120
•ЫМ.-ШДШ..Стикеры, наклеенные в верхнем правом углу ветрового стекла, сверху вниз: из Словакии, Швейцарии, Чехии.ПJ"Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера?"И. Ильф, £. Петров"ЗОЛОТОЙ теленок"ли стороной, двигаясь по бесплатным государственным дорогам, невыгодно - все сэкономленное неизбежно "наверстают" лишние километры порой запутанных шоссе и разгоны-торможения на перекрестках населенных пунктов. Более удобен годовой сбор за пользование автомагистралями, принятый в Чехии, Словакии и Швейцарии: заплатив один раз, соответственно, 400 чешских крон ($15), 200 словацких крон ($7) или 40 швейцарских франков ($30), можно ездить по всей стране сколько угодно. Подтверждением оплаты служит этикетка, наклеенная изнутри на ветровое стекло машины (см. фото), которую можно купить в пункте обмена валют на границе, назвав ее по-английски - sticker (стикер) или по-французски - vignette (виньет). Сбором облагается каждый конкретный автомобиль - переклеивать этикетку с одного на другой не принято, да и технически непросто. На тонкой пленке стикера специально сделаны замысловатые разрезы - при попытке отклеить его от стекла он рвется. Самая совершенная система оплаты - в Австрии. Там продают наклейки даже десятидневного срока действия - экономия для туристов налицо. Обойтись без наклейки в Чехии и Словакии, в принципе, можно. Автомагистралей там мало, и если ваш путь лежит по узким шоссе, полиция за отсутствие стикера не оштрафует. В Швейцарии и Австрии, карты которых изрезаны толстыми венами автобанов, проложить обходной маршрут практически невозможно, да и не нужно - попзать на второй передаче по горным серпантинам, рискуя перегреть мотор, - себе дороже. Однократный проезд по Белоруссии обходится минимум в $24, из которых дважды по $2 берут на трассе ЕЗО и еще $20 на границе - за "экологию". И все же общая сумма, истраченная в Европе на платные дороги, обычно не превышает 3% от всех расходов на путешествие, так что здесь особо не сэкономишь. Куда разумнее беречь свое время - именно его-то и не хватает на то, чтобы побольше посмотреть и получше отдохнуть.Игорь ЛАГУТИН Подразделение "Кайман" санкт-петербургской ассоциации "Защита" выпустило в свет авторобот, который призван... разрушать. До сих пор роботов-терминаторов мы видели только в леденящих кровь фильмах, в то время как на Западе бои между ними давно превратились в своего рода забаву. Между прочим, это отличное средство "выпустить пар", соревнуясь не только в быстроте пальцев на пульте управления, но ив продуманности конструкторских решений. Иногда можно и подзаработать - тотализатор принимает ставки. Особенность петербургского "Терминатора" - и это должно вызвать особый интерес у читателей - в том, что большинство его узлов сделано из автомобильных деталей. Приводы почти всех механизмов - электромоторы отечественных машин: для манипуляторов, например, приспособили моторчики "москвичовского" отопителя и "жигулевского" стеклоочистителя. Оружие главного калибра - абразивный диск (для дерева - циркулярная пила) работает от стартера через привод ГРМ "Самары". Цепные передачи - от "классики", зубчатые - доработанные маховики, бендиксы, шестерни коробки передач. Пневматикой заправляет камазовский пневмоэлектроклапан, а воздух нагнетает окрасочный компрессор. Стальная рама, на которой закреплены механизмы, поднимается и опускается на приваренных к станине шатунах. Наконец. ведущие колеса - от карта, а питание - от автомобильного аккумулятора. Управляется вся эта боевая мощь с выносного пульта по проводам, но предусмотрено и радиоуправление. В начале года "механический паук" получил возможность растерзать первую жертву - специально изготовленный самодвижущийся механизм. Последний сопротивлялся недолго - в стальных клещах манипуляторов он даже не дергался, пока отрезной диск кромсал его вдоль и поперек. Особый шарм сцене заклания придавали звуки: скрежет металла, визг отрезного круга, шипение и клацание пневматических захватов, оглушающий шум компрессора. Через 5 минут от мощных стальных труб "жертвы" остались только обрезки. Итак, что же все-таки представил публике "Кайман"? Пока это - игрушка, но возможности у нее отнюдь не детские. И судя по реакции публики, интерес к новинке огромный. Каждый хочет поуправлять настоящим - пусть и неказистым - "Терминатором". А может, кто-нибудь сделает лучше?120ЗР 8/99