100
101
ГАЗ-A (1932). Двигатель, многие агрегаты и кузовные детали одинаковы с полуторкой ГАЗ-АА. Первая отечественная модель с гидравлическими амортизаторами. Двигатель - 4 цил., 3285 см3,40 л. с ; масса -1080 кг; длина - 3790 мм.АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНАВ канун нового века предлагаем поразмышлять: какой легковой автомобиль сыграл, на ваш взгляд, наиболее заметную роль в моторизации России?Владимир АРКУША. Фото из архива ЗРЗадолго до того, как пришла пора подводить итоги века, стало общепризнанным: автомобиль - одно из крупнейших явлений (именно явлений!) столетия. Влияние этой машины на общественную (и, разумеется, личную) жизнь оказалось колоссальным. Потому вполне объясним энтузиазм, с которым жители разных стран принялись выбирать "самый-самый" автомобиль века. Но едва ли не в каждой стране автомобилизация развивалась по-своему. Оттого разными окажутся предпочтения немца и француза, японца и китайца, жителя Нигерии и ЮАР. Наверняка иу россиян свой подход к "выбору века". Автомобильная промышленность СССР, а ныне России развивалась и продолжает развиваться под сильным влиянием (или при прямом техническом содействии) крупнейших фирм США и Европы - однако ни одна из зарубежных моделей, относимых к выдающимся, для советского-российского автомобилиста так и не стала "своей". Потому, размышляя об автомобиле века, многие назовут отечественные модели. Что ж - по поводу особого пути, которым шла страна вообще и ее автомобилизация в частности, можно сожалеть, иронизировать, даже негодовать. Но нельзя отрицать, что Россия, подобно ее европейским соседям, США или Японии, обладает собственной автомобильной историей: нам есть на что оглянуться, что вспомнить. Трудно было представить зарождение, а тем более осуществление идеи массового автомобиля в Россиимасштабам выпуска, организации и технологии производства, а также конструкции машин он стоял в ряду аналогичных европейских предприятий. "Руссо-Балты" обладали надежностью, о которой нынешнему российскому автомобилисту впору мечтать. Так, машина известного журналиста и спортсмена А. Нагеля за неполных четыре года наколесила 80 тыс. км без серьезного ремонта - по России, Южной Европе и даже Северной Африке! РБВЗ выпустил с 1909 по 1915 год 625 машин, легковых и грузовых. Успеху предприятия способствовали военные заказы, но сама война и грянувшая революция положили конец автомобильному производству на РБВЗ. Процесс, воспетый знаменитыми словами "до основанья, а затем...", новая власть долго не могла направить в созидательное русло. Лишь спустя 10 лет после октябрьского переворота в Москве на ^ заводе "Спартак" освоили первую советскую малолитражку НАМИ-1. Сделав за три года 412 машин, их сборку прекратили, а завод перепрофилировали. Страна готовилась освоить первую лицензионную модель - "Форд-А" - для нужд новых упраЗИС-110 (1945). Этих представительских лимузинов делали довольно много, были модификации для такси и "скорой помощи". Двигатель - 8 цил., , 6007 см3,140 л. с; масса - 2575 кг; длина - 6000 мм.'ГАЗ-М1 (1936). Первая в стране модель с цельнометаллическим комфортабельным кузовом. В ней использовали, усовершенствовав, многие узлы ГАЗ-А. Двигатель - 4 цил., 3285 см3, 50 л. с; масса -1370 кг; длина - 4625 мм.начала века с ее архаичным социальным устройством и неповоротливой бюрократией. Наиболее видное место в дореволюционном автостроении занимал Русско-Балтийский вагонный завод в Риге (РБВЗ). ПоЛ-10-52 (1941). Опытный образец. Серийные КИМ-10-50 i двухдверный кузов иной внешности. Рамное шас- Р . си, мотор с несменными вкладышами и другие решения были уже устаревшими. Данные КИМ-10-50: двигатель - 4 цил., 1172 см3, 30 л. с; масса - 840 кг; длина - 3943 мм.4Ь-38моп100ЗР 9/99 вленцев ив качестве такси. Идея личного автомобиля, как насквозь буржуазная, шанса на успех пока не имела. "Форд-А", освоенный как ГАЗ-А, стал первой моделью массового производства: за шесть лет - более 40 тысяч машин. На его шасси серийно выпускали пикап и "скорую помощь". Две индустриальные пятилетки СССР принесли свои плоды: в рамках договора о сотрудничестве с "Фордом" ГАЗ уже в 1936 году осваивает "Эмку" - ГАЗ-М1, творчески переработав модель "Форд-40" 1933 года. Незадолго до войны подготовили семейство машин с шестицилиндровыми моторами: седан, фаэтон и пикап. Именно такие седаны ГАЗ-11-73 видела плывущими на барже в Москву героиня комедии "Волга-Волга"... Их сделали только 1250. Уже была обнародована формула благополучия - жить стало лучше, жить стало веселей. Идея частного (личного так нейтральнее!) авто наконец-то получала путевку в жизнь. Эту историческую роль должен был сыграть КИМ-10 - внешне осовремененный, но технически заурядный "Форд-Префект". До начала войны на заводе имени КИМ в Москве успели сделать 500 машин. А ведь в мирном плане на 1941 год значилась неслыханная цифра: 50 тысяч малолитражек!кам уровень доходов (писатель, композиже из нынешнего дня те "москвичи и "волтор, ученый). ги" представляются изящными и довольно Нам, воспитанным на незыблемой совершенными (особенно по отношению к конструкции "жигулей", трудно поверить, предшественникам) - за них, что называчто всего через ется, не было стыдно. "Победа" ГАЗ-20 (1946). Оригинальная фордесяток лет на Москвич-407" и "Волга" ма кузова с V-образным ветровым стеклом, смену "Победе" и независимая передняя подвеска, отопитель - все это было внове. "Победу" также выпу"четырехсотому" л екали в Польше. Двигатель - 4 цил., 2111 см3, (точнее, уже 150 л. с; масса -1460 кг; длина - 4665 мм. "401-му") "Москвичу" пришли рад кально отличавши! ся от них (и pea вздорожавшие! "Волга" и "Москви! 402" - наши первые седаны с "отдельны1* ми" багажниками Хронология рос" сийских моделей будет неполна без вездеходов: бойкого "Иван-Виллиса" ГАЗ67 и любимца водителей в погонах и без - ГАЗ-69. Последний примечателен тем, что широко использовался не только в армии, но ив народном хозяйст ве - оставаясь, впро чем, "табу" для лич ного пользования."Москвич-400-420" (1947). Седан с несущим кузовом и гидроприводом тормозов. Двигатель 4 цил., 1073 см3, 23 л. с; масса - 855 кг; длина 3855 мм.ш шщ-В заботах о благосостоянии трудящихся власть не забывала ио собственном престиже: с 1936 года серийно выпускали семиместный лимузин ЗИС-101 (заПрервем наш тем ЗИС-101А). Однако 95% выпуска легбеглый рассказ в ковых машин приходилось на "Эмку", котоконце 50-х годов. В ту пору автопром страрой в личном пользовании почти не было. ны обидно уступал Западу (еще не Восто% О том, что послевоенные "Победа" и ку!) по объему выпуска машин, но не столь ЗИС-110 были спроектированы еще в годы заметно - по их техническому уровню. Давойны, широко известно. Не секрет и то, что первый "Москвич-400", по сути, копировал довоенный "Опель-Кадет К38", тогда как "Победа" заключала в себе немало передовых решений. Все послевоенные модели уже имели несколько модификаций: "Москвич" - кабриолет и фургон, "Победа" - кабриолет и такси, ЗИС-110 - "ско"Москвич-407" (1958). Внешне мало отличался от "402рая помощь" и такси. Темпы модерниго", но получил верхнеклазации "Москвича" и "Победы" сделали панный мотор и 4-ступенчатую коробку передач. Двибы честь их "наследникам". В 1950 гогатель - 4 цил., 1358 см3,45 ду увидел свет ЗИМ (ГАЗ-12) - шестил. с; масса - 990 кг; длина местный автомобиль с тремя рядами 4055 мм. Впервые имел модификацию "универсал". сидений, занявший "обкомовскую" ни¥ шу - между "Победой" и ЗИСом.В конце 40-х ив 50-е годы "Москвич" стал первой машиной, доступной индивидуальному покупателю; "Победа" олицетворяла достаток и солидность частного пользователя, а личный ЗИМ - принадлежность хозяина к интеллектуальной элите и его запредельный по общим мер-ГАЗ-69 (1953). Выпускался с грузопассажирским 8-местным и 5-местным "легковым" кузовами. Более 60% деталей заимствовано от "Победы", ГАЗ-51,ЗИМа. Двигатель - 4 цил., 2111 см3, 55 л. с ; масса - 1525 (1535) кг; длина - 3850 мм.были удостоены медалей всемирной выставки 1958 года в Брюсселе. Как пошли дела дальше, напомним во второй статье. А пока - думайте над нашим вопросом!"Волга" ГАЗ-21 (1956). Трехобъемный кузов с гнутыми стеклами, подвесные педали, централизованная смазка шасси, мотор с верхними клапанами и алюминиевым блоком, автоматическая коробка передач - целый букет новинок. Двигатель - 4 цил., 2445 см3, 70 л. с; масса - 1460 кг; длина - 4830 мм. На фото - опытный образец.В следующем, 10-м номере ЗР официально объявим условия конкурса-выбора и установим - будьте уверены! - немалой цены приз победителю. ЗР 9/99 101