28
29
30
31
32
—л_3'фО&Все познается в сравнении... Руководствуясь этим, мы отправились на автополигон, чтобы дотошно сравнить "самый-самый" отечественный автомобиль ВАЗ-21103 с его иностранными одноклассниками. Анатолий ФОМИН. Фото Сергея ИвановаПри подготовке к этому тесту нас ожидал сюрприз. Оказывается, настоящих "одноклассников" у "сто третьей" не так уж много, а причина в том, что полтора литра (пусть это не покажется странным) довольно редкий объем двигателя. Большинство европейских и японских производителей делают моторы 1,4 и 1,6 л. Только в Корее распространены 1,5-литровые, что связано с существующей там налоговой системой. ЗНАКОМИМСЯ С КОНКУРЕНТАМИ Все представленные в нашем тесте одноклассники ВАЗ-21103 - седаны иу всех под капотами 1,5-литровые 16-клапанные моторы с распределенным впрыском бензина. Любопытно, что иностранцы немного крупнее "десятки" - на 50-170 мм длиннее и на 15-31 мм шире, к тому же у них более широкая колея (в среднем на 100 мм) и длинная колесная база (у "Хонды" она аж на 128 мм больше, чем у ВАЗ-21103). КИА-Сефия II" выпускается с 1998 года, двигатель семейства BFD - силовой агрегат прежней "Мазды-323" с двумя распредвалами (привод зубчатым ремнем) и регулируемым каталитическим нейтрализатором. Степень сжатия - 9,3. "Мазда-323" выпускается с 1998 года, модернизированный двигатель имеет схожий с КИА блок цилиндров, оснащен регулируемым каталитическим нейтрализатором. Степень сжатия - 9,4. "Хонда-Сивик" в производстве с 1995 года, двигатель с одним распределительным валом (привод зубчатым ремнем), снабжен системой управления подъемом клапанов V-TEC и расположенным сразу за выпускным коллектором регулируемым нейтрализатором. Степень сжатия - 9,6. ВАЗ-21103 в серии с 1998 года, двигатель ВАЗ-2112 с двумя распредвалами (привод зубчатым ремнем), без каталитического нейтрализатора. Степень сжатия -10,5. НА ВКУС, НА ЦВЕТ... Ни один из этих автомобилей не назовешь несовременным, однако это, пожалуй, единственное, что можно считать об-28ЗР 8/99 *щим в их облике. Своими спокойными, округлыми формами "София II" нисколько не похожа на "Мазду", балансирующую на грани угловатости, а четкий клиновидный силуэт "Сивика" с низким покатым капотом и выдающимися колесными арками едва ли хоть намеком близок им обоим. Наиболее "спорный" дизайн у "Мазды", две остальные иномарки производят положительное впечатление. На таком фоне "сто третья" напоминает выброшенную на сушу миниатюрную подводную лодку: массивный бочкообразный "корпус" с маленькой стеклянной "рубкой", широкая округлая боковина, в глубоких темных вырезах крыльев - колеса с почти "глухими" дисками. Самое дипломатичное определение для ее внешности - "самобытный авангард". ЧТО ТАМ ВНУТРИ? Нет, погодите, до характеристик моторов мы еще доберемся, а для начала подробно исследуем салоны машин. Здесь так же, как и снаружи, не все просто, во всяком случае, то, что видят глаза, не всегда согласуется с тем, что "говорит" посадочный манекен. На первый взгляд, самый просторный салон у "Мазды", что, в общем, правда. Однако "просторный" не означает широкий: по ширине с заметным отрывом лидирует "Сефия", за ней - ВАЗ21103, самый узкий - "Сивик". Не слишком плечистые пассажиры легко смогут расположиться втроем на заднем сиденье вовсех машинах, но... в "десятке" крайним придется подпирать стойки кузова головой: в верхней части салон очень узок. Правое переднее кресло "Мазды" снабжено дополнительным шарниром, что позволяет откидывать спинку вперед, превращая ее в столик - редкое, но удобное решение. Впрочем, для нас важнее, насколько хорошо тому, кто за рулем. Здесь все просто и понятно: рабочее место водителя в "иностранцах" практически одинаково, различаются лишь сиденья. Лучшие по форме - в "Мазде", чуть похуже спинка у КИА, "хондовское" "кресло" - пример того, как делать не надо: подушка короткая, слишком мягкая и абсолютно горизонтальная. Даже удачная конструкция спинки не в состоянии изменить впечатление. Зато у "сто третьей" по этой части все в порядке, но... ход продольной регулировки сиденья слишком мал, и водителю ростом выше 185 см придется сильно согнуть ноги. И еще: левая нога даже скромного 43-го размера постоянно цепляется за нижний край передней панели не смертельно, но неприятно. БЫЛО БЫ ДУПЛО, А ДЯТЕЛ НАЙДЕТСЯ Похоже, что маленькие багажники в седанах навсегда канули в Лету. На кого из нашей четверки ни погляди, "дупло" - что надо. Заднее сиденье, разумеется, у всех складывается по частям, а значит, можно еще увеличить объем грузового отсека. По* 'жалуй, лишь "Сефия" не вправе особенно хвастаться емкостью своего багажника. Зато это может сделать "сто третья" - тут ей нет равных. Вот только погрузочная высота (расстояние от нижней кромки проема багажного отсека до асфальта) у нее самая большая, и загружать 'Трюм" приходится сверху, что не слишком удобно, когда вещи крупные и тяжелые. Впрочем, и КИА не без греха: ее роскошные задние фонари ограничивают ширину проема, а замок багажника представляет явную угрозу для затылка. Конструкторы заключили его в пластмассовый корпус и снабдили предостерегающей надписью, но увидеть ее обычно удается лишь за десятую долю секунды до соприкосновения затылка с замком. Последствия такой "встречи" в печати обычно не комментируют по причине ненормативной лексики. А вот к багажникам "Хонды" и "Мазды" претензий просто нет. ЧЕЙ МОТОР ЛУЧШЕ? Мы не ставили своей целью сравнить двигатели в отрыве от самих автомобилей. Ведь о мощности мотора и крутящем моменте водитель судит по максимальной скорости и динамике разгона. Мы поступили так же, понимая, конечно, что параметры трансмиссии и самой машины тоже играют немалую роль. Самый мощный из автомобилей - "Сивик", и мы не без оснований ожидали от него наивысших результатов. Отчасти это под- твердилось: "Хонда" стала лидером по максимальной скорости и эластичности на четвертой передаче. На пятой она пропустила вперед "Мазду" с ее тяговитым мотором и "короткими" передачами, которая стала победителем ив разгоне до 100 км/ч. ВАЗ21103 в этой дисциплине занял третье место, но показав единственный результат,превосходящий заводские данные. КИА уступил соперникам во всех "номинациях", несмотря на ровную, без провалов и подхватов, тягу двигателя во всем диапазоне. Приятно удивило, что замеренная на полигоне максимальная скорость "сто третьей" оказалась лишь на 3,5 км/ч меньше, чем у "Хонды", по паспорту располагающей внушительным преимуществом - в 20 л. e l Это, бесспорно, свидетельство очень хорошей аэродинамики вазовской машины, что, кстати, подтверждается и самым длинным выбегом. А если принять во внимание ее немалый, по сравнению с "иностранцами". дорожный просвет, который не способствует снижению сопротивления воздуха, ОБЩИЕ ДАННЫЕ Число мест Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Время разгона 0-100 км/ч, с Радиус поворота, м Расход топлива по нормативу EU 93-116. город/шоссе/средний Запас топлива, л Топливо Размеры: длина х ширина х высота, мм база, мм колея спереди/сзади, мм•КИА-Сефия II" -Мазда-323- 'Хонда-Сивик"ВАЗ-21103ТРАНСМИССИЯ I Коробка передач I Передачи Привод на передние колеса, двигатель поперечно Механическая 5-ступенчатая 3,42:1,89; 3,42; 1,84; 3,25:1.9; 1,25: 3.64;1,95:1,36; 122:0,97; 1,29; 0,97; 0,82; 0,94:0.7: 0.94; 0.78; 0,78; 3,27 (3.x.) 3,21 (з. х.) 3,15 (з, х.) 3,5 (з. х.) 3,73 4,11 3.89 3,70651063 15905 1075 15755 1100 160051035 151018011,817711,918810,218512,5| Главная передача ПОДВЕСКА Я Спереди5,310,5/6,3/7,75,79,5/6,3/7.45.58,7/5,6/6,65,58,8/5.5/7,2'50АИ-92 4427х1711х X1415 2560 1465/145555АИ-92 4315х1705х Х1410 2610 1470/147045АИ-92 4460x1695х Х1390 2620 1478/148843АИ-92 4265x1680х X1420 2492 1400/1370I я СзадиНезависимая со стабилизатором поперечной устойчивости Типа "Мак-Ферсон" На двойных Типа поперечных "Мак-Фермн" рычагах Независимая, со стабилизатором поперечной Продольные устойчивости рычаги, свяТипа "Мак-Ферсон'1 Многозанные упругой поперечрычажная ной балкойРУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Реечное с гидроусилителем ТОРМОЗА РеечноетцтчготчЧисло цилиндров/клапанов Рабочий объем, см 3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, И м при об/мин 4/16 1498 78x78,4 9,3:1 65/88 5000 4/16 1498 78x78,4 9,4:1 65/88 5500 4/16 1493 75x84,5 9,6:1 84/114 6500 4/16 1499 82x71 10,5:1 6843 5600Гидравлические с вакуумным усилителем. спереди - дисковые вентилируемые, сзади - барабанные АБС АБС185/65R14185/65R14175/65R14175/65R14СЕРВИСШйШй1 год/6/8 лет 10 24 3 года/70 тыс. км 10 50 1 год/15 160 руб.1354000132400013852001283700Гарантия общая 2 года/35 тыс. км I Гарантия на кузов I Периодичность ТО, тыс. км 10 | Стоимость нормо-часа (в Москве), $ 25.5результаты труда отечественных специалистов по аэродинамике можно без ложной скромности назвать выдающимися. Честно говоря, и характеристика мотора "сто третьей" нас не разочаровала. Было очевидно, что при его создании стремились сделать "ровный" двигатель, способный к езде "внатяг" и в то же время "живой" на высоких оборотах. Это бы удалось, не перечеркни все старания разработчиков главная пара с передаточным числом 3,706. Машина крайне тяжело выходит на максимальную скорость, да и эластичность на пятой передаче оставляет желать лучшего даже небольшой подъем требует переключения. Хочется напомнить, что увлечение конструкторов слишком "длинными" главными парами уже создало дурную славу одному отечественному автомобилю... Так почему бы не учиться на чужих ошибках? И еще: "иностранцы" без видимых затруднений принимают бензин АИ-92, а наша "сто третья" употребляет его как студентка водку - пьет, но морщится. Стоитпосле спокойной езды наступить на акселератор посильнее, как из-под капота раздается характерное "звяк-бряк"... Это огорчительно, но вполне объяснимо - у мотора ВАЗ-2112 самая высокая степень сжатия. Или надо просто создать нормальную программу управления двигателем? КУДА КРИВАЯ ВЫВЕЗЕТ? Шустрый разгон - это, конечно, здорово, ну а как тормоза? "Хонда" и "Мазда" с АБС демонстрировали великолепное за- Погодные условия:РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗА РУЛЕМ'' температура +16...20°С, сухой асфальтобетон, давление 1010 гПа•КИА-Сефия II" "Мазда-323' "Хонда-Сивик" ВАЗ-21103Масса, кг Погрешность спидометра. % ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА Разгон: 0-100 км/ч, с 0-1000 м, с скорость, 1000 м Максимальная скорость, км/ч Передача, об/мин Эластичность: 60-100 км/ч (IV), с 80-120 км/ч (V), с Выбег: 50-0 км/ч, м 120-0 км/ч, м Тормозе: 100-0 ш/ч, м Замедление, м/с2 1118 1123 11045.46,14,17,1-13,2 34,7 152 км/ч 168,1 IV 6250 15,3 26,211,5 33.8 156 км/ч 175,6 V5800 15,0 19,111,8 32,4 162 км/ч 184,6 IV 6600 14,1 23,012,0 33,9 155 км/ч 181,1 V510014224.94821718 45,4 8,455081698 39,7 9,665161770 39,9 9,615831978 56,5 6,79РАЗМЕРЫ САЛОНА ИБАГАЖНИКА ВАЗ"Мазда- "Хонда"—^^Автомобиль "КИА21103 Сивик" 323" Параметр " ~ " ^ - ~ ^ . Сефия 1" А, мм 945-1125 920-1150 695-1130 830-1040 Б мм 635-810 620-840 620-850 665-750 1000 В. мм 965 1010 985 925 910 940 Г, мм 910 1330 1310 1305 Д. мм 1335 1320 Е. мм 1330 1310 1375 500 500 Ж, мм 470 490 480 485 480 3. мм 475 18-24 18-26 20-26 И, град. 20-25 500 К, мм 510 510 505 1000 950 Л, мм 960 960 М, мм 430 470 415 430 915 955 965 1005 Hi, мм 1520 1500 1440 Н2, мм 1380 1020 910 О. мм (ширина проема) 670 1010 П, мм (высота проема) 340 270 330 340 Р. мм (погрузочная) 665 760 685 630У,дм*370415410450портных одноклассников. Д аи мотор тоже неплох. И все же, если непредвзято посмотреть на машину, претендующую на титул отечественного "гран-туризмо", складывается впечатление, что те, кто ее создавал, очень мало общались между собой - из вполне удачных компонентов получился далеко не самый достойный конгломерат. Немного о подвеске. Известно, что упДля реальной конкуренции потребуется доравляемость и комфорт - плохие "соседи", и ЧТО ЖЕВ ИТОГЕ? любой дорожный автомобиль - неизбежная Если отвлечься от того, что называетполнительное оборудование: АБС, гидрожертва компромисса. Правда, последний ся "качество изготовления", ВАЗ-21103 усилитель руля, кондиционер. Желательно, бывает удачным и не очень... По первым вполне достойно выглядит на фоне им- чтобы и качество сборки поднялось хотя бы до уровня узбекской "Нексии". впечатлениям неплохо выглядит Что же касается недостатков хо"Хонда" - автомобиль уверенно КОМПЛЕКТАЦИЯ. ЦЕНА довой части, то они легко попраОбщие позиции стоит на дороге даже на пределе сцепных свойств шин и при этом Бамперы в цвет кузова, центральный замок, электрические стеклоподъвимы. По крайней мере, тюнингоемники. электрорегулировка наружных зеркал, полноразмерное запасочень комфортабелен. Но за "деное колесо, регулировка ремней безопасности по высоте спереди, отвые фирмы уже берутся за это. Со "сто третьей" они без работы ликатность" подвески приходится крывание багажника с места водителя "КИА-Сефия II" "Мазда-323" •Хонда-Сивик" ВАЗ-21103 не останутся. расплачиваться ее низкой энергоКондиционер, гидроусилитель руля, аудиоподготовка, емкостью: она нередко срабатываиммобилайзер. регулировка вод. сиденья по высоте, ет "до упора". Прямая противопоАвтомобили на тест открывание лючка бензобака с места водителя ложность - КИА: здесь подвеска предоставлены: АБС, подушки безопасности водителя самая жесткая, дотошно передает и пассажира, резиновый молдинг "КИА-Сефия II" - "Квик-Авто"; по контуру автомобиля мелкие неровности, зато автомо"Мазда-323" - "Сити-Моторс"; биль послушен на любой скорости, "Хонда-Сивик" Колеса из алюминиевого сплава живо реагирует на руль и не про"Аояма Моторс". $10 700 $13 500 $20100 $6650 сит слишком сильно притормаживать перед поворотом. В общем, энергоемРЕЗЮМЕ кость на высоте: надо крепко постараться, "КИЛОфия II". чтобы в дело вступили ограничители хода Не занимать характера, хотя есть чему поучиться у подвески. Вроде бы самый разумный комдругих. промисс представляет "Мазда", но быстро ••Мазда-323". проходить повороты на ней совсем не хочетДобротность, надежность и искусство компромисса. ся. И наконец, ВАЗ-21103. Плавность хода "Хонда-Сивик". даже лучше, чем у "Хонды", а подвеска шутя Песенный мотор и высочайшее качест глотает такие ямищи, от одного вида котово, не превзойденные другими участникарых становится не по себе. Энергоемкость ми теста. выше всяких похвал. Неужели это и естьмедление: 9,6-9,7 м/с 2 , К ИАбезАБС выглядела несколько хуже , хотя вполне приемлемо - 8,4-8,5 м/с 2 . Характеристики ВАЗ-21103, несмотря на вентилируемые передние диски, оказались совсем не на высоте: 6,7-6,9 м/с 2 при торможении со 100 км/ч. Впрочем, имея некоторый опыт испытаний тормозных колодок, можем предположить, что дело не обязательно в тормозных механизмах. Возможно, стоит "поиграть" колодками?идеал? Увы, расплачиваться за длинноходную и довольно мягкую подвеску приходится самым что ни на есть деликатным - управляемостью. Сильные крены в поворотах, запаздывания при резких маневрах, глубокие, резкие заносы, "неточный" руль - все это не украшает автомобиль.г:s32ЗР 8/99ВАЗ-21103. Соткан из противоречий, но, возможно, они разрешимы