16
17
шшСтатистика свидетельствует: неудовлетворительное состояние улиц и дорог - причина 13% дорожно-транспортных происшествий. "Эк. удивили! - хмыкнет читатель. - Все равно дорожники никогда не заплатят за ДТП. совершенное по их вине. А чтобы оценить глубину ямы - просто так. из любопытства. лаборатория не нужна. Достаточно поосто в эту яму въехать"Кстати, о люках. Когда-то коммуникации проходили за пределами дорожного полотна. Дело в том. что раньше транспортный поток был сравнительно небольшим: "двухрядка' легко умещала на себе всех участников движения. Ныне интенсивность потока выросла в десятки, а то ив сотни раз. дорога захватила большую часть бывших тротуаров и обочин, и люки оказались на проезжей части Чтобы неЧтобы не запускать болезнь, городские власти вынуждены периодически обновлять покрытие, накатывая все новые и новые слои асгЬальта. В некоторых местах толщина асфальтобетонного пирога перевалила за метр! Однако трещины, подобно растениям, вскоре снова взломают укатанную корку и ремонт придется проводить заново.О том. что у нас плохие дороги", уже и говорить стыдно - все это знают. Мы задаНОВЫЙ АРБАТ О. это бесспорный ли лись более иезуитским вопросом: а насколько они плохи? И решили выяснить это при шего теста - самое ровпомощи специальной передвижной лаборатории Она способна оценить ровность дороное. выдержанги по прогибу рессор и ее геометрию - с помощью гиростабилизированнои платформы. ное. праА специальный георадар, который использует отражение высокочастотного электромагнитного излучения, буквально видит на метр вглубь, различая слои покрытия и "подушки' под ним. Однако давайте представим. что мы живем в цивилизованном обществе. ездим по внешне благополучным дорогам и крайне озабочены тем. как бы они не повредили наше драгоценное движимое имущество. Выглядят-то эти дороги прилично - но вдруг они ловко скрывают свои дефекты? А если такие дефекты-фантомы подведут нас в миг опасности? И так ли они опасны? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на дорогу глазами измерительной техники - заглянем под асфальт. Для тестирования мы выбрали несколько десятков километров столичных дорог. Их названия звучат приятной музыкой для ушей отечественного автомобилиста, символизируя качество нашего "дорогостроения" (ведь известно: в Москве дороги - самые лучшие!): Садовое... Новый Арбат... Кутузовский... Мы полагали, что это - без преувеличения - самые ровные, самые красивые и самые приятные дороги в стране... пока не выяснили, что от 12 до 92% исследованного нами полотна не соответствует принятым (в России!) нормам САДОВОЕ КОЛЬЦО Немолодой, но постоянно растущий вширь организм. Пеоекройте мысленно эту артерию - какой тромб образуется' Поэтому латают ее быстро, оперативно. часто по ночам. Насколько при этом следуют нормативам, неизвестно. Однако вот результат: на внешне благополучном километровом участке лишь 250 метров "вписались в норму. Остальные 750 чересчур уклоняются в поперечном сечении. Тем не менее просадки и выбоины на Садовом кольце залатаны, люки на смотровых колодцах закрыты - хороший показатель ровности обеспечен.Бывший политический ярлык стал практикой дорожного строительствепереносить п ные сооружения, дорожники "прописали" новоселов в ГОСТе, ограничив отклонение лю ков вверх-вниз относительно уровня основного покрытия двумя (а решеток дож депоиемников ввиду их "крайнего" положения - тремя)сантиметрами На замену сломанной крышки кана-' лизационного люка правила содержания дорог отводят всего три часа. Пока по бетонной тверди с ревом мчится несмолкающий поток, заглянем с помощью геолокатора сквозь толщу укатанного асфальта. Словно коржи гигантского пирога, десятилетиями томящегося в духовом шкафу. открылась нам улица изнутри. Высокая интенсивность движения - десятки тысяч автомобилей в сутки - и агрессивное воздействие внешних факторов (солнце. температурные колебания, противогололедные средства) сделали свое черное дело - ослабили отдельные участки полотна: трещины покрыли их своей сетьювильное дорожное покрытие (страны?). На каждые 500 метров приходится всего 60 некондиционных (по поперечному уклону). Президенту РФ. который, напомним, регулярно проезжает по этим местам, можно не беспокоиться. КУТУЗОВСКИЙ ПРОСПЕКТ И МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ С первых же метров поперечный уклон пустился в пляс: обследованный участок на 92% поражен этим недугом. Однако по другим показателям к полотну претензий нет. И вот уже под колесами лаборатории развер ™ нулась тугая лента трассы Москва - Минск16ЗР 9/99 (M1). Пройденные Продольный и поперечный уклоны пов и трансформакилометры показыизмеряют в процентах (1% соответствует торов. Настраиваем вают: геометрия оазнице высот 1 см при горизонтальном аппаратуру и проводим замеры: ровшоссе в порядке. оасстоянии между точками 1 м) и промилность в норме, проПодключив гео- ле {1 мм на 1 м). дольный уклон в эадар. обследуем земные недра. Прибор, подобно эхолоту. пределах, а вот поперечный вновь "ушел в рисует картины подземного царства. Вот загул". Из четырех промеренных километэкране компьютера проплывают одиноров по этому показателю лишь 520 метров кие трещины, скрытые под слоем асфальуложились в СНиПовские рамки! Но и это не та. Как позже показал экспертный анализ все: обнаружились различные нарушения записи, их порождают грунструктуры слоев, лежащих под монолитнытовые ^ воды. ми, "подушка" дороги уложена небрежно. Всего мы насчитали 400 метров (10%) пораженных изнутри участков - здесь срок службы полотна будет далек от расчетного.Наша передвижная лаборатория свернула с автобана. запрыгала на ухабах и. постукивая георадаром по разбитому полотну, въехала на типично российскую дорогу. Боже, о какой геометрии может идти речь?! Измерить что-нибудь просто невозможно: параметры скачут из положительного в отрицательный и обратно. Полотно сложено из разнородных материалов, в результате - ослабление, вспучивание, разрушение. То ли строители экономили на материалах. то ли надеялись на русское авось... Дорогостоящая техника не выдержала испытания типичным: деревянная стойкарастяжка георадара дала трещину и сломалась! Все. прекращаем замеры. Ни один изПоперечный уклон дороги обеспечивает сток воды с дорожного полотна. В зависиМ мости от его ширины на прямых участках он не должен превышать 2-4 см на метр доро' . ги для городских дорог и 2.5 см. м для загородного шоссе Слишком большой уклон уво*'"' дит автомобиль от прямолинейного движения, повышает износ шин и расход топлива. ^держит водителя в постоянном напряжении. Наиболее опасен плавающий"уклон, когда угол наклона дорожного покрытия на коротком плече меняется с положительного на от• рицательныи и наоборот. Траектория движения на такой дороге напоминает змейку. требуется непрерывное подруливание. что особенно неприятно и опасно в гололед. МКАД Фыркая копотью. цепочка грузовиков свернула на кольцевую. Вслед за колонной спускаемся с развязки на кольцо, вклиниваемся между тихоходами и, взяв курс на север, следим за монитором компьютера. Увы. и на сей раз чуда не произошло. Видимых дефектов нет, но приборы зафиксировали на пятикилометровом участке из проверенных 25 ш небольшую тряску. А ведь асфальт здесь укладывали совсем недавно, меньше года назад! Поперечный уклон также подвел строителей - оставался в норме лишь на 14% нашего пути по МКАД. Сканирование дорожного полотна не дало повода для беспокойства, если не считать огрехов-сдвигов в подстеленном песчаном слое и некоторого пучения, разбудившего дремавшие доселе трещины. ТИПИЧНЫЕ И ТЕПЛИЧНЫЕ Позади десятки километров "идеальных"' (по российским меркам) дорог, а на душе неприятный осадок. Неужели даже эти. по-своему образцовые участки не смогли построить хооошо9 И доколе дороги - эта зторая по значению беда России - будут истощать наши организмы и механизмы? А самое главное - что же происходит на обычной дороге?' Шанс проехать по такой. как понимаете, нам представился очень и очень скоро. километров этой с позволения сказать дороги в нормы так и не вписался. От Москвы она всего в десятке километров (если вам интересно, пересекает Одинцовский район). А если отъехать подальше7 Впрочем, радение дорожных служб пропорционально не столько расстоянию от Кремля, сколько достатку местного бюджета. Но предыдущие замеры наглядно доказывают: и деньги - не гарантия качества покрытия... Нет, конечно, кое-где его способны сделать достаточно ровным. Но ведь даже наши ГОСТы предусматривают, кроме ровности. множество других требовании. Как выяснилось, удовлетворить их все. хотя бы на десятикилометровом непрерывном участке. наши дорожники пока не в силах. Единственное, на что приходится надеяться, - на то, что наши автомобили прочнее, чем дороги...принесшие ил в песчаный слой основания дороги. Однако такое нарушение структуры полотна (и, как следствие, некоторое снижение общей несущей способности) не носит угрожающего характера, во всяком случае, пока. К тому же доля ослабленных участков не лоевысила 5%. что для дороги, прослужившей около 60 лет. - отличный показатель. Справедливости ради отметим, что наше"0 внимания был удостоен сравнительно молодой крайний поавыи ряд трассы. Прокатись лаборатория ближе к центру дороги. результат, возможно, был бы другим.) КИЕВСКОЕ ШОССЕ Оно кажется идеальным. Сквозь шелест шин пробивается жужжание гироско-признание читателейПопадали ли вы в авариюиз-за плохогосостояния дорога?ЗР 9/9917