33
34
35
$ $ $ $JJ JJ Jлпод нижнюю. "Шкодовский" комплект поразил монументальностью - все детали сделаны из цельных "кусков" стали и анодированы. "Девяточные" проставки попроще. Передние - литые алюминиевые, задние - сварные. Комплект на "Самару" обошелся в 200 рублей. "Монолитные" изделия для чешской машины стоят куда дороже - около 80 долларов.Комплект проставок для ВАЗ-2109 (справа) и для "Шкоды-Фелиция" (слева). Принцип один - исполнение и цена разные. Изделия для "Шкоды" куда основательней и дороже."Приподнимать" автомобили нынче у нас стало модно, впрочем,как лет пятнадцать-двадцать назад.Особенно этим грешат владельцы "самар". Журнал недавно обращался к сей актуальной теме (ЗР, 1999, № 7). Сегодня мы решили проверить академические постулаты о вредности пресловутых "проставок". Причем "задирали" не только "девятку", но и популярную "Шкоду-Фелиция", которая по причине скромного дорожного просвета сильно страдает на неровных российских дорогах.не регулируется, так что колеса после ее приподнимания стоят неправильно, кастор становится околонулевым, что, мягко говоря, плохо! И ничего с этим не поделаешь.ШРМЕ)*С установкой проставок назад справились быстро, передние же для "девятки" пришлось подгонять напильником по месту. сняв почти миллиметр алюминия. Их производители, судя по всему, шутники, правда, не очень злые. Могли бы сделать детали стальными, да еще и закаленными вот тогда бы пришлось попотеть... В завершение всего проверили и отрегулировали сход-развал. Тем, кто все же решится "поднимать" автомобиль, рекомендуем обязательно отрегулировать еще и продольный угол оси поворота колеса - кастор. Он уменьшается очень существенно, так как у автомобиля появляется большой наклон вперед. Кстати, на "Шкоде" этот параметр, как и развал,ЩЦЩЛюбители внедорожной езды на дорожных автомобилях могут ликовать, но в меру. Большинство геометрических параметров, влияющих на проходимость, улучшились (см. схему), кроме одного, очень важного угла въезда. Но давайте по порядку. Толщина передних проставок для "Самары" - 22 мм, для "Шкоды" - 28 мм. Задние предусматривают два уровня подъема: "Самара" - 35/55 мм, "Фелиция" - 60/80 мм. В последнем случае производители явно переборщили - "Шкода" стала выглядеть несуразно и слишком сильно наклонилась вперед. Тот же эффект, хотя ив меньшей степени проявился на "девятке". В итоге просвет под поперечиной задней подвески стал прямо-таки вездеходным,В поисках необходимых "подъемных" деталей мы отправились по рынкам и магазинам и вскоре стали счастливыми обладателями двух очень схожих комплектов проставок (на фото). Передние устанавливают на верхнюю опору стоек, задние -ЗР 8/9933 "Шкода" проявила заметную склонность к заносу задней оси ис большими запаздываниями откликалась на действия рулем по предотвращению этого самого заноса. Когда машины подняли, разрыв Характеристики "низких" и затем "задранувеличился. Хотя "девятка" и показала ных" автомобилей мы снимали на динамотот же результат, в ее поведении появиметрической дороге полигона. Измеряли лись "шкодовские" мотивы. Машина максимальную скорость, выбег, тормозной путь. Первые два параметра позволяют оценить изменение аэродинамики автомобиля, последний - эффективность тормозов. Отметим, что у "девятки" необходимо отрегулировать "колдун" - регулятор тормозных сил, расположенный на балке заднего моста. Каковы же результаты (см. таблицу): у обеих машин снизилась максимальная скорость и выбег со 120 км/ч. Вот вам и первый отрицательный эффект. Аэродинамика поднятой машины ухудшается, а значит, можно ожидать увеличения расхода топлива при движении с высокими скоростями. Тормозной путь, напротив, сократился из-за более сильного "клевка", догружающего передние, более мощные дисковые тормоза. В то же время при резком торможении появилось крайне неприятное рысканье. Это касается и "Самары", и "Шкоды". К достоинствам сей эффект, конечно же, не отнесешь.но угол въезда... уменьшился. Теперь, подъезжая к высокой кочке, больше шансов зацепить ее передним бампером.и щшизнос или даже разрушение ШРУСов. Честно говоря, загнать машину в такой режим, чтобы шарнир развалился, нам на полигоне так и не удалось, хотя и пытались. А вот то, что ШРУС работает в более "согнутом" состоянии, заметно невооруженным глазом. Так что вопрос о долговечности приводов оставим открытым.А теперь проверим, становятся ли слишком валкими в поворотах поднятые автомобили и опасно ли на них ездить, как утверждают знатоки. Скажем сразу: при обычной езде никаких новых ощущений не появилось, хотя на дороге, как известно, случается всякое... Смоделируем аварийную ситуацию, для чего будем выполнять маневр, называемый по науке "смена полосы движения", а на жаргоне - "переставка". Это - один из стандартных тестов на управляемость автомобиля. Что же показала переставка? Стандартная низкая "Фелиция" уступила своему оппоненту - низкой же "Самаре" - в скорости выполнения маневра немного 3 км/ч, но при этом потребовала от водителя куда больше мастерства и усилий.больше кренилась, раньше шла в занос, Следующее неудобство также налине "по-самарски" "ватным" стал руль. цо. При парковке полностью исчезает из Профессиональный испытатель с этим поля зрения капот стоящего сзади автомосправился. Но совладает ли обычный вобиля. Да и фары, светящие "под себя", дитель с автомобилем, резко изменивпридется отрегулировать заново. шим "характер"? Высокая "Шкода" стала крениться еще больше, отрывала от асфальта задОтветим на вопрос вопросом - а зачем? нее колесо, склонность к заносу стала Чтобы было красиво и "круто"? Аргумент, просто маниакальной, а его коррекция, в конечно, серьезный, но только для несерьтом числе и из-за "обнулившегося" кастоезных людей. Чтобы поставить широкие ра, стала проблематичной. В итоге и без того невыдаюРЕЗУЛЬТАТЫ ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИИ Модель ВАЗ-21093 "Шкода-Фелиция" щийся результат снизился "~~-~-^_^ Измеряемый—-^^^ с прибез пробез прос проеще на 3 км/ч.ш р щт и/и да?прочие оядасмЛюбителей "высоких" автомобилей подстерегает еще одна опасность: ускоренныйпараметр ~~—-^^ Максимальная скорость, км.<ч Ухудшение. % Выбег со 120 км/ч, м Ухудшение, % Тормозной путь со 100 км/ч. м Улучшение. %ставок 153.4 1827 60,1ставками 148.5ставок ставками 141.9 147,3 1904 62,5-3,21706-3,71772-6,658.96,959,32,05,134ЗР 8/99 БЕЗ ПРОСТАВОКС ПРОСТАВКАМИПРОСТАВКИ В ПОДВЕСКЕ - ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ Увеличенный дорожный просвет, лучшая проходимость, меньший тормозной путь. Снижение максимальной скорости и выбега, увеличенный расход топлива на высокой скорости, ухудшение управляемости (крены, склонность к заносу, вялая реакция на действия рулем), рысканье при торможении, ограниченный обзор назад.колеса? Так их ставят в надежде улучшить устойчивость и управляемость машины как раз те качества, которые проставки только ухудшают. Впрочем, этой теме мы посвятим отдельный материал. Плохая дорога до дачи, поездки на пикники, охоту, рыбалку? Это, пожалуй, единственная весомая причина. Увы, "приподнятая" легковушка все-таки не становится вседорожником."Задранная" "Фелиция %• просто опасной.лосжсхщвдЧерез неделю на обеих машинах задние проставки переставили в "нижнее" положение. А дальше? Менее критичная к ним "девятка" вДаже без проставок "Шкода" отличалась большими кренами и склонностью к заносу. С проставками "девятка" приобрела некоторые "шкодовские" черты - стала больше крениться, хуже реагировать на поворот руля.таком состоянии пока и остается. Причина - те самые пикники, поездки "дикарем" в отпуск, а также бордюры-ямылюки. "Фелиция" же опустится до исходного состояния, как только у ее хозяина, между прочим заядлого рыболова, дойдут до этого руки - ну, не хочет он платить собственной безопасностью за удовольствие пробраться в те места, где не ступало колесо цивилизованного автомобилиста.ТЕСТ>• *^сколько советов гаем, кому ом проставок хе жизхь...- Не увлекайтесь высотой проставок - главное умеренность. - После "подъема" проконтролируйте и отрегулируйте углы установки колес. - Отрегулируйте регулятор тормозных сил. - Отрегулируйте фары. - Не увлекайтесь скоростью, резкими маневрами и интенсивными торможениями.ЗР 8/9935