Число сигналов в электроцепях автомобиля неуклонно растет. А вот проводов вскоре останется лишь несколько! ^В знакомой всем домашней электропроводке к каждой люстре идут провода от своего выключателя. Мы считаем это вполне естественным - привычным дви-. жением пальца замыкаем или размыкаем. силовые цепи, открывая или закрывая путь току к нужному потребителю. А ведьГ можно все сделать по-другому. Представьте. что в каждой люстре есть мини ^БЕЗ АШбиль. Во-первых, они сами по себе дороги, во-вторых, количество потребителей в них сегодня так велико, что приходится сплетать в толстенные жгуты целые километры (!) дорогостоящих и тяжелых г медных проводов, найти неисправность в которых - та еще задачка. И все же мультиплексные системы не находили широкого применения в автомобилях (кроме разве что грузовых и автобусов), пока не стали быстро-быстро размно-" жаться управляющие компьютеры и контроллеры. Понятно: все команды в компьютерах и так передаются в виде специальных цифровых кодов - серий из череi дующихся в определенном порядке нулей и единиц, остается лишь установить дешифраторы непосредственно в управляемых потребителях. Так появилась система CAN-Bus (Controller Area Network Bus, то есть шина компьютерной сети), объединяющая посредством одной или нескольких шин прибор. Каковы преимущества такся^ сие- (шина в данном случае -- конечно же. не темы? Они очевидны: выключателм лег- колесо, а тот самый кабель, по которому ко врезать в сеть абсолютно в люб общаются между собой все компьютеры хоть в каждой комнате, а тянуть к нИН дополнительные провода не придется. Недостатки? Прежде всего, стоимость компонентов. И потому лишь в доме экстравагантного "нового американца" встретишь такую мультиплексную сеть. Другое дело - самолет или автомовую электронику и часть электрики. Теперь все приборы можно подключить к единственному силовому проводу и избавиться от бесчисленных разъемов и контактов, в которых, собственно, проис- / • ходит большинство отказов. Известно ведь, что в электрике есть лишь два вида \атюрное реле с приемником сигналов, настроенным на индивидуальную "волну". А выключатель содержит передатчик,I lULk ' U HilV LL^riri ••' ' J UVJ II IJ 11 | Ц У1ЧИШ11 IV/IVэлектросеть. Требуется, скажем, включить телевизор - и вы нажатием клавиши отправляете в сеть импульсы частотой 10 кГц, настольную лампу - 11 кГц, печку СВЧ - 14 кГц (цифры, конечно, условны). Соответствующее реле распознает сигнал и подаст питание на необходимый42ЗР 9 99 *неисправностей - отсутствие контакта там. где надо, и наличие там, где не надо! Понятно, что закоперщиками нового направления стали производители сложных и дорогих автомобилей - "МерседесБенц", "Вольво", некоторые другие. В 1990 году на рынке появился "Мерседес-Бенц500Е", контроллер двигателя которого общался с датчиками через цифровую шину. Всего год спустя, довольные результатом, конструкторы развили идею в машинах S-класса с кузовом W140. где единственная цифровая шина связала между собой уже шесть систем: электронное зажигание, впрыск. АБС. противобуксовочную систему ESP. самодиагностияь ку. круиз-контроль. Мало того, вто. рая шина объединила в салоне климат-контроль, кондиционер и клапаны управления циркуляцией воздуха. Сегодняшний S-класс обладает уже тремя взаимосвязанными цифровыми сетями. объединяющими 40 управляющих приборов с их периферией. В этих сетях циркулирует до 850 различных сигналов, обеспечивающих реализацию 170 функций. (Впрочем, если вам по средствам "лишь" "Мерседес" Екласса - не расстраивайтесь: теперь и на него "накинута" электронная сеть с 18 узламикомпьютерами!) При этом впервые применена технология "Ди-Ту-Би" (она же - D2B или Domestic Digital Bus), использующая световые сигналы вместо электрических. Почему возникает потребность в столь экзотической технике? Во-первых, множество работающих электромоторчиков, реле и прочих исполнительных механизмов изШ лучают столько помех (кстати, их немало ив окружающем эфире), что в принципе не исключена возможность случайного совпадения одной из них с каким-либо сигналом - и тогда неожиданно для водителя может сработать тормоз одного из колес или. например. подушка безопасности. Дальнейшее развитие событий нетрудно себе предМультиплексная система "Вольво-Э80": ЕСМ модуль управления двигателем: ТСМ - модуль управления автоматической коробкой передач; ЕТМ - электронный блок управления дросселем: SAS - датчик угла поворота руля; ABSмодуль АБС; СЕМ - центральный процессор и место соединения цифровых сетей; DIM - дисплей комбинации приборов; ССМ - модуль климат-контроля; PDM- модуль двери переднего пассажира; AUM- аудиосистема; РНМ мобильный телефон; SWM - модуль подрулены х переключателей; DDM - модуль двери водителя; SRS - модуль подушек и ремней / безопасности; UEM - модуль электронного "замка зажигания"; PSM - модуль управления положением сидений; RTM навигационная система; REM — модуль багажного отсека. ™(Обозначения модулей соответствуют общепринятым в англоязычных странах.)ставить1 В оптическом диапазоне побочных излучений, к счастью, нет и это обеспечивает надежность цифровой системы. Во-вторых, передача сложных высокочастотных сигналов аудиовидеосистем. которыми S-класс просто-таки напичкан, требует огромного быстродействия (свы-Уже в 1991 году "Мерседес" S-класса содержал восемь компьютеров.ше 6 мегабит/с), что и загоняет разработчиков в оптический диапазон. Пока это соображение было основным: сеть "Ди-ТуБи" объединила CD-плейер, сотовый телефон, систему распознавания голосовых команд "Лингватроник'' и прочие "крутые" полезные штучки. Как выглядит оптический кабель? Весьма прозаично - "проводок" наружным диаметром 2,2 мм (не дай вам Бог его случайно оборвать или перерезать - 'попадете" на крупную сумму). Зато если все в порядке. можете забыть о коротких замыканиях, пожароопасное™, окислении контактов... Следующая по быстродействию сеть "Кан бас Си" (500 кбит/с) связывает между собой системы управления двигателем. тормозами, автоматического поддержания дистанции между автомобилями "Дистроник". подвеску, фары... В общем, все то, что необходимо непосредственно для езды. Ну и. наконец, самая "тихоходная" сеть "Кан бас Би" (83.3 кбит/с) объединяет приборы, обеспечивающие комфорт в салоне: климат-контроль, индикатор парковки "Парктроник'. управление люком, окнами. замками, комбинацию приборов... Две последние сети соединены между собой также через электронный замок "за-жигания" и могут обмениваться информацией. Более того, аудиовидеосистема подсоединена не только к оптоволоконному кабелю, но ик "Кан бас Би", а значит, в необходимых случаях возможна передача сигналов между всеми тремя сетями! Сегодня цифровые и оптоволоконные технологии стремительно внедряются в последние модели автомобилей ведущих фирм. "МерседесБенц" вообще сделал "Кан бас'-сеть своим стандартом и ставит ее теперь даже на самый маленький Акласс. "Ауди" применила ее в моделях А6 и А8. "Вольво" начала с S80... Именно ее две закольцованные шины вы и видите на нашем рисунке. Быстродействующая сеть (250 кбит/с) показана красным, "тихоход(125 кбит/с) - зеленым цветом. ная Все это очень хорошо и удобно, но как пересилить привычку упорно думать об отказах и неисправностях. Представить себе. что современный автомобиль ездит и не ломается, наш ум просто отказывается И. кстати, правильно: что бы там ни говорили о сверхнадежности импортной цифровой техники, разве ваш компьютер никогда не "зависал", не страдал от "вирусной инфекции" или просто не ломался, теряя всю полезную информацию? Что же делать, если такое случилось в дороге' Понятно, старую добрую лампочку-пробник можно спокойно оставить дома: работы в цифровых сетях для нее не найдется. Здесь скорее помог бы мощный ноутбук с программой диагностики - но к нему и специальное образование. которое, кстати, имеют далеко не все сервисмены. Европейскому водителю. избалованному техпомощью и связью, эти опасения неведомы. Многим ик телефону бежать не нужно - "мобильник" всегда под рукой. В наших условиях подобная техника в обозримом будущем, скорее всего, приживется в крупнейших городах с развитой сетью фирменных техцентров и. будем надеяться. вызовет к жизни многочисленные бригады "желтых ангелов", готовых за приемлемую цену эвакуировать вас с места неприятного (и редкого) события. И когданибудь, возможно, на наших конференциях утихнут дискуссии о целесообразности приобретения впрысковой модели "Лады" или "Волги", а странички приложения "Своими силами", отданные сегодня электросхемам, заполнятся советами бывалых типа: "Как я самостоятельно подкачал колесо".ЗР 9/9943