60
61
Чешская автомобильная промышленность становится все более "западной".Бывают дни в году, когда четырехсоттысячное население чешского городка Брно увеличивается чуть ли не вдвое. Объясняется "демографический взрыв просто: не только чехи, но и жители близлежащих Словакии. Австрии и Германии съезжаются на ежегодную международную выставку автомобилей, которая проводится в Чехии вот уже десять лет.Автотек" (грузовые и коммерческие машины) - в четные. Всего в Брно ежегодно организуют около 50 международных мероприятий.На открытии Автосалона-99' президент Ассоциации автомобильных предприятий Вратислав Кулханек сказал: Чешская автомобильная промышленность перестала быть Золушкой среди западных сестер...' Именно на выставке в Брно понимаешь, какой путь она прошла за последние десять лет. Чехи гордятся своими традициями - автомобилестроительная отрасль живет уже столетие. Впрочем. всего десять лет назад гордиться особо было нечем: крупнейший чешский производитель легковых автомобилей - Шкода' имела долги перед бюджетом в размере 200 млн. долларов. Наше, видимо, гораздо более богатое государство терпит и не такие задолженности. Но чехи рассудили иначе - начали выбирать эффективного собственника. В конкурсе на приватизацию сначала участвовало 16 фирм, потом - четыре, потом остались Рено' и Фольксваген". Результат известен... Государство продало "Фольксвагену" сразу 30% акций "Шкоды". потом - еще. И сейчас немецкая компания владеет 70% капитала завода (это - не предел, могут купить еще больше). Став собственником предприятия. 'Фольксваген' начал искать местных поставщиков (еще бы. рабочаая сила здесь чуть ли не втрое дешевле!). Провел аудит многих чешских предприятий, порекомендовал кого-то кому-то из своих традиционных партнеров. И процесс пошел. Немецкие (в основном) фирмы стали участвовать в приватизации местных заводов. Сегодня в общем уставном капитале чешского ав-Пока папа смотрит на насто- - ' ящую "Шкоду", сын привы-"С тех пор как известная немецкая ярмарочная фирма Мессе Дюссельдорф" приобрела большую часть акции выставочного центра, его жизнь становится все более оживленной и насыщенной. Для "сухарей". везде ищущих беспристрастные факты, вот они. Общая площадь выставочного комплекса Брно - 86 800 м2 . количество павильонов - 17. Автосалон международная выставка легковых автомобилей - проводится в нечетные годы.60ЗР 9'99 топрома 50,6% принадлежит иностранцам. 39,6% - чешским гражданам, а остальное государству В здешней автопромышленности работает 82 предприятия с долей иностранного капитала от 20 до 100% При этом никаких льгот зарубежным фирмам государство не предоставляет. Лишь в нынешнем году стали думать на эту тему, и сейчас готовится решение: те иностранцы, которые вложат в чешское предприятие более 10 млн, долларов, получат налоговые послабления. Впрочем, автомобилестроения этот закон касаться уже почти и не будет. Зарубежные фирмы активны в этом секторе экономики и без него. Грузовое отделение "Рено" приобрело акции автобусного завода "Кароса". "Форд' создал СП с "Аутопалом" (кстати. поставщиком АвтоВАЗа). "Континенталь" полностью владеет фирмой "Барум"... Перечислять можно долго. Опять-таки для любителей сухой информации - несколько цифр. Автомобилестроение Чехии - самая динамично развивающаяся отрасль. Дает 11.5% общего объема производства страны и 14% экспорта. Сбыт автомобилей "Шкода" ежегодно увеличивается на 6-7%. в первом полугодии 1999 года продано около 200 тыс. шт.. из них более 180 тысяч - за границей. Внешнеторговый баланс в автопромышленности положительный, экспорт больше импорта на 35 миллиардов крон (с учетом импорта новых машин).кает (родная новая "Шкода" в Чехии не каждому по карману, к тому же у многих местных жителей ее репутация хуже, чем у "иномарок"). Почти половина местного автопарка - заграничные машины. Казалось бы. в интересах собственной экономики - затруднить импорт. Но... Чехия вступает в Европейский Союз со всеми вытекающими из этого обязательствами, Если до 1997 года таможенные пошлины составляли 19%. то уже сегодня они - 17.1% на неевропейские машины и 3.4% на те. что выпущены в странах ЕС. А с 2001 года автомобили, произведенные в Европе, будут ввозить в Чехию беспошлинно. "Шкоде', нынешнему монополисту. придется конкурировать изо всех сил... А вот "Лада", сдается, может выбыть из игры. Ведь Россия - не член ЕС, и на ееСтенд "ЧС АвтоЛада". официального дилера Волжского автозавода в Чехии, находился в одном из самых оживленных павильонов. Сразу удивило, что посетителей на нем толпилось не меньше, чем у именитых производителей Конечно, сказать, что к продукции АвтоВАЗа проявили больше интереса. чем к "Фольксвагену" или "Мерседесу", было бы лукавством, но... Вокруг "десятки" не иссякал поток посетителей. Причем рассматривали они машину не как любопытный экспонат, а утилитарно. Спрашивали о ходовых и эксплуатационных качествах. изучали прайс-листы. "Десятки" в Чехии стоят немного дешевле "Фелиции", около 300 000 крон (8500 долларов). При том что они мощнее вместительнее, выглядят солидней. До сих пор в стране зарегистрировано более 200 тысяч ВАЗов. так что российскую марку здесь не забыли. И новая модель вызывает вполне приземленный интерес. Уже более 150 автомобилей продано и. похоже, спрос, особенно после выставки. будет расти. А пока наиболее продаваемая российская машина в Чехии - "Нива'. В прошлом году ее обладателями стали 450 человек. Выставка в Брно рассказала о большем. нежели о новых моделях, выходящих на рынок в нынешнем и будущем году. Она обрисовала жизнь сегодняшней автомобильной Чехии. В социалистические времена автосалон назвали бы "смотром достижений отечественной промышленности ". Сейчас он продемонстрировал, скорее. противоположное - врастание в западную экономику, соединение с иностранными компаниями. Когда видишь это на выставке, то есть напоказ, воспринимаешь однозначно - как успех. О том же говорят и цифры. А что думают люди? Как относятся к происходящим переменам те. кто работает в самой "авангардной' отрасли чешской экономики9 Рассказ о "непарадной' жизни автопрома Чехии - в следующем номере "За рулем".Тип ТСПроизПродано Экспорт ведено в Чехии Легковые автомооили (Оез аэутэгзнов! 368 52" - 440 2?" 5S: Футгонь " 30 953 5С73 24 192 4457 3648 Грузовые автомобили 7370 1216 606 544 Автооусь Подцепь v полутонjerr 1969 769 1203 Мотсцикль 38" 819 312ЕКстати, именно ввоз автомобилей из Европы, особенно подержанных, беспокоит — руководство страны. С 1991 до начала 1999 года в Чехию ввезли 906 тысяч старых машин, и до сих пор этот поток не исся-товары можно сохранять пошлины. Впрочем. только ли тут причина'' Это тоже хотелось узнать на выставке в Брно. Среди бьющего в глаза великолепия иностранных машин, в свете отмены пошлин на западноевропейскую продукцию и успехов местной, "офольксвагененной "Шкоды", как смотримся мы 9 Каково здесь "скромное обаяние АвтоВАЗа, ругаемого и собственной. не столь пристрастной клиентурой?ЗР 9/9961