102
103
РЕЗОНАНСНАС ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧЛИ......в Антимонопольном комитете и ГАИ МВД Украины. Реакция, правда, была разной.Леонид САПОЖНИКОВ Автора заметки "Не хочу быть должен!" (ЗР, 1999, № 7) возмутили у соседей всевозможные поборы: "Я, например, отверг предложение о "санобработке" машины при въезде в Харьков", - писал наш корреспондент Юрий Нечетов. Очень правильно поступил Юрий! Харьковская фирма, предлагавшая "санобработку", действовала в традициях Остапа Бендера. Ее сотрудники носили форму, похожую на милицейскую, и останавливали клиентов полосатыми жезлами. Для пущей важности ссылались на распоряжение губернатора области, в котором, однако, ничего не говорилось об обязательной санобработке. Содрав 9 гривен (более 2 долларов), мыли машину якобы раствором с дезинфицирующими швейцарскими компонентами, на самом же деле - просто водой. Антимонопольный комитет Украины обязал фирму переодеть сотрудников, прекратить незаконное использование жезлов, снять стенды со ссылками на распоряжение губернатора и заплатить штраф в размере 3200 гривен (800 долларов). Если дело этим ограничится, фирма, считай, дешево отделалась. Ведь ее деятельность четко охарактеризована в статье 143 Уголовного кодекса Украины: "Завладение личным имуществом граждан путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество)". Украинская ГАИ. напротив, не нашла изъяна в своих действиях и ... "перевела стрелки" на ЗР. Если вы, дорогой читатель, собирались отдохнуть в Крыму и, почитав майский номер журнала, передумали, знайте: "Управление ГАИ МВД Украины сожалеет, что... статья "Неласкаво просимо" способствовала изменению планов летнего отдыха граждан России в Украине". Именно так выразил в официальном письме свое недовольство нашей публикацией заместитель начальника украинской Госавтоинспекции А. Гаврилов. Напомним: в сентябре 1998 года Кабинет министров Украины утвердил новые правила регистрации и учета транспортных средств, обязывающие автовладельцев при временном ввозе автомобиля на территорию Украины зарегистрировать его в ГАИ в течение 10 дней. Иностранных водителей, в том числе российских, начали штрафовать на дорогах за невыполнение этого требования. Посольство РФ в Украине неоднократно обращалось в украинское МВД, Государственный таможенный комитет и МИД с просьбой официально разъяснить странную ситуацию. А в канун лета, так и не дождавшись разъяснений, консульский отдел посольства проинформировал с нашей помощью россиян, что при поездке автомобилем на Украину у них могут возникнуть проблемы (ЗР, 1999, № 5). В том, что это действительно так, убедился на собственном опыте заведующий консульским отделом Александр Иванов. Когда 29 апреля с. г. он въезжал на своей машине на территорию Украины, таможенники предупредили его об ответственности - вплоть до конфискации автомобиля - за невыполнение требования о регистрации в течение 10 дней. Лишь в начале июня посольство РФ получило ноту МИД Украины с комментарием Министерства юстиции: 10-дневный срок регистрации не распространяется на транспортные средства, участвующие в международном движении на территории Украины - для них, согласно пункту 29.2 ПДД продолжает действовать двухмесячный срок. Наш журнал по просьбе консульского отдела немедленно известил об этом читателей (ЗР, 1999, № 7, стр. 15). Так что многие, успокоившись, все же поехали отдыхать на Украину. Увы, там их ждал новый сюрприз - запредельные цены на бензин, но это уже другая тема. - Очень жаль, что разъяснение Минюста Украины последовало не осенью прошлого года, а с опозданием на 8 месяцев, - сказал корреспонденту ЗР Александр Иванов. - Как говорится, дорого яичко к Христову дню... Не стоило бы возвращаться к этой грустной истории, если бы не вышеупомянутое письмо А. Гаврилова в адрес редакции. Он сожалеет, по сути, о том, что ЗР совместно с российскими дипломатами реализовал право наших читателей на информацию. Уважаемый господин Гаврилов! Мы выполнили свой профессиональный долг. Чего нельзя сказать о представителях украинских властей, создавших болезненную проблему буквально из ничего.В страховании транспорта - свои осо бенности. Здесь из-за криминогенной обстановки расходы отдельных компаний (как правило, тех, кто не заботится о своей безопасности) могут превысить доходы на 50-95 процентов. А можно ли выплатить клиентам в два раза больше, чем заработано? Конечно, нет! И чтобы не прогореть, эти компании собирают деньги, но страховку платят "неохотно"... То есть стараются просто не платить! - поясним от себя. А уж на какие хитрости ради этого идут страховщики! Поговорим о самых распространенных. "ТРЮКИ" Будьте особо внимательны в момент составления договора. Хорошо, конечно, показать договор своему адвокату, но, сами понимаете, для большинства это нереально. Л * раз так - вчитывайтесь в каждую строчку, не "пробегайте" этот документ мельком. Ведь договор можно составить и так, что получить возмещение станет практически невозможно. Примеры? Пожалуйста: о страховом случае нужно сообщить в течение 12 часов после происшествия. Попробуй успеть, если ты попал в аварию вечером или в другом городе. Другая "обязанность": сохранить ключи и документы от угнанного автомобиля. Ах, ПТС пропал вместе с машиной? Не обессудь... Хотя в устной беседе страховые агенты об этом умалчивают; лишь заявляют походя, что договор - чистая формальность. Кто верит - после сильно сожалеет. Но поздно. Подпись уже поставлена... Часто страховщики "привязывают" клиентов к собственному сервису. Ставят условие ремонтировать битый автомобиль только у них. А когда доходит до реф монта, вдруг выясняется, что цены там запредельные и всей страховки едва хватит ...на замену "дворников". Это прямо противоречит закону "О защите прав потребителей". Жалко, что многие из нас об этом даже не подозревают. Каждая компания принимает свои "Правила страхования". Недобросовестные компании научились использовать эти правила против клиента. Например, вы застраховали автомобиль на 10 000 долларов. Проходит время - случается угон. Требуете выплаты денег, а компания с радостью отвечает, что возмещение заплатит в рублях... по курсу, что был на день подписания договора. Сколько людей погорело на этом после кризиса. Им платили по курсу 6 рублей за доллар! А все потому, что они не ознакомились с Правилами, точнее, им просто не дали их прочитать. Или же: вы привозите из-за границы иномарку за 10 тысяч долларов и страхуе* те на такую же сумму. Машину угоняют. Вы102ЗР 9/99 СТРАХОВАНИЕКИДАЛЫ С ПОЛИСОМО том, как компании обманывают клиентов. И наоборот.- в компанию, а там заявляют: получите ровно столько, сколько стоит в купчей (там чаще всего сумма значительно меньшая). Чем мотивируют? Оказывается, в законе "О страховании" сказано, что вещь не может быть застрахована на сумму большую, чем она стоит по документам. Согласитесь, мало кто из нас •^•акой закон знает. И страховщики обязаны об этом положении закона нас предупреждать - иначе они нарушают право потребителя на достоверную информацию об услуге (закон "О защите прав потребителей"; Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ. Рисунок Эдуарда КОНОПА не грешат. Портрет российского шулера пока еще не составлен, но как он действует, уже известно. В управлении защиты информации и безопасности государственной компании "Росгосстрах" нам рассказали, что два года назад они создали собственную базу данных, где собрали сведения по случаям, когда выплачивались возмещения более 500 рублей. Только тогда в "Росгосстрахе" поняли, насколько беззащитной была компания перед мошенниками. Например, клиенты с легкостью страховали один и тот же автомобиль одновременно в разных филиалах компании и, следовательно, по наступлении страхового случая получали солидную прибыль. Страхование автомобилей - "Клондайк" для нечистых на руку владельцев. Именно в этом виде страхования в России отмечено наибольшее число обманов. И, кстати, в отличие от европейского, наш мошенник не всегда образован и обеспечен. Напротив, много случаев, когда обмануть пытаются, что называется, простые люди. Методы у них соответствующие - например спрятать автомобиль в лесу (рядом со своим домом) и заявить об угоне. Или - сжечь машину прямо на своем участке. Кое-кто умудряется автомобиль утопить, часто разбирают на запчасти и продают, а деньги опять же требуют с компании. При этом далеко не каждого мошенника удается вывести на чистую воду. Ведь МВД сотрудничать с отделом безопасности страховщика вовсе не обязано, да и потом у милиции своих дел хватает... Поэтому и приходится компаниям создавать свою базу данных, искать в "органах" знакомых, "подмасливать" словом, выкручиваться по мере сил.л$а»БЫЛА БЫ СТАТЬЯ, А УМЫСЕЛ НАЙДЕТСЯ Недобросовестные страховые компании берут на вооружение также Гражданский кодекс РФ, где статья 963 указывает, что страховщик освобождается от выплаты, если страховой случай наступил вследствие умысла застрахованного лица. Умысел в принципе означает, что водитель знал о последствиях своих действий и осознавал, что эти действия приведут к наступившим последствиям. Насколько широко можно трактовать это положение, показывает следующий случай. На крышу * шестерки", принадлежащей одному из жителей Подмосковья, упал лед. Ущерб составил 1 тысячу долларов. Страховая компания платить отказалась. По ее мнению, владелец знал (гипотетически), что зимой с крыш падает лед и сознательно не принял мер предосторожности. Вот так бездействие коммунальных служб превратилось в умысел владельца "шестерки". Юридические закорючки еще не все некоторые страховщики применяют и откровенное психологическое давление. Спросят, к примеру, в каком настроении вы были перед тем, как случилось ДТП? Если ответите, что болела голова (погода, знаете ли...), - обвинят в нарушении Правил (пункт 2.7 запрещает управлять транспортным средством в болезненном состоянии). Конечно, законность отказа в выплате страховки на этом основании сомнительна. Но ведь клиент точно не знает, прав он или виноват _так им легко манипулировать, выдвигая менее выгодные условия, чем вначале. Многим автолюбителям, обжегшимсяна недобросовестных страховщиках, знакомо неожиданное появление так называемых внутренних распоряжений. Вы приходите за деньгами, а страховщик заявляет, что за время действия вашего полиса в компании введен "коэффициент износа", поэтому получите возмещение на 40% меньше. И еще удерживают 30% за то, что машина не оборудована сигнализацией. "Так ведь при заключении договора о ней и речи не было!" - возмущается клиент. "А теперь нужна - появилось распоряжение", отвечает страховщик и разводит руками. Я не призываю владельцев на основании вышеизложенного отказываться от страхования вообще. Преимущества страховки неоспоримы - недаром ею давно пользуется весь цивилизованный мир. Надеюсь, что ив России у страхового рынка - большое будущее. Речь только о том, чтобы быть предельно осторожным в этом безусловно нужном деле. ПРЕСТУПНЫЙ БЕС В КЛИЕНТА ВЛЕЗ Вы думаете, что автомобилисты страдают от страховых компаний, в свою очередь не принося им никакого вреда? Увы, мошенников хватает и среди клиентов! Причем иные способны запросто разорить компанию. Обычно же они причиняют вред, который выражается в потере 10-15 процентов прибыли, что тоже немало. Кстати, европейские страховщики составили портрет типичного мошенника. Это выходец из семьи со средними доходами. образованный и неглупый мужчина средних лет. Вот в таком добропорядочном бюргере обычно и сидит преступный бес. Женщины, старики, молодежь и малообразованные люди в Европе страховым обманом почти* **В общем, раздолье у нас для всякого рода ловчил - как среди страховщиков, так и среди их клиентов. Учитывая это обстоятельство, компании создают свои отделы безопасности, строят "эшелонированную оборону" против возможных обманщиков. Опытные клиенты, в свою очередь, с подозрением смотрят на страховщиков, тоже опасаясь подвоха. А. "сидя в окопах", доверия, которое в страховом деле необходимо как воздух, не достигнешь. Взаимная настороженность для бизнеса - плохое подспорье.ЗР 9/99ЮЗ