176
ОСНАСТКАОТВОРАЧИВАЯ, УДЕРЖАТЬНа многих автомобилях основной элемент передней подвески телескопическая амортизаторная стойка, в верхней части соединенная с кузовом специальной опорой. Разобрать этот узел, не имея надлежащего ключа, порой непросто. Советует Валентин ГРИГОРЬЕВ. Хотя амортизаторные стойки автомобилей могут существенно различаться по своей конструкции и размерам, их объединяет принцип работы верхнего узла крепления: стойка должна иметь возможность поворачиваться при управлении автомобилем и достаточно свободно качаться относительно кузова при взаимодействии подвески с неровностями дороги. Словом, верхние опоры стоек различных фирм конструктивно схожи. Как правило, шток амортизатора 3 соединен гайкой 2с чашкой 1 (рис. 1, а). Переходники и электроды, применявшиеся при их обработке.соответственно, под ключи "на 22" и "на 13" При работе с ними главное - позаботиться о том, чтобы оба переходника были плотно, до упора, посажены на гайку и шток во избежание * их повреждения. Второй вариант показан на рис. 1,6. Он "для невнимательных", так как имеет особен„ „•: . 15 ность: переходники свя» заны резьбой М18x1,5 с таким же шагом, как на штоке. Это позволяет регулировать взаимо: $ . положение деталей 4,а JS. и 5,а так, чтобы при работе прижимать приспособление как целое, не рискуя повредить грани гайки и штока. Начав отворачивать гайку, устанавливаем Разобрать такую начальное положение опору можно без осопереходников в соотбого труда при условетствии с рис. 1, б ( с м . * ^ вии, что у вас есть неРис. 1. Верхний узел крепления стойки и приспособления для его разборки: стрелку!). При этом гайобходимая оснастка. 1 - чашка; 2 - гайка; 3 - шток; 4 - наружный переходник; 5 - внутренний переходник; 4,а ка свинчивается со Дело в том, что, отвои 5,а -для варианта с резьбой; а - работа переходником без резьбы; б-с резьбой. штока, поднимаясь по рачивая гайку, нужно удерживать от вращения шток. Подобвидим круглый шток с двумя лысками резьбе одновременно с внешним ператься к гайке "головкой" из стандартпод ключ, но можно встретить и штоки с реходником. Когда же она коснется ных инструментальных наборов обычно шестигранником (как наружным, так и внутреннего, начнет подниматься и он - но уже при малых усилиях, не не удается - либо она не умещается в внутренним), и имеющие шлиц под отспособных повредить шток. гнезде чашки по внешнему диаметру, вертку, и даже внутренний, в виде звез^ Л. 1либо ее отверстие мало для штока - и, наконец, ее надо чем-то вращать! Словом, без специального ключа тут не обойтись. В свое время (ЗР, 1996. № 6) мы описали одну из конструкций для "Самары" Вообще же владельцу автомобиля полезно знать, что размер этой гайки под ключ у разных фирм бывает 17 19, 21, 22 и 27 мм. Хорошо еще, что гайки обычные, шестигранные, тогда как в конструктивном оформлении конца штока куда больше разнообразия! Мало того, что штоки отличаются диаметром, их "дизайн" целиком зависит от конструктора. Чаще всего, правда, мыдочки, многогранник (рис. 2). Мы разработали новую конструкцию специального ключа для "Самары" в двух вариантах, которые проходят практический тест в техническом центре. Первый вариант - на рис. 1, а. Здесь внешний 4и внутренний 5 переходники - это самостоятельные детали, имеющие наружные шестигранники,Какое из двух приспособлений предпочесть, решите сами, сообразуясь со своими взглядами. При изготовлении подобного рода ключей возникает одна проблема - как выполнить внутренние некруглые отверстия, например шестигранники, особенно несквозные. Мы использовали довольно эффективную современную технологию - электроэрозионную, осРис. 2. Наиболее часто встречающиеся сечения нованную на разрушении (эрозии) токонцов штоков амортизаторных стоек. копроводящих материалов под действием импульсных разрядов. На сним- _ ках показаны детали ключа и электроды, примененные для их обработки.О176ЗР 9/99СвоимиСлмами22