксовкой. Очень полезно, например, при парковке. Плавно прибавляя газ, можно заставить машину ползти буквально сантиметр за сантиметром, не опасаясь полного включения сцепления, броска вперед (или назад) и хруста раскалывающегося бампера. Итак, каковы же предварительные выводы? Для "Оки" и подобных ей маленьких машин больше подойдет, пожалуй, "Мегаматик" с доработанным алгоритмом управления. Соленоид, по идее, проще и надежнее вакуумной системы с клапанами, диафрагмой и трубопроводами. Для остальных же автомобилей с большим усилием выключения сцепления потребовалось бы управлять слишком большими токами, а это - фактор не в пользу надежности. Поэтому тут - царство ЭПС.Итак, бросок в Серпухов, несколько часов работы и... под капотом "Оки" не осталось свободного места. Из соображений унификации в вакуумном приводе использовали диафрагму от усилителя тормозов, а она не маленькая. Правда, нет худа без добра. При такой ппощади поверхности привод развивает усилие около 90 кгс, чего с лихвой хватит даже для упВ заключение несколько равления сцеплением автослов о перспективных совбуса. Потому-то система местных разработках и получилась столь, НАМИ, СеАЗа и кауниверсальной. Пролужского завода цедура монтажа, коэлектронных изнечно, не в пример делий КЗЭИ сложнее, чем элект( б ывший ромагнитного "МегаКЗАМЭ). Уже гоматика": кроме протов датчик скороводов и довольно сти автомобиля, громоздкого исполнипозволяющий тельного механизма, еще более усонадо прокладывать вершенствовать вакуумные магистраработу автоматили и устанавливать ческого привода ресивер - бачок,' сцепления. Но не храняющий разрежетолько для этого его ние, когда двигаразрабатывали. В тель работает на планах на будущее Для тех, кто подумывает, не заказать ли себе автомобиль с ЭПС или "Мегама холостом ходу. автоматическое петиком", отметим два общих недостатка обеих систем : Но нас интере- начинать движение можно только после прогрева двигателя, когда он усреключение передач в... стандартных месуют не тонкости тойчиво заработает на малых оборотах; монтажных работ, - о ба алгоритма предполагают спокойный стиль вождения с постепенным ханических коробках! Это вплотную а алгоритм, залоприбавлением газа после переключения передач. "Спортсмены" должприблизит нас к совженный в блок упны будут смириться с необходимостью перегазовок, некоторой потерей ременным "автомаравления. Самое темпа и несильными рывками после переключения передач "вверх*. там", работающим со главное отличие специализированными механическими появился датчик в рукоятке рычага коробшить мотор или выключать систему ЭПС, коробками. Наши же конструкторы задаки передач. Теперь стоит только слегка попока не включили "нейтраль". Иначе обеслись целью превратить в "автомат" лютянуть его в любую сторону, как сцеплеточенные "мозги" включат сцепление, и бую из установленных на автомобиле. ние выключится. Переключились? Руку с автомобиль дернется. С другой стороны, неопытный водитель не рискует случайно Первые практические результаты обнарычага - долой! (От вредной привычки упдеживают. Уже наматывают километры равлять "одной левой" ЭПС вас отучит). заглушить двигатель, пытаясь тронуться с опытные машины, у которых вместо рыДальше все зависит от выбранного стиля места, например, на III передаче. В этом случае возникает автоколебательный чага - четыре кнопки, удобно располовождения. Если он спокойный ив процессе женные на руле... Отсюда до попного "авпереключения вы сбросили газ, то сцеппе- процесс: сцепление начинает включаться, обороты двигателя падают, сцепление вытомата" один шаг. Возможно, несмотря ние включится при наборе оборотов до усна кризисное состояние экономики, его тановленного порога (около 1500 об/мин). ключается и так далее. Машина деликатудастся сделать. Но подробно рассказыЕсли же полного сброса газа не было и вано дает понять, что не может выполнить вать об этом пока рано. ша цель - интенсивный разгон в спортив- такое желание водителя. И последняя, поЗР 7/9943