48
49
ЗА КУЛИСАМИОПЫТНАЯ ДЕЛЯНКА ВАЗАНе все знают, что, помимо главного сборочного конвейера, на ВАЗе есть еще один, поменьше. И сходят с него совсем другие автомобили.Сергей МИШИН. Фото автора В 1986 году флагман советского автопрома посетил М. С. Горбачев. И с ходу предложил заводчанам стать законодателями мировой автомобильной моды. Словом. догнать и перегнать. В то воемя нам все было еще по плечу (по крайней мере, на словах) и первым шагом к достижению поставленной цели стало учреждение Генерального департамента развития Волжского автомобильного завода (ГенДР ВАЗа) Мозгом новой структуры назначили Конструкторско-экспериментальныи комплекс (КЭК). мозолистыми руками - Опытно-промышленное производство (ОПП) Сначала его задача ограничивалась изготовлением опытных образцов и отработкой новых технологий перед внедрением их на основной конвейер. В1991 году здесь собрали первые десятки' Тогда каждый автомобиль от начала до конца "строили" на одном подъемнике. С приходом рынка выяснилось - одними образцами сыт не будешь. Покупатель ждал новых моделей. Махина основного производбилей. Первый объект выбрали из конструкторского задела - им стала длинная трехдверная "Нива" ВАЗ-2129, Одновременно делали и 2130 - тоже трехдверную, но с иной компоновкой салона. Фактически в опытном производстве лишь надставляли кузов, самостоятельно изготавливая все нужные для этого детали. А родные элементы брали на заводе. И "блины" удались! С 1994 года здесь ежегодно собирали (и продавали) около трех тысяч машин. Местный моторный участок освоил для них более мощный двигатель объемом 1.8 л Программа - десять тысяч в год. А с переходом на поточно-постовой метод (установленный на тележку кузов катают от одного поста к другому) производительность выросла втрое. Сейчас на этих площадях изготавливают пятидверную ВАЗ-2131 и мини-вэн ВАЗ-2120. Но о нем - позже. А с "Нивой поступают так. Полученное с завода "213-е днище лазером (!) разрезают пополам ("Чем еще - не ножовкой же". - улыбнулся знакомивший нас с производством заместитель директора Пето Петрович Петров). Разрез - сложной формы. чтобы не пострадала жесткость удлиненной машины. Затем две половинки и вставку собственного изготовлечия струбцинами закрепляют на специальной плите и сваривают полуавтоматической контактной сваркой Таким же образом к полу приделывают все осталь- * ные детали Готовый кузов грунтуют, красят и обрабатывают антикором Пока для этого его отвозят на завод, где на конвейере пришельцу заботливо оставляют "окошко Там кузов проходит все этапы подготовки и окраски наравне с другими. Перед участком сборки его снимают и отправляют домой Скоро лишние перевозки прекратятся - почти готов собственный окрасочный комплекс всемирно известной фирмы "Аизенман". В начале конвейера ОПП боковины кузова закрывают пленкой, чтобы не поцарапать. Идея родилась не сразу (и все еще не охватила основного производства завода) культуру переняли у финского "Валмета". А там. между прочим, собирают не что-нибудь 'Порше' и СААБы 1 Пункт назначения сборочной тележки подъемник, где готовый кузов начиняют агрегатами. превращая в автомобиль Потом регулировка обкатка на стенде - и площадка готовой продукции Поскольку ОПП подразделение заводаСварка на стапеле - технология мелкосерийного производства От сварки до окраски путь неблизкий. ства. неповоротливая, как дредноут, мгновенно отклониться от курса не могла. Другое дело - ОПП. Созданное на основе гибких технологий, оно идеально подходило для выпуска небольших партий товарных автомо-ЗР 9'99 все собранные здесь автомобили несут на облицовке радиатора вазовскую эмблему - ладью, а в документах - стандартную годовую гарантию без ограничения пробега. Кроме автомобилей, в прошлом году ОПП изготовило тысячу моторов объемом 1.6 л (ВАЗ-21084) для "самар" и 6 тысяч 1.8-литровых (ВАЗ-2130) для "нив". Половина из них пошла на конвейер, оставшиеся в свободную продажу. Кстати. немалую часть продукции ОПП продает во многих городах России через собственную дилер-ш скую сеть. У "длинной" "Нивы" много оригинальных кузовных деталей. Но большому прессовому производству размениваться на мелкие партии невыгодно. И ОПП обзавелось собственными прессами и штампами. То же - с литьем. Два цеха, чугунного и алюминиевого литья, изготовляют небольшие партии деталей любой сложности. Естественно, во всех подразделениях опытного производства используют оригинальные пилотные' технологии. Так. например, после создания чертежей и математической модели какой-нибудь пластмассовой детали, используя специальную компьютерную программу, делают макет в натуральную величину. Крупные - из пенопласта. дерева или специальной массы на итальянском комплексе Мекоф" или отечественном. ульяновского производства. Макеты деталей сложной формы делают на специальной машине по американской Lom-технологии - лазерной обработкой... склеенной бумаги. Модели самых мудреных деталей готовят не дольше недели: время - деньги. Так. по английской технологии Pohifloo из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном, выпекают' бамперы, обивки дверей и панели приборов, Французская МММ (не путать с печально известной российской аббревиатурой!) по-яНаучно-технического центра. Поэтому здесь обретают плоть концепт-кары и перспективные автомобили. (Конвейера на этом участке, разумеется, нет. И отбирают сюда самых квалифицированных и опытных работников.) Одни образцы так и останутся в единственном экземпляре. другие пойдут в серию. Сейчас на выходе новая "Нива" ВАЗ-2123 с целым сеПоследняя примермейством модификаций. Это ка" - отработанный первый автомобиль, вся технопроцесс сборки передадут на конвейер. логия сборки которого до мельчайших деталей обкатывается в ОПП. Так что вездеход смоГлавные детали РПД - ротор и статор - жет встать на главный конвейумеют делать только ер сразу, без пробных и опытв опытном производных партий. Значит, экономятстве. ся немалые средства. Ныне ОПП - это работающий в две зволяет за два месяца изготовить форму смены завод со штатом 1600 человек. Содля отливки 100-200 деталей. Нет времерок процентов из них - инженеры и технини - немецкая НЕК сделает за два дня ки. Задача на завтра - создать мощности эластичную форму из силикона, способдля серийного производства до 30 тысяч ную выдержать до 30 отливок. автомобилей в год. Но прирезать территоСтоль могучий потенциал и средства. рию и возвести новые корпуса нельзя - все вырученные от продажи товарной продуквокруг застроено. Пришлось изыскать внуции. помогли не просто доделывать "Нитренние резервы. Снова изменится метод ву", но и создать на ее базе принципиальсборки - место тележек займет подвесной но новый автомобиль - мини-вэн ВАЗконвейер. Правда, двигаться он будет не 2120. Он уже появился в продаже. непрерывно, как заводской, а с интервалаНе забывают в ОПП ио родном завоми (выполнили операцию - продвинули). де. Опытное производство берет на себя операции, которые по разным причинам Освободится дополнительная плонецелесообразно делать на главном конщадь для сборки за счет выноса с терривейере. Недавно здесь дособирали унитории ОПП некоторых операций. Куда? К версал ВАЗ-2111. сейчас то же делают с дилерам! Они ведь не просто продавцы, а хэтчбеком ВАЗ-2112. Получаемый с основеще и поставщики комплектующих. Наприного производства полуфабрикат "девяномер. "Моторика" производит сиденья. Место девятой" превращают в ВАЗ-2115. усгапласт" - пластмассовые изделия. танавливая оригинальные крылья, капот. Конечно, отдавать ноу-хау (оборудобагажник, фары и бамперы. А в ближайвание и технологию) на сторону страшношем будущем хотят модернизировать савато - из-за опасности брака. Но у дилелон. Делают и совсем редкие автомобили ров - высокая репутация. Да и интерес об- лимузины ВАЗ-21109. Собирают их исщий. Будут делать плохо - машины переключительно на заказ. Обычному покупастанут продаваться. Покупатель ныне разтелю эта экзотика пока не по карману борчив, ему есть из чего выбрать. И в этом (примерно в два раза дороже "десятки"). определенная заслуга Опытно-промышС другой стороны. ОПП все же часть ленного производства Волжского завода. досборка после конвейера с этого года ВАЗ-2123основная продукция