62
63
64
65
Ш'ИШ'ЛЭтим летом Серпуховскому автозаводу исполнилось 60 лет. Есть в отрасли предприятия и постарше, вот только не с подобной биографией. Чаще всего заводы изначально строили как автомобильные и таковыми они оставались всю свою трудовую жизнь. Не так было с СеАЗом. Его сохранившиеся поныне корпуса заложены в 1914 году русским фабрикантом Коншиным, как... богадельня для престарелых рабочих. Война и революция поставили на благотворительном замысле жирный крест, и здания простояли недостроенными, пока в России не возникла проблема детской беспризорщины. Многие, наверное, видели фильм "Путевка в жизнь". Так вот. в 1929 году здесь разместилась трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей. Перенеба посыпались фашистские бомбы, производство спешно эвакуировали, а оставшийся небольшой коллектив, вспомнив прошлое. стал делать солдатские ложки да подковы для кавалерийских частей. Позже на заводе было организовано восстановление разбитых трофейных мотоциклов. Война кончилась, а квалифицированные кадры на завод не вернулись. И долгие шесть лет он выпускал... велосипедные звонки, зато помногу - хватало на всю страну. Но. как говорится, не было бы счастья... После войны с фронта пришло немало инвалидов - требовалось специальное транспортное средство для них. Многие читатели. вероятно, помнят знаменитую трехколесную мотоколяску. В 1951 году ее делали почти как правительственный ЗИЛ: вручную облицовывали жестью, обстукивали киянкой. обваривали. За четыре-пять дней один (!) кузов был готов. Тем не менее популярность этой машины, несмотря на все очевидные недостатки, была велика. Производство развивалось, а к 1957 году совместно с НАМИ была разработана четырехколесная модель СЗА (фильм "Операция "Ы" вспоминаете?), которая, постепенно превратившись в СЗД, просуществовала на конвейере чуть ли не до... 1998 года. Может, так и не стал бы СМЗ автозаводом. но в 1987 году вошел в состав объединения "АвтоВАЗ". Теперь приступили к выпуску настоящего автомобиля - "Ока", пусть, в основном, и в инвалидной версии, с ручным управлением. С этого времени началось настоящее переоборудование производства. С ВАЗа пришли роботизированные сварочные линии, конвейеры, окрасочное оборудование. И делать бы СеАЗу до сих пор инвалидные автомобили, но тут грянула очередная российская революция с ее финансовыми кризисами, и государство не смогло больше дотировать производство бесплатных автомобилей. К чести руководства завода, оно нашло выход из сложной экономической ситуации - предприятие не остановилось, как многие в России, а. напротив, сумело в очередной раз обновить оборудование, приобрести современнейшую немецкую окрасочную камеру. новую сварочную линию. И сегодня с конвейеров СеАЗа сходит доступная по цене "Ока", в том числе тюнинговый вариант "Престиж". Не забыты и инвалиды. Вот только теперь машины им дают не бесплатно, а с зачетом стоимости... несуществующей в природе "виртуальной" мотоколяски.ПРОПАЛТакого на Украине еще не было. В июле цены бензина, державшиеся на уровне 25-35 центов за литр, взлетели выше одного доллара, а в Крыму достигли даже двух, что сделало его ловушкой для тысяч автотуристов. При этом на большинстве АЗС горючее вообще исчезло, а к немногим действовавшим выстроились километровые очереди... Беда настигла не только автомобилистов. На полях из-за нехватки топлива начало осыпаться зерно, гривна стала падать по отношению к доллару, предвещая рост и без того высоких цен на продукты питания и промтовары. Народ ждал выступления президента страны: почему такое случилось и на что надеяться? Но президент безмолвствовал. Безусловно, важной причиной событий стало подорожание горючего в России. ведь она для Украины - главный поставщик. Но российского фактора явно недостаточно для объяснения столь тяжких пос-но на пенсию пока рано. Все только начинается.Специалисты знали еще с начала 70-х, со времени основания ВАЗа: в башкирском городке Белебее построен современный завод, выпускающий крепежные изделия, шаровые пальцы, пружины и прочие "метизы" для автогиганта. "Автонормаль" оснастили. как не снилось не только советским, но и иным западным предприятиям такого профиля. АвтоВАЗ (читай - ФИАТ) обучил персонал, ввел свою систему контроля качества - и шаровые пальцы пошли в Тольятти, где на их основе делали шаровые опоры и рулевые тяги. Так бы оно и продолжалось: белебеевская продукция трудилась бы честно и скромно неприметной частью чьего-то изделия. Если бы не поворот экономики в сторону рынка. Выбор был такой: оставаться производителем частей целого и завязнуть в болоте взаимных неплатежей и зачетов или выпускать конечный продукт, который можно продать и выручить "настоящие" деньги. Не воспользоваться возможностью проявить самостоятельность. попытаться покорить рынок (с такими-то технологиями!) было бы грешно. И белебеевцы организовали дочернее предприятие - "Автокомплект", которое стало специализироваться на запасных частях. Конечно, в жизни все было сложнее. АвтоВАЗ сам делал шаровые опоры, и молодому предприятию потребовалось получать одобрение на свою продукцию от автозавода. Сначала в Тольятти испытали нижние шаровые опоры: тестироваливоспитывать ребят должен был общественно полезный труд, и в производственных цехах пацаны изготавливали алюминиевые ложки, детали арифмометров, токарные патроны. оборудование для шлифовки клапанов. Так продолжалось до 1939 года (с него, собственно, идет отсчет юбилейных лет), когда было принято решение об организации в Серпухове производства малолитражных мотоциклов МЛ-3 (125 см 3 , 3 л.с). Вот только оборудования для их выпуска не было, и все ограничилось несколькими десятками "наколеннособранных" в 1940 году мотоциклов. Но партия требовала "развивать производство", осваивать новую технику. К началу войны удалось выпустить 180 четырехтактных мотоциклов Л-8 (350 см3. 8 л. с). Когда с62ЗР 9/99 БЕНЗИН!Почему это случилось на Украине.Леонид САПОЖНИКОВ Фото Юрия Бородина ледствий - были и другие причины. К некоторым из них стоит присмотреться, чтобы понять, как не надо управлять экономикой. Кто-то хорошо сказал, что государство должно выступать по отношению к предпринимателям в роли спортивного судьи: контролировать соблюдение правил игры, но не более того. Официальный Киев, ничтоже сумня4* шеся. меняет в ходе игры сами правила. - чего стоят то вводимые, то вновь отменяемые льготы для поставщиков нефтепродуктов! В стране с рыночной экономикой - а Украина считает себя таковой - недопустимо прямое регулирование цен властями. Тем не менее власти перед началом "бензиновой лихорадки'" установили предельные цены на горючее.заправки в стране и направить все горючее на село. Спикер забыл, что времена военного коммунизма минули, а предприниматели - люди нервные. Забыл? Или же вполне предвидел последствия своего заявления? В октябре Украина выбирает президента и любая нестабильность выгодна конкурентам Леонида Кучмы. претендующим на этот пост. Александр Ткаченко один из них... Любопытно, что некоторые украинские масс-медиа. пытаясь утешить население. внушали ему. что в США бензин тоже стоит больше доллара. Решив проверить, я связался с коллегой из Калифорнии. Он сообщил, что "92-й" в этом году у них "до неприличия дорогой" - 1 доллар 65 центов. Но не за литр, а за галлон (3,79 л). В общем, перегнали Америку... Долго ли умеючи?которые продержались недолго, но принесли массу вреда. Эта законодательная чехарда отпугнула трейдеров, поставляющих нефтепродукты на Украину: кому охота рисковать капиталом на непредсказуемом рынке? А тех. кто еще колебался, уходить ли с него, вконец застращал председатель Верховной Рады Ткаченко. громогласно потребовав закрытьОПОРА НА ДОБРОЕ ИМЯfbeneGeeqcKMH завод "Автоком^ект" держит марку и борется с пиратами_.КЕлена ВАРШАВСКАЯ АвтоВАЗа, где используют шаровые опоры при сборке "жигулей". Во всем мире быть "официальным поставщиком" - это своего рода знак качества. Если продукция поставляется на сборочный конвейер значит, гарантированы ее надежность и полное соответствие требованиям конструкторов и производителей автомобиля. Плюс к этому - двойной контроль качества. Кроме самого "Автокомплекта" (а здесь тоже многоступенчатая система: входной контроль металла, в цехах - каждой составляющей детали, потом - готовой опоры и, наконец. ОТК на выходе). его изделия тщательно проверяют в лабораториях ВАЗа. Ради чего такие сложности? Во-первых. чтобы не потерять крупнейшего заказчика. во-вторых, ради собственного доброго имени. Настало, наконец, время.на циклическую долговечность, моменты качания, ударную и целостную прочность. Проверяли радиальные и осевые зазоры. усилие выпрессовки и выдавливания пальца из опоры. Эти трудные экзамены изделия "Автокомплекта" выдержали. Потом таким же процедурам подверглись и верхние опоры... - Сегодня мы стали крупнейшим в России заводом, выпускающим шаровые опоры и рулевые тяги к автомобилям ВАЗ. - гордится директор "Автокомплекта'' Сергей Знаменщиков. - Большинство предприятий такого же профиля, созданные в России позже, работают по нашим техноллогиям или используют белебеевскую продукцию. А лучшая для нас рекомендация - стали официальным поставщикомкогда репутация на рынке вновь ценится очень дорого. Ведь немалая часть продукции идет в свободную продажу: шаровые опоры и рулевые тяги на "классику" и переднеприводные ВАЗы. усиленные (закатные) шаровые опоры на все модели Волжского автозавода, шипы противоскольжения. тормозные цилиндры и диски сцепления... - Мы постоянно расширяем ассортимент, - говорит Знаменщиков. - Сейчас испытываются диски сцепления на ВАЗ2108, шаровые опоры на новый вазовский вседорожник ("Автокомплект'' определен поставщиком этого узла на конвейер), осваиваем шаровые для иномарок... Забот, кстати, немало и до сих пор. Первая из них - борьба с "пиратством". "Автокомплект в своей воине с подделками сделал ответный маневр: начал выпускать продукцию в индивидуальной упаковке со специальным вкладышем. Хотя вряд ли эта мера полностью избавит потребителей от опасности приобрести подделку. Пока конца борьбы с "пиратами". увы, не видно - дикий рынок процветает. Но как раз возникновение и рост популярности тех или иных (многих и разных, но обязательно - надежных) марок на рынке, утверждение их в итоге вынудят нашу торговлю и производство стать цивилизованными. Тогда завоеванное доброе имя будет настоящей опорой для добросовестного производителя. И "Автокомплект' сможет уверенно опереться на свою шаровую.ЗР 9/9963 I T , Ч - Ч I.'.г ».чУСПЕХИ "ДОЧЕК" ГАЗАГлава Горьковского автозавода Николай Пугин заявил, что создание сборочных производств в регионах России, ближнем и дальнем зарубежье полностью себя оправдало. Сегодня у ГАЗа 17 совместных предприятий. Ежегодно объем производства на них утраивается! На Симферопольском автосборочном заводе АО "КрымавтоГАЗ" действует уже третий по счету конвейер. Теперь наряду с "газелями' и "волгами" здесь выпускают "Соболь". На очереди - пикап Атаман". В 1998 году крымчане выпустили 4 тысячи машин, нынче намерены собрать 10 тысяч автомобилей марки ГАЗ. А все газовские СП выпустят 20 тысяч автомобилей. В 2000 году ГАЗ планирует наладить сборку в странах Африки, Латинской Америки. Иране. Чехии. Венгрии, а также в России- на Северном Кавказе ив Челябинске.Хотя бензин в странах ЕС стоит дорого (1 литр "95-го" - в среднем 90 центов), для европейцев с их хорошими заработками расходы на него не слишком обременительны. В Люксембурге среднестатистический местный водитель оставляет на АЗС 2.8% своего заработка, в Австрии - 5.5. в Германии и Бельгии - 5,8. в Испании - 6.5, во Франции - 6.7. в Италии и Пмландии - 6.9. в Финляндии - " 3 . Хуже всех португальцам - 8,7%. Ноэтацифра - ничто по сравнению с показателем Украины. Здесь среднестатистический атадетеп авто, наезжая в год 10 000 км. тратит на бензин не менее 20% заработка, а при летних, кризисных ценах - 60%! • Санкт-петербургский центр машиностроения АО "Кировский завод" (ранее известен как Путиловский) скоро отметит 200-летие. Сегодня здесь уже не выпускают. как раньше, танки и энергетические установки для атомных подводных лодок. а делают бронеавтомобили для инкассации, полноприводные грузопассажирские вседорожники, автомобили для коммунальных служб, вездеходы и тракторы различных модификаций.По случаю торжества на завод приехали президент Украины Л. Кучма и президент АО ТАЗ" Н. Пугин.ПОЛЬШУ РЕВНУЮТ К 'ДЭУПо мнению экспертов Еврокомиссии. разнообразные льготы от польского правительства позволили концерну "Дэу" сэкономить 300 млн. долл. Еврокомиссия квалифицирует это как нарушение принципа равной конкуренции и требует от Польши (стремящейся, как известно. в ЕС) подробный отчет об этих льготах. Не исключают. что затем последует требование возврата корейцами всей суммы польскому правительству. Беспокойство Еврокомиссии легко понять: "Дэу' быстро увеличивает объем продаж автомобилей в Восточной Европе. наступая на позиции западноевропейских фирм.• Уральский автомобильный завод замахнулся на сборку тольяттинсыгх моделей. Недавно коллеги, работающие по обе стороны Уральского хребта, подписали протокол о намерениях собирать на площадях УралАЗа автомобили из комплектующих АвтоВАЗа.ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МОЖНО ВЫБРАТЬ•• Южно-Африканская Республика получила первую партию автомобилей "Нива" ВАЗ-21214 с впрыском бензина и правым рулем. Контракт между АвтоВАЗом и фирмой из ЮАР подписан всего на 500 автомобилей. Если пробная партия заказчику понравится, есть надежда серьезно расширить экспорт моделей "Нива''.КАМАЗ РАСШИРЯЕТ СВЯЗИОдним из перспективных проектов камские машиностроители считают кооперацию для выпуска автобусов. Недавно на совместном предприятии КамАЗа и "Павловского автобуса" собран первый такой автобус на 120 мест. В этом году СП собирается выпустить еще 500 штук, а затем довести мощность предприятия до 2500 автобусов в год. КамАЗ активно расширяет и внешние связи: если за весь прошлый год экспортировано всего 170 грузовиков. то в этом году уже 600. Подписаны также контракты с Йеменом и Объединенными Арабскими Эмиратами на поставку 500 машин. Правительство Украины постановило, что центральные и местные органы власти, а также подведомственные им бюджетные организации должны отныне покупать только отечественные автомобили. Ассортимент их не так уж мал: "Таврия", "Ланос", Нубира" и Леганза' производства СП "АвтоЗАЗ-Дэу". вседорожники Луцкого автозавода, а также "волги", "газели", соболи" и УАЗы. которые ряд предприятии л Украины собирает из российских машинокомплектов.64ЗР 999 УТРОМ - льготы•«•Президент ИВЕКО Джанкарло Боскетти встретился с премьер-министром Украины Валерием Пустовоитенко. После беседы с украинским чиновником итальянский бизнесмен заявил. что готов увеличить инвестиции в производство на предприятиях 'ИВЕКО-Мотор-Сич (коробки передач и дизельные моторы) и "ИВЕКО-КрАЗ (грузовики и автобусы). Пока что итальянские коллеги вложили в совместные с Украиной проекты 60 млн. долларов. Дальнейшее увеличение денежных вливаний итальянская сторона напрямую связывает с налоговыми льготами от украинского правительства. Поскольку совместные с ИВЕКО проекты ориентированы на экспорт и создают в стране новые рабочие места, кабинет министров Украины, скорее всего, льготы предоставит,ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОТМЕТИТЬ ЮБИЛЕЙВыступая на торжестве, посвященном 100летию автомобилей "Опель", президент компании Роберт Хендри заявил, что инвестиции в четыре завода "Опель" в Германии составят до 2003 года Завод "Опель в Бохуме: на этой установке делают 8 млрд. марок балку переднего моста "Астры" методом гидро(4.2 млрд. долл.). объемной штамповки - используя для формова650 млн. марок ния высокое (1500 бар) давление воды. получит завод в Каизерслаутер(очевидно. "Корса-С") в Айзенане. где в 2001 году начнут выхе потребует 120 млн. марок. пускать моторы нового семей Львиная доля капиталовложе ства. К 2002 году на головной ний придется на завод в Бохуплощадке в Рюссельсхайме поме (модели "Астра". "Зафира): строят завод за 820 млн. маего реконструкция обойдется в рок. Освоение новой модели 2.8 млрд. марокВЫЖИВЕТ КРУПНЕЙШИЙКитайская деловая пресса активно призывает местных производителей автомобилей к укрупнению. Сегодня в Китае 200 автосборочных заводов. Ежегодный выпуск - 1.6 млн. шт. При этом самый большой завод способен делать не больше 200 тысяч машин. Наиболее печальное. что только четверть всех китайских потребителей желает приобрести автомобили. собранные мелкими отечественными предприятиями. Накануне вступления во Всемирную торговую организацию это не может не беспокоить деловые круги страны. Ведь членство в ВТО предполагает отказ от высоких импортных пошлин. В результате иномарки резко подешевеют и задавят своих китайских конкурентов. Если последние, конечно, не примут превентивных мер.Министерством транспорта Польши введен дополнительный сбор с российских грузовиков и автобусов за въезд в страну. За каждую машину теперь надо доплачивать 240 злотых (примерно 60 долларов).АМЕРИКАНЦЫ В УЗБЕКИСТАНЕКомпания "Камминз" создала с узбекской " Узсельхозмаш-холдинг" совместное предприятие. СП под названием "УзКамминзМотор" будет выпускать дизельные двигатели для тракторов и хлопкоуборочных машин. Проектная мощность - 12 тысяч моторов в год. Объем инвестиции - 23 миллиона долларов. Уставной капитал СП разделен между сторонами в равных долях. Отверточная сборка двигателей "Камминз' ведется в Узбекистане уже с 1997 года, их выпущено 5 тысяч штук.i Малайзийская фирма "Протон", стремясь оживить прода жу своих моделей на западноевропейском рынке, предлагает каждому покупателю бесплатное путешествие в Малайзию для одного человека. Его спутник (спутница) должен оплатить поездку, но не полностью, а лишь 40 процентов.к орпорации ® Щ ЩЩОД предла гаетЗАГОРОДНЫЕ ДОМА"РЕНО" ПРИРАСТАЕТ ЕВРОПОЙВ первой половине 1999 года объем продаж автомобилей "Рено' увеличился на 9.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Всего до 1 июля было продано 1 010 570 легковых и 157 214 грузовых машин, причем основной прирост отмечен в странах Западной Европы, Сбыт легковых автомобилей всех марок здесь вырос на 7.8%. а "Рено - на 11.3%: доля машин Рено на рынке возросла с 10.3 до 10.6%. Самым популярным остается семейство "Меган причем 50% от его продаж составляет мини-вэн "Сеник".ЗР 9'9965