АВТОСАЛОН-99На базе известного прототипа ГАЗ создал семейство своих полноприводных машин.Анатолий ФОМИН . Фото Владимира Князева Сегодня мало кто помнит, что отечественные полноприводные машины начинались на ГА Зе. Это потом появились УАЗы и "нивы". Еще в годы Великой Отечественной прославили себя ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 и 67Б, а вскоре после войны был создан уникальный вседорожник М-72 совмещавший кузов "Победы" и полноприводное шасси. В 1953 году на смену ГАЗ-67Б пришел ГАЗ-69, многие экземпляры которого благополучно дожили до наших дней. Год спустя производство этой модели передали в Ульяновск, а на Газовских конвейерах остались только полноприводные грузовики. С тех пор прошло более 40 лет, и о газовских "вездеходах" успели позабыть. Но стоило возникнуть новой ситуации, когда завод стал сам определять, что выгоднее производить, когда появился спрос на такую технику, и на ГАЗе вновь вернулись к вседорожникам./тмЫжаЯТем не менее маркетинговые изыскания засвидетельствовали: пикап вряд ли будет пользоваться достаточным для массового производства спросом - хоть ему и неТаким представил себе ГАЗ-3106 художник Александр Краснов до того, как автомобиль появился на свет. Теперь увидим, насколько он был прав.САМ БАТЬКА "АТАМАН" Впервые представленные пару лет назад на Московском автосалоне пикапы "Атаман" сразу же привлекли к себе внимание. Правда, низкорамный заднеприводный не вызвал особых симпатий, а вот приподнятый полноприводный, украшенный "кенгурином" с лебедкой, подножками и дугой, да еще с дополнительными фарами позади кабины оказался у публики в фаворе.занимать практичности, но на роль единственной в семье машины он явно не потянет. Гораздо больший интерес должен вызвать автомобиль с закрытым грузопассажирским кузовом. Собственно говоря, люди, смыслящие в таких делах, уже давно утверждали: "Атаман" - это лишь носитель агрегатов для некоего перспективного вседорожника. Заводские специалисты весьма азарт-16ЗР 8/99 'Щю отвергали такую гипотезу, чем косвенно лишь подтверждали подозрения. И вот, наконец, завеса секретности над новыми машинами поднята. ...И "АТАМАНОВА" СЕМЬЯ Предположения оказались верны лишь отчасти, поскольку семейство полноприводных машин, о котором пойдет речь, будет все-таки включать и известный нам "Атаман" (ГАЗ-2308). А кроме него - утилитарный вседорожник (его индекс пока не определен), широко унифицированный с "Атаманом" (двигатель, трансмиссия, рама, подвеска, передняя часть кузова и двери), и совершенно отличную внешне машину ГАЗ3106. Правда, несмотря на иной кузов, и этот автомобиль почти так же широко унифицирован с пикапом - двигатели, трансмиссия, элементы рамы, подвеска. А вот, например, раздаточная коробка машины принципиально иная - впервые в отечественном автомобилестроении передача крутящего момента будет осуществляться многорядной цепью. В мировой практике такое решение далеко не новость - оно дает возможность при меньших затратах создавать модификации с различными передаточными числами и под разный крутящий момент. Обычный редуктор в таком случае приходится практически разрабатывать заново. Главное преимущество конструкции с многорядной цепью - низкий уровень шумов и вибраций, который несравним с раздаткой полноприводной "Газели". Именно такая пока используется на "Атамане".такое, скорее, правило, чем исключение) это дает большие преимущества. Передняя подвеска машин выполнена на продольных рычагах, оснащена стабилизатором поперечной устойчивости, а в качестве упругих элементов использованы спиральные пружины. Передний мост отличается по конструкции от того, что использован на полноприводной модификации "Газели": у "Атамана" разрезная балка и более прочный корпус редуктора - его сложнее повредить на бездорожье. Задний мост позаимствован у "Газели" (но, естественно, с односкатными шинами), подвешен на рессорах и тоже снабжен стабилизатором поперечной устойчивости. Размеры "Атамана" весьма внушительны. И его длина, и длина близкой ему "утилитарной" машины превышают 5 метров, при этом колесная база 3100 (!) мм на 300 мм больше, чем у "Волги". В то же время на грузовую платформу ГАЗ-2308 приходится менее половины длины машины, так что "Газели" с ее полукапотной компоновкой он не конкурент. А вот вседорожник с такими же габаритами обладает более чем внушительным салоном, длина которого по полу без малого 3,5 м, а ширины и высоты хватит, чтобы вместить "Оку". Помимо двух рядов обычных сидений, в нем могут быть две откидные боковые "лавки", и тогда общая пассажировместимость достигнет 10 мест. Но в обычном варианте пятеро седоков любой комплекции располагаются достаточно комфортно, и при этом остается немало места для багажа всей компании. Скажем прямо, легковых машин с таким салоном у нас в стране еще не было. Вес снаряженного автомобиля тоже впечатляет - 2300 кг. Ближайшее сравнение, которое приходит на ум, "Шевроле-Сабербен", но нижегородская машина будет несравнимо дешевле. Между прочим, о цене. Точно определить ее пока трудно, но при серийном производстве "Атаман" будет примерно в цене полноприводной "Газели", а "утилитарный" вседорожник на 10-15% дороже. О цене ГАЗ3106 говорить пока рано, ясно только, что он будет заметно дороже "рабочей лошадки", хотя и дешевле импортных аналогов. Комфортабельная версия - ГАЗ-3106 меньше по размерам: колесная база этой машины "всего" 2820 мм, длина "только" 4690 мм. высота 1850 мм - на 250 мм ниже, чем "утилитарной". Колея же и размер колес останутся неизменными. Меньшая площадь "лба" в сочетании с обтекаемым кузовом и большим наклоном ветрового стекла позволяют автомобилю с пятицилиндровым дизелем ГАЗ-561 ("Штайр") мощностью 104 кВт/141 л. с. развивать скорость до 150 км/ч. Альтернативой дизельному двигателю могут служить моторы ЗМЗ-406,405 или 409 рабочим объемом 2,3:2,5 и 2,7 л. Несмотря на внешние скромные размеры. в автомобиле предусмотрен полноценный третий ряд сидений. В сложенном состоянии он убирается заподлицо с полом. Подобное решение применено в но-ЧЕМ КРАСЕН "АТАМАН" Все машины нового полноприводного семейства ГАЗа - рамные, с зависимой подвеской. Такая схема не выглядит современной. но, как известно из практики, долговечность автомобиля на плохих дорогах может обеспечить только рама. Несущий кузов, конечно, легче, он позволяет ниже опустить центр тяжести, но эти ^-(-, преимущества проявляются только на шоссе. То же можно сказать ио независимой подвеске - с ней комфорт и управляемость, безусловно, выигрывают, а вот в другом она уступает зависимой: жесткая балка обеспечивает постоянство дорожного просвета вне зависимости от ходов подвески. При движении на большой ^•скорости в колее (в российских условияхУтилитарный вседорожник на базе ГАЗ-2308.17 вейшем "Опеле-Зарифа" и... универсале ГАЗ-310221. Средний ряд сидений также складывается, позволяя организовать большую грузовую площадку. КАК ЕДЕТ "АТАМАН" Когда мы появились на заводе, ходовых образцов "утилитарного" и "стильного" автомобилей еще не было, зато "атаманов" - изобилие, причем с разными двигателями. Собственно говоря, по ходовой части этот автомобиль практически не отличается от будущего вседорожника. С двигателем ЗМЗ-409 порожняя машина обладает очень достойной динамикой: со светофора она легко выигрывает старт у большинства отечественных легковушек. Другое достоинство - прекрасная обзорность. Высокая посадка, огромное ветровое стекло, низкий капот - и отличный "вид с капитанского мостика". На асфальте подвеска ведет себя приемлемо, однако сравнивать ее по комфорту с современными легковыми машинами не приходится. Высокий центр тяжести делает автомобиль довольно-таки валким, но опять же по сравнению с легковушками. А вот среди зарубежных одноклассников он выглядел бы, скорее всего, достойно. А как на грунтовой дороге? Здесь подвеска позволяет, не задумываясь, "жать на всю железку". Ямы и колдобины, где водитель "Нивы" в два счета прикончил бы амортизаторы, а водитель УАЗа свои меж-Родоначальник семейства полноприводников ГАЗ-2308 "Атаман". позвонковые диски, "Атаман" способен преодолеть без потерь, и даже с определенной долей комфорта. Отметим, правда, что на сильно пересеченной местности возможности машины ограничивает длинная база. Вывесить "Атаман" по диагонали или на гребне хотя и не так просто, как это кажется с первого взгляда, но отнюдь не трудно. Лишь внушительные ходы подвески помогают автомобилю сохранять в таких условиях контакт с поверхностью. При движении же по крупным неровностям блокировать межосевой дифференциал надо обязательно, иначе даже при одном вывешенном колесе автомобиль застревает, К слову, в серийных образцах будет предусмотрена и блокировка заднего межколесного дифференциала, крайне необходимая длиннобазной машине.тор просит на бездорожье пониженной передачи - иначе преодолеть препятствие внатяг не получится: или с ходу, или заглохнешь. Как тут не помянуть добрым словом старый "402-й"... Требует доработки конструкция привода дроссельной заслонки, слишком чувствительная к колебаниям двигателя на опорах. Впрочем, заво^Л дские специалисты знают об этом и утверждают, что на серийных машинах такого не будет. Пресловутые карданные шарниры в переднем приводе практически не ощущаются на ходу, хотя при повороте на песке неПриятный в работе на асфальте мо- равномерность вращения колеса заметна невооруженным глазом. Вполне вероятно, что на комфортабельном ГАЗ3106 их место все же займут полноценные ШРУСы. Скромный, на первый взгляд, дорожный просвет 215 мм не надо рассматривать как критическое ограничение. Если посмотреть на размеры колесных арок, то очевидно, что в них поместят - ^ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ся и более крупные,^ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВСЕДОРОЖНИКОА ГАЗа чем стандартные ~"\_ Модель ГАЗ-3106 ГАЗ (индекс ГАЗ-2308 "Атаман" пикап не присвоен) 225/75 R16, колеса. Показатели^--^^ 'Атаман" грузоНу так как же, пассажир. "Атаман"? Станешь 4x4 4x4 Колесная формула 4x4 Количество мест. предводителем пле6-10 73 включая водителя мени российских 750 Полезная нагрузка, кг 800+200 600 вседорожников? ПоСнаряженная масса, кг 2300 1850 2000 Полная масса, кг 3050 2850 2600 ка только есть по2820 3100 3100 Колесная база, мм вод утверждать, что 1560 Колея спереди и сзади, мм 1560 1560 в 2000 году на наГабариты, мм: длина 5060 4690 5060 шем рынке появится ширина 1910 1910 1860 семейство весьма высота 2100 1850 2100 Дорожный просвет, мм 215 215 215 привлекательных Шины 225/75R16 225/75R16 225-75R16 автомобилей, способных составить серьезную конкуренцию полноприводникам других отечественных производителей. Насчет зарубежных утверждать сложно, вот если бы знать обменный курс доллара... Посмотреть на все "атаманово" семейство можно будет на Российском авто- ;?§• салоне-99.