60
61
62
63
ЭКСПЕРТИЗАчем быстрее нанесенный на пластину антикор стремится с нее удрать, тем он хуже (фото). При наклоне пластины под углом 45° допускаются потеки не более 40 мм. Адгезия, или, проще, прочность сцепления покрытия с металлической поверхностью, оценивается по методу решетчатых надрезов: на обработанной пластине скальпелем делают "сетку" до металла, после чего приклеивают к ней липкую ленту, а затем отрывают ее. Понятно,ЯНчто при этом ни в одном квадрате решетки не должно быть признаков отМихаил КОЛОДОЧКИН, Вадим КРЮЧКОВ слоения. Вспомним классика - жизнь "на дне" долярном уровне также не стали - долго и дорого. Прочность покрытия при ударе проверявольно неприглядна... Его обитателей преда и незачем подменять собой академию наук... ют на специальной установке - грузик опреследуют удары гравия и царапины от травы, В результате обратились к специалистам и деленного веса падает с заданной высоты на сопровождаемые грязеводяными процедурарешили построить испытания так. Каждая фирпластину и, подобно метеориту, образует мами. При этом на каждой кочке кузов "гнется и ма самостоятельно наносит "свой" препарат на ленький "кратер". Его края должны быть ровскрипит", на радость своим недремлющим металлические пластины определенного разными, а "окрестности" - такими же, как до "врагам": хлоридам, двуокиси углерода и, комера. Толщина одностороннего покрытия при удара. Вес грузика, помноженный на высоту нечно же, солевым растворам - фирменному этом - "фирменная": сколько нанесли, столько и "безопасного" падения, определяет оценку зимнему блюду "отцов города". В результате и надо. Такие пластины будут участвовать в теспрочности покрытия - хорошим результатом возникает коррозия (от лат. corrodo - грызу). тировании на изгиб, морозостойкость, адгезию считается 30 кг-см, а отличным - 50 кг-см. Спасти нижнюю часть машины от "прогрыза- препарата к поверхности и прочность при удаТеплостойкость покрытия определяют ния" призваны антикоррозионные препараты ре. Кроме того, еще несколько пластин требуетпри толщине слоя примерно 1,5 мм - пластидля защиты днища автомобиля. ся покрыть с двух сторон - эти образцы будут ну выдерживают при комнатной температуре, Рынок антикоррозионных составов нынче окантованы с торцов, после чего испытаны на после чего помещают в печь, нагретую до насыщен. Судя по рекламе, любое из средств - воздействие хлористого натрия. Для проверки 75°С. По окончании испытаний покрытие не вершина совершенства. Однако наша попытка на теплостойкость, а также на содержание недолжно иметь пузырей и вздутий - допускапровести независимую экспертизу наиболее летучих веществ и отекание при комнатной ются лишь небольшие наплывы. "раскрученных" препаратов особого энтузиазма температуре эксперты наносят предоставленСтойкость препарата к воздействию соу "фирмачей" не вызвала. Вежливые вопросы ные им антикоры самостоятельно. ли определяют при погружении пластины в типа "За чей счет этот банкет?" сопровождаДля испытаний препаратов на эластич3%-ный раствор NaCI. "Кандидатский минились многозначительными намеками на неприность и морозостойкость применяют пластимум" установили на отметке 240 часов, а ятности. Тем не менее тезис "Но вам-то с таким ны из тонкой жести толщиной 0,22 мм. Меридальше - по обстановке. товаром бояться нечего!" одержал победу, в релом качества при этом служит минимально Отметим: ставя конкурентов в одинакозультате чего восемь известных и не очень андостижимый диаметр изгиба пластины с навые условия, мы допускаем ряд упрощений. В тикоров попали в лабораторию к экспертам. несенным препаратом, при котором покрытие частности, в реальных условиях препарат наКак испытать антикор? Можно, конечно, остается целым. При комнатной температуре носят не на голый металл, а поверх заводскообработать несколько автомобилей разными этот диаметр должен быть не более 1 мм, а го антикоррозионного покрытия. Встает воппри сорокаградус- рос совместимости одного с другим. Толщина препаратами, покататься на них годика три-четыре и сопоставить итоги наблюдений. ном морозе - не покрытия зависит от квалификации мастера, Однако читателю, желающему обраболее 20 мм. Все износа технологического оборудования, соботать автомобиль сейчас, а не через прочие испытания стояния автомобиля и даже от погодных услопятилетку, информация проводят с примевий. Свойства материала могут колебаться от нужна именно сегодня. нением листовой партии к партии. Поэтому конкретный автоОбработан ли ваш стали марки 08КП мобиль, обработанный на конкретной фирме, Кроме того, эксплуатироавтомобиль антикоррозионным - из нее делают имеет право повести себя несколько иначе, вать машины в одинаковых покрытием? кузова наших легчем вы ожидаете. условиях практически нековушек. Итак, старт приняли восемь антикореально, да и исходное соОценка отеров для днища: ХАРДВАКС, СОУДАЛ. PACT стояние кузовов может Да. отечественным кания препарата СТОП Б, ФЕРРО-БАРЬЕР, ТЕКТИЛ 232, ТЕбыть далеко не идентичДа. импортным выставляется в КТИЛ-БРОНЗА 230 УР, МИГ-АНТИКОР и ным. Затевать всеобъеммиллиметрах МЕРКАСОЛ 845АЛ. лющий анализ на молекуКакой из антикоррозионных составов наиболее полно отвечает своему назначению? Цикл наших исследований открывает материал, посвященный препаратам для защиты днища автомобиля.IIСпросим читателей60ЗР 8/99 На старте швейцарец явно "засиделся". Измерения содержащейся в нем массовой доли нелетучих веществ или, попросту говоря, проверка того, какая часть препарата при затвердевании испаряется в атмосферу, зафиксировали уровень 53%. Итог хороший, но только седьмой из восьми. Отметим, результат данного испытания - косвенный показатель экологической чистоты состава. Оказавшись в хвосте у менее "испаряющихся" коллег, оскорбленный № 1 решил выиграть все остальные соревнования. Измерять уровень стекания не потребовалось швейцарец не сдвинулся с наклонной плоскости ни на миллиметр. Измерение адгезии снова принесло отличную оценку: тончайшее покрытие в 25 мкм намертво вцепилось в металл. Падение грузика с максимально возможной высоты подтвердило высокий класс препарата при энергии удара 50 кг см образованный кратер имеет ровные края, а его окрестности не пострадали. Займемся "жестянкой" - здесь толщина покрытия составила 60 мкм. При комнатной температуре эксперты согнули полоску практически под прямым углом - получены диаметр 1 мм и отличная оценка за элаСоотечественник Эркюля Пуаро уступает своему именитому коллеге в известности -другие препараты "раскручены" у нас сильнее. "*" Тем интереснее было выяснить, обладает ли СОУДАЛ объективнымистичность, Другая "жестянка", охлажденная до минус 40СС. согласилась согнуться с диаметром 12 мм снова отличная оценка. Проверка теплостойкости подтвердила серьезность намерений швейцарца быть первым - полуторамимиметровый слой покрытия спокойно перенес температуру 75°С, оставаясь ровным и гладким. После этого уже не оставалось сомнений, что купание в "рассоле" ХАРДВАКС перенесет играючи. Так и получилось - извлеченный из раствора через 240 часов образец с покрытием 40 мкм выглядел точно так же, как "до того". Испытание продолжили - через 408 часов (фото) ничего не изменилось. К моменту написания статьи препарат выДля канадского препарата держал 800 часов - все по-прежнеудивительно подходит термин "дисму Итог испытаний - одна оценка сидент" - ни на кого не похож, "хорошо" и восемь - "отлично". своенравен и не подчиняется обТеперь разберемся с финансащепринятым канонам, но претендуми. Швейцария навсегда связана в ет на многое. нашем сознании с деньгами, поэтоМассовая доля нелетучих вему легко запомнить, что ХАРДВАКС - ществ PACT СТОПа составляет 85% самый дорогой препарат из предэто лучший показатель среди восьставленных: его литр при оптовой зами препаратов, приносящий какупке обойдется в $13,6. Однако нор надцу единственную в данной номы его расхода значительно меньше, минации отличную оценку. Дальше чем у большинства коллег - на "восьначались проблемы. РАСТСТОП-немерку" потребуется примерно 2 л. отверждаемый материал, поэтому ни о каких толщинах, прочностях и эластичностях применительно к нему говорить не приходится. Попытка исследовать его отекание при комнатной и при повышенной температурах закончилась отрицательной оценкой - критический рубеж в 75 мм был легко преодолен. Стойкость покрытия к воздействию хлористого натрия проверялась без особого энтузиазма-тестовые пластинки, обработанные PACT СТОПом, скорее, напоминали замасленные отходы производстдостоинствами, помогающими ему ва, нежели образцы с фирменным покрытием. Однако через 240 чаудержаться на нашем рынке. Экологические показатели сов скептики были посрамлены бельгийца оказались очень хороши- пластинки получили отличнуюми - 67%. Измерять величину стекания не потребовалось - пример цепкого швейцарца оказался заразительным. Более того, после измерения адгезии покрытия и его прочности при ударе пришлось выставить еще две оценки "отлично" -150 мкм препарата не поддались воздействию липкой ленты, а удар в 50 кг см СОУДАЛ перенес спокойно (фото), Эластичность и морозостойкость препарата проверялись на "жестянках" с толщиной слоя 250 мкм. При комнатной температуре вновь выставляется максимальная оценка - диаметр изгиба составил 1 мм. И только после воздействия холодильной камеры бельгиец немного "сбавил обороты" -диаметр 25 мм и оценка "хорошо". Испытание на теплостойкость далось СОУДАЛу нелегко - покрытие стало неровным, появилась "шагрень", но ни пузырей, ни вздутий не возникло. Заработана твердая "четверка". Последнее испытание - соль. Положенные 240 часов бельгиец выдержал стойко - покрытие толщиной 150 мкм осталось без изменений. Однако дальнейшая пытка далась препарату тяжелее - через 720 часов коррозия захватила 40% пластинки (фото), а через 864 часа СОУДАЛ сдался. В целом результат - удовлетворительный.оценку. Через 360 часов (фото) также ничего не изменилось и лишь через 504 часа был замечен единичный очаг коррозии. К рубежу 800 часов ржавчина распространилась незначительно. В итоге получается полная ерунда. Препарат типа PACT СТОП прекрасно защитит металл от ржавчины, не создавая при этом никаких экологических проблем - в этом его неоспоримое достоинство. Поэтому если обработать им машину и поставить ее на зиму в гараж, то можно быть уверенным - весенняя замена кузова нам не грозит. А вот если разъезжать на этой машине по российским просторам, то подавляющая часть этого антикора останется на кусках гравия, стеблях травы и просто в лужах. К тому же PACT СТОП обладает свойством собирать на себя пыль и грязь. Своеобразие состава порождает неоднозначность выводов. У препарата есть как ярые противники, так и преданные поклонники. Мы же, признаться, предпочитаем "традиционные" средства, хорошо защищающие кузов автомобиля от ударов камней, летящих изпод колес.ЗР 8/9961 Что касается теста, то наиболее разумным представляется отказаться от прямого сравнения данного препарата страдиционными антикорами. Поэтому в последней графе итоговой таблицы ставим: "Не аттестован".Jположительный, но не лучший. Стекание при комнатной температуре составило 5 мм - при допуске 40 мм это твердое "хорошо". По адгезии вопросов нет - покрытие толщиной 170 мкм сцепилось с металлом на "отлично". Прочность покрытия при ударе (толщина -150 мкм) оцениваем как хорошую - достигнут результат 30 кгсм. Эластичность ТЕКТИЛа прекрасная - при толщине покрытия 250 MICM пластинка легко сгибается с диаметром 1 мм. На морозе имеем 20 мм - второй результат после ХАРДВАКСа. Теплостойкость тоже хорошая - покрытие толщиной 15 мм неровное, но без пузырей и вздутий.Водно-соляную процедуру ТЕКТИЛ перенес на "отлично" покрытие толщиной 400 мкм не сдрейфило. На фото представлена пластинка, продержавшаяся 672 часа - прекрасно! Первый очаг коррозии появился только через 816 часов. И только после первой тысячи часов ржавчина смогла захватить 15% территории Отметим, что ТЕКТИЛ 232 - потомок знаменитого ТЕКТИЛа 122, адаптированный для российских условий. От предка он отличается прежде всего лучшей эластичностью при низких температурах.Отечественные изделия компенсируют отсутствие талантов своей низкой ценой. Что ж, проверим. Начало оптимизма не вселило - соотечественник хромает по части экологии. Обидно - из всех препаратов только этот не добрался даже до отметки 50% и заработал оценку "плохо". Стекание при комнатной температуре превратилось в "потоп", поскольку после отметки 75 мм эксперты уверенно ставят "плохо". Счет 0:2 не в нашу пользу. Проверка адгезии покрытия позволила немного перевести дух ФЕРРО-БАРЬЕР заработал первую "пятерку", Толщина слоя препарата - 70 мкм. Однако испытания на удар вновь вернули нас в мир реальности - больше 5 кг см наш препарат не выдерживает (фото). Проверка эластичности немного подсластила горькую пилюлю достигнут диаметр 1 мм ис ним - от-личная оценка. Похоже, что ФЕРРОБАРЬЕР исповедует принцип "все или ничего", постоянно шарахаясь от высших баллов к низшим. Впрочем, вот первая "четверка" - охлажденная пластинка согнута с диаметром 25 мм. В обоих случаях толщина покрытия составила 90 мкм. Теплостойкость покрытия толщиной 700 мкм преподнесла очередной сюрприз - ровное, высокоглянцевое покрытие вновь получает "отлично". А вот купание в соленой водичке опять все испортило - слой препарата толщиной 100 мкм не смог предотвратить появления пузырей и 5%-ного разрушения покрытия через 240 часов. Впрочем, за 672 часа (фото) препарат отдал ржавчине примерно 10% территории - неплохой результат К моменту написания статьи ФЕРРОБАРЬЕР простоял более 1000 часов потеряно 75% чистого металла.Массовая доля нелетучих веществ составляет в "бронзовом" ТЕКТИЛе 62% - это 4-й результат в наших состязаниях. Стекание при комнатной температуре у препарата отсутствует оценка "отлично". Адгезия покрытия, имеющего толщину 350 мкм, заслужила также максимальную оценку Удар с энергией 50 кгсм выдержан на "отлично" -толщина покрытия составила при этом 220 мкм (фото). Эластичность препарата отличная - при толщине покрытия 350 мкм пластинка согнуто с диаметром 1 мм. А вот на морозе при той же толщине дела похуже - за изгиб 35 мм больше "тройки" поставить нельзя. Теплостойкость голландца хорошая - образование небольших наплывов допустимо. Последнее испытание проходит пластинка с толщиной покрытия 300 мкм - 240 часов в компании хлористого натрия не исказили ее облика. Через 672 часа (фото) изменений также не было. К моменту написания статьи "бронза" выдержала 1000 часов - следов коррозии нет."Опять будете хвалить "Тектил* эта обидная фраза звучала в ходе подготовки экспертизы настолысо часто, что невольно хотелось воскликнуть: "Нет, не будем!" Получается, что свидетельством объективности испытаний в глазах многих обывателей может стать именно провал этого известного препарата. Господа, но ведь неудача ТЕКТИЛа тоже кому-нибудь выгодна, не так ли? Так что, эмоции в сторону - переходим к цифрам. Массовая доля нелетучих веществ ТЕКТИЛа равна 56% - результатЕкатеринбургский состав по внешнему виду удивительно напоминает PACT СТОП - та же идеология неотверждаемого препарата для днища. В части экологии к МИГу претензий нет - массовая доля нелетучих веществ лучше только у PACT СТОПа,По заслугам и оценка-"отлично". К сожалению, других достоинств МИГ продемонстрировать не захотел. Стекаемость препарата очень высокая - как при комнатной температуре. так и при повышенной Оценка-"плохо". Адгезию у неотверждаемого препарата померить нельзя. Прочность при ударе-не зафиксировать: как померить форму кратера у метеорита,62ЗР 8/99 упавшего в огромное болото? В общем, мерить нечего... Да, вспомним: канадский двойник МИГа показал недюжинные способности при общении с хлористым натрием! Но здесь произошло обратное: уже через сутки эксперты зафиксировали одиночный очаг кор розии, через 5 суток площадь разрушения достигла 10%, а через 240 часов возникло то. что показано на фото. Учитывая необычность ситуации, для МИГа сделали исключение и повторили последний эксперимент: купаться в соляном растворе ушли новые пластины. И тут выяснилось: соль разрушает само покрытие, а под ним - пока еще чистый металл. Планка в 240 часов преодолена, Однако сбой в сценарии не позволил продержать препарат 800 часов, и говорить о его выдающихся защитных свойствах пока рано, В следующей "серии" тестов антикоров мы вер немея к МИГу и расскажем, чем закончилась его борьба с солью,350 мкм оказалась на высоте - ставим первую оценю/ "отлично". А вот и вторая - мощный удар 50 кгсм образует в слое препарата толщиной 150 мкм правильный кратер (фото), не повредив окружающий ландшафт, Третья "пятерка" подряд вполне предсказуема - эластичность покрытия при толщине 300 мкм запросто позволяет сгибать пластинку практически под прямым углом. А вот на морозе - прокол: диаметр 45 мм приносит последнее место в компании себе подобных, не считая № 3 и 7. Зато жару скандинав почему-то любит - поверхность образца, вынутого из печки, ровная, гладкая и глянцевая.Подводное плавание в соленых водах приносит шведу радостную весть - покрытие толщиной 250 мкм за 240 часов сохранило первозданный облик. Через 336 часов устроили очередную проверку (фото) - претензий нет. К моменту написания статьи МЕРКАСОЛ выдержал около 800 часов - защита выглядит хорошо. Сравнение наших цифр с данными производителя подтвердило закономерность полученного результата. Объяснима и относительная неудача при проверке морозоустойчивости: мы испытывали препарат при -40°С, а скандинавы гарантируют хороший результат при -20°С.ВМЕСТО ЭПИЛОГА Расставлять участников нашей экспертизы в итоговой табели о рангах -дело неблагодарное. Очень многое зависит от весомости того или иного испытания - что важнее: стойкость к воздействию соли, то есть антикоррозионные свойства, или эластичность, или, '-•+*". •»*<шышА, скажем, теплостойкость? Наш вариант (предпочтение при прочих С экологией у шееда все в поравных условиях мы отдали стойкости к воздействию соли) приверядке - массовая доля нелетучих веществ составила 60%, Это пятый Со отеканием вышла "неувя- ден в таблице, а свой - читатель может составить самостоятельно. результат, приносящий препарату зочка" - появляется оценка "плохо". В одном из ближайших номеров вы найдете продолжение "сериала", оценку "хорошо". Адгезия покрытия с толщиной посвященное составам для защиты скрытых полостей.ПЬТАТЫ ИСПЫТ№1Испытываемые свойства HARDWAX (Швейцария) Массовая доля нелетучих вещест,% Стекание при комнатной температуре, мм Адгезия покрытия по метод/ решетчатых надрезов Прочность покрытия при ударе, кг см Хорошо 53 Отлично Не стекает Отлично (толщина 25 мкм) Отлично. 50 (толщина - 25 мкм)№2SOUDALUNDERBODY (Бельгия) Хорошо, 67 Отлично. Не стекает Отлично (толщина-150 мкм) Отлично, 50 (толщина-150 мкм)№3RUST STOP В (Канада) Отлично, 85 Плохо, >75. При75°Сан алогично Не аттестован ФЕРРО-БАРЬЕР (Россия) Плохо, 40 Плохо, >75 Отлично (толщина - 70 мкм) Плохо, 5 (толщина - 60 мкм)№5TEKTYL 232 (Голландия) Хорошо. 56 Хорошо, 5№6TEKTYL BRONZE 230 UR (Голландия) Хорошо, 62 Отлично. Не стекает№ 7 МИГ-АНТИКОР (Россия) Отлично. 72 Плохо, >75. При75°Саналогично Не аттестован№8 MERCASOL 845AL (Швеция) Хорошо. 60 Плохо, >75 Отлично (толщина - 350 мкм) Отлично. 50 (толщина-150 мкм) Толщина-250 мкм. Отлично Хорошо. 240 часов - без изменений. 800 часов единичный очаг коррозии Отлично. 1 (толщина - 300 мкм) Плохо. 45 (толщина - 300 мкм) Отлично. Покрытие ровное, гладкое, глянцевое (толщина - 250 мкм| (4,2ЧЗ)х4Отлично Отлично (толщина-170 мкм) (толщина - 350 мкм) Хорошо. 30 Отлично. 50 (толщина-150 мкм) (толщина - 220 мкм)Не аттестованНе аттестованТолщина-150 мкм. Отлично Хорошо Толщина покрытия-100 Толщина-400 мкм. Толщина - 300 мкм. Толщина - 40 мкм. Отлично/Плохо. 240 ча240 часов -без измемкм Удовл.Удозл 240 ча Отлично/Хорошо ОтличноЮтлично. Стойкость к воздейстОтлично/Отлично. сов- без изменений. нен™ 504 часа сов - пояаленив пузырей 240 часов - без изме240 часов - без измевию хлористого на240 часов без измене 720 часов -разрушемикроочаг коррозии и разрушение покрытия нений. 800"асов нений. 800 часов трия ний. 800 часов ние 40%. 864 часа- 800 часов-одиночный единичный очаг до 5%. 800 часов без изменений без изменений разрушение 100% коррозии очаг коррозии разрушение 60% Эластичность покрытия при изгибе - диаметр изгиба, мм Отлично. 1 Отлично,1 (толщина - 60 мкм) (толщина - 250 мкм) Хорошо, 25 (толщина - 250 мкм) Не аттестован Отлично, 1 (толщина - 90 мкм) Хорошо, 25 (толщина - 90 мкм) Отлично. 1 Отлично 1 (толщина - 250 мкм) (толщина - 350 мкм) Удовл., 35 Хорошо, 20 (толщина - 250 мкм) (толщина - 350 мкм)Отлично' Не аттестован. 240 часов без измененийНе аттестован1Аххйоаойас1ьпри Отлично, 12 40 - - дгаметр изгиба, мм (толщина - 60 мкм) СНе аттестованНе аттестованТеплостойкость при 75°С Оптовая стоимость 1ли норма расхода ьа ВАЗ-2108, $хл Стоимость полной обработки BA3-2108 (с подкрылками отечественного производства). $ МестоХорошо. Покрытие Отлично. Покрытие неровное ('шагрень! ровное, гладкое пузырей и вздутий (толщина покрытия нет (толщина покры1,5 мм) тия-1,5 мм) 13,6x2 (3-5.4)х4Не аттестованХорошо. Покрьгие Хорошо. Покрытие Отлично. Покрытие неровное, с кратерас небольшими ровное, высокоглянцеми. но без пузырей наплывами вое (толщина покрытия и вздутий в пределах нормы - 700 мкм) (толщина -1,5 мм) (толщина-1,5 мм) 1,4x4 4,5x4Не аттестован9,25x2,25x52,4x2145100-130145-16095-100120-150148-18550-60125-13014-5Не аттестован632Не аттестован4-5ЗР 8/9963