142
143
ИСТОРИL>,г""Шелл" - крупнейший в мире англо-нидерландский концерн по | добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов. Основан в 1907 году при слиянии английской "Шелл транспорт энд трейдинг" и голландской "Ройял Датч петролеум". Штаб-квартиры в Лондоне и Гааге. В концерн входят несколько сотен фирм более чем | в 100 странах мира, штат сотрудников - около 140 тысяч человек.На таких буровых вышках "Шелл" начинала добычу нефти в России.4WА когЗОцрсвои первые литр нацедил в России.История "Шелл" восходит к 1833 году, когда английский коммерсант Маркус Самюэл открыл в Лондоне магазинчик безделушек, украшенных морскими ракушками (shell - по-английски раковина), и другой экзотики с Востока. Предприятие оказалось прибыльным, и после смерти его хозяина в 1870-м дело перешло к сыновьям. Круг деятельности братьев быстро расширялся, особенно после того, как Маркус Самюэлмладший в 1890 году посетил Батум, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он был потрясен, увидев русский танкер, построенный на верфях Баку. Это какие же деньги проплывают морем мимо его магазина! Как знать, не окажись Самюэл в нужное время в России - век торговать бы ему на берегу Темзы инкрустированными табакерками. Но судьба распорядилась иначе. Оказавшись весьма разворотливым предпринимателем, уже в 1892-м он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер "Мюрекс" водоизмещением 5 тыс. тонн. Судно отвечало требованиям морских перевозок через Суэцкий канал удобный маршрут к нефтяным кладовым того времени. В свой первый рейс "Мюрекс" отправился в августе 1892-го с грузом в4 тыс. тонн русского керосина по маршруту Батум-Сингапур-Бангкок. ТранспорW:J> JMу",ч-ч-Андрей СИДОРОВтировка нефти потребовала строительства в портах Дальнего Востока нефтяных терминалов. К концу 90-х годов прошлого века бизнес Самюэла настолько разросся, что он основал в 1897-м компанию "Шелл транспорт энд трейдинг", способную конкурировать даже с ведущей в то время американской "Стандарт Ойл" (ныне "Мобил"). Тем временем в Гааге возникла нидерландская "Ройял Датч петролеум" (1890),Датч" и "Шелл", а вместе с тем и рождение новой компании. В ней 60% акций принадлежало "Ройял Датч", а 40% - "Шелл", такое соотношение сохраняется до сих пор. Сфера деятельности концерна непрерывно расширялась: осваивали новые месторождения, строили крупные перерабатывающие заводы, покрывающие быстро растущий спрос на нефтепродукты. Концерн приобрел права на добычу нефти в Румынии (1906), России (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и другие странах. В1912 году концерн вышел на внутренний рынок США. Бурно развивавшиеся морской и автомобильный транспорт требовали все больше топлива, и компания, уловив тенденцию, сделала ставку на мазут и бензин. Это принесло ей колоссальные прибыли. Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождение на нефтяной Олимп, но после ее окончания дела снова пошли в гору. Создаются дочерние компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 30-х годов "Шелл" делает первые шаги в новой для себя отрасли - нефтехимии. К концу десятилетия на долю "Шелл" приходилось более 10% мировой добычи нефти. Годы второй мировой войны были не * легкими для "Шелл". Нидерланды оккупи-занявшаяся освоением богатого месторождения нефти на острове Суматра. Ее директором-распорядителем, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939) по прозвищу "Нефтяной Наполеон". Детеринг был не прочь сотрудничать с "Шелл", и по его инициативе в 1907 году произошло слияние капиталов "Ройял142ЗР 9/99 рованы Германией, Румыния и Дальний Восток стали для компании недосягаемы. В результате боевых потерь к 1945 году "Шелл" недосчиталась 87 своих судов. По окончании войны концерну пришлось восстанавливать утраченное. Началось бурное развитие перерабатывающих мощностей, производство нефтепродуктов воз-<fcjjfcj»j£местными усилиями с нефтяной компанией "Эссо" в голландском местечке Гронинген нашли одно из богатейших месторождений природного газа. К началу 70-х годов в Гронингене добывали половину газа, потребляемого Западной Европой. В середине 60-х годов компания разведала сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море. Разработав новую технологию морских перевозок сжиженного газа, в 70-е удалось переправить пять миллионов тонн этого сырья изьсамым технологически сложным и дорогостоящим проектам века - в суровых погодных условиях необходимо было надежное и высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов. События в Иране 1978-1979 годов и связанные с ними ограничения на поставки нефти подтолкнули к освоению альтернативных источников энергии. Потребление газа в Европе к концу 70-х годов выросло более чем в два раза. Половина его - доля "Шелл" и ее партнеров.Iсьн.Lu S_LuБензовоз с пожарным прицепом отлично дополняют друг друга..Магистральный автопоезд начала века. росло почти во всех регионах, особенно в Венесуэле. Нефтяное топливо и сырье стали важнейшими для промышленности и транспорта, вытесняя уголь. Развернулись поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Обнаружили месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросла добыча - взялись за строВ 80-е годы в норвежском секторе Северного моря открыли второе по величине в Европе газовое месторождение - Троль, в Мексиканском заливе разведали запасы нефти и газа (Булвинкл и Аугер). В 1989 году суточная добыча нефти платформой "Булвинкл" с глубины 412 м достигла 8 тыс. баррелей (1 баррель=159 л). В 1994-м заработала гигантская платформа на Аугере - это самое высокое (872 м) стационарное сооружение на морском дне. Но нефтяная труба, морская платформа или танкер мало волнуют широкую публику. Как поступить, чтобы о компании говорили все? Без рекламы бизнес не сделаешь! Лучший способ - заявить о себе в гонках формулы 1, ведь бензин, масло и автомобиль неотделимы друг от друга. В этом деле компании тоже есть чем гордиться. Благодаря ее поддержке за всю историю формулы 1 завоевано более 170 побед в Гран-при, 18 званий чемпионов, 11 раз выигран Кубок конструкторов. В последнее время финансовая мощь компании идет на поддержку "Феррари". Будет ли эта лошадка довольна "ракушечьим" кормом в конце сезона - узнаем скоро.ительство нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых возведены в нидерландском порту Пернис, французском Руане, Кардоне (Венесуэла). Джилонге (Австралия), Бомбее. В 50-е годы доля "Шелл" в мировом производстве нефтепродуктов достигла уже одной седьмой . Для транспортировки нефти потребовались более вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн), и вскоре они стали основой флота "Шелл". Поворотным пунктом в послевоенной истории "Шелл" стал 1959 год, когда сов-Брунея в Японию. "Шелл" стала пионером крупномасшабных проектов такого рода. В 80-е годы экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно вырос - в 1989 году заработал крупнейший проект освоения северо-западного шельфа Австралии и поставок газа оттуда в Японию. Помимо газа, в 1971-м в Северном море нашли гигантскую кладовую нефти - Брент. Ее добыча здесь сулила новые перспективы. Вслед за Брентом открыли месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработку Брента относят кЗР 9/99143