96
97
98
МШШШЪШщМ"Моеквич-412" (1967). Впервые применены двигатель с верхним распредвале» безопасный руль, диафрагменное сцепление. Выпускался на АЗЛК и "Ижмаше". Двигатель - 4 цил., 1478 см3, 75 л. с ; масса 1000 кг; длина - 4090 мм. На фото - модель АЗЛК 1970 года.АВТО ДЛЯ РОССИЯНИНА^ г ^ ч ^ ё м обзоре который Должен подвести вас к ответу. ||| вопрос^ какой легковой автомобиль сыграл наиболее -t ^а'гШную роль в моторизации России,"Москвич-408" восхитил модным, по-европейски элегантным кузовом; в конце 60-х его оснастили "412-м" мотором - тогда наиболее современным по конструкции. Новая "Волга" ГАЗ-24 радовала глаз неброской солидностью, но в техническом отношении бы * ла еще больше, чем "Москвич", привязана к предыдущей, явно устаревшей модели. О "Жигулях", датируемых 1970 годом, потолкуем чуть позднее. А пока хочется сказать несколько теплых слов о "Запорожце". Без него нельзя представить российскую действительность 60-х-80-х годов. Ведь именно его в бывшем Союзе задумали как "народный", для сотен тысяч людей он оказался наиболее доступен и по-особому любим. Но изменить автомобильный пейзаж страны суждено было "Жигулям". Напомним, базой для них послужил в корне переработанный ФИАТ-124 - лучший автомобиль 1967 года. Машина не вдруг завоевала симпатии. На фоне "Москвича" она выглядела даже простовато, кое-что в конструкции вызвало скепсис. Но покупатели быстро оценили легкий пуск, эффективную "печку", npc*|*t сторный багажник, четкое управление коробкой и, главное, более уверенное, нежели у других знакомых им моделей, поведение на дороге. ВАЗ превзошел остальные заводы не только количеством, но и небывало стабильным, по нашим меркам, качеством своих машин. Благодаря надежности "Жигулей" и быстрому развитию сервисной сети ВАЗа (не будем оценивать качество ее работы) стал формироваться новый тип автомобилиста. Он не желает, да и не имеет времени превращаться после основной работы в слесаря - он "просто ездит", по делам или из удовольствия, но изо дня в день и помногу. Количество выпускаемых автомобилей перешло в новое качество..* потребителя."Жигули" ВАЗ-2101 (1970). Базовая модель семейства самых распространенных автомобилей в СССР и России. Впервые на массовой модели были передние диско| вые тормоза, закрытая система охлаждения с антифризом, неразборный фильтр масла и др. Двигатель - 4 цил., 1198 см3, 62 л. с ; масса - 9S5 кг; длина - 4073 мм.Шестидесятые годы вошли в нашу историю как эпоха "хрущевской оттепели". Провозгласив принципы мирного сосуществования и экономического соревнования двух систем, страна провела невиданное по масштабам сокращение армии и расходов на оборону. Экономика живо откликнулась размахом жилищного строительства, быстрым ростом производства "товаров для народа". Вскоре сместили Хрущева, разрядка сменилась жесткой конфронтацией, но развитие гражданских отраслей успело получить мощный импульс. Мало сказать, что были освоены новые легковые модели на всех заводах - коренная реконструкция МЗМА (с 1968-го - АЗЛК) позволила почти уд"Волга" ГАЗ-24 (1968). Получила форси рованный двигатель, 14-дюймовые колеса, увеличенную базу. Модификации широко применялись в такси и меде лужбе Двигатель - 4 цил., 2445 см3, 98 л. с; масса -1450 кг; длина - 4735 мм. 'Начало - ЗР, 1999. № 9.воить выпуск "москвичей"; такой же по мощности новый завод построили в Ижевске, а в Тольятти возвели крупнейший автомобильный комплекс. По сути, в те годы создана производственная база нынешнего российского автопрома, определился его профиль на полтора-два десятка лет - факт, сегодня вызывающий скорее сожаление, нежели гордость...96ЗР 10/99 Столичный АЗЛК оказался в роли догоняющего, а работа над новой моделью затянулась. Выход попытались найти в глубокой модернизации "412-го". "Ижмаш", в свою очередь, оригинально переработал кузов "Москвича" в пятидверный хэтчбек "ИЖ-Комби"(1973). Смелым шагом ВАЗа было освоение вседорожника "Нива" - компактной машины, соединившей комфорт легкового автомобиля с проходимостью армейского. Эти особенности в сочетании с оригинальным дизайном привлекли многих по клонников, в том числе за ру бежом. Там она стала, по сути родоначальницей нового клас са - "городских" вседорожни 'ов. На родине "Нива" утвердилась в этом качестве лишь в последние годы - долгое время ей навязывали роль машины для сельских тружеников. Но именно их отпугивали невместительный кузов, высокий расход топлива и явно завышенная цена. К концу 70-х ВАЗ, наконец, обновил "Жигули". Современная светотехника, обогрев заднего стекла, травмобезопасный руль и другие улучшения в семействе 2105,2107, 2104 были оценены по достоинству, чего не произошло вначале со следующей, радикальной новинкой завода - ВАЗ-2108. Иску"Нива" ВАЗ-2121 (1977). Первый российский автомобиль с постоянным полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом, силовой агрегат ВАЗ-2106. Двигатель - 4 цил., 1568 см3, 76 л. с ; масса-1150 кг; длина - 3720 мм."Лада-Спутник" ("Самара") ВАЗ-2108 (1984). Первый массовый переднеприводным автомобиль, базовая модель нового семейства. Пятидверный ВАЗ-21093 делали также в Финляндии. Двигатель - 4 цил., 1289 см3, 64 л. с; масса 900 кг; длина - 4006 мм.шенные автомобилисты знали, что в 70-е годы Европа, а за ней Америка и Япония быстро пересаживались в переднеприводные авто. Журнал "За рулем" в ту пору активно пропагандировал достоинства такой компоновки, подготовив общественное мнение. Однако ВАЗ-2108, аскетичный внешне, с трехдверным кузовом, к тому же тесноватый сза-ди, не отвечал представлению консервативного большинства покупателей о семейном автомобиле. Репутацию "восьмерки" спасла не только молва о высокой экономичности, динамике и прекрасном поведении на дороге - едва ли не большую роль сыграло освоение пятидверного ВАЗ-2109. Наконец, седан ВАЗ-21099 перехватил у состарившихся "Жигулей" роль престижной модели. "Москвичу-2141" разработчики отвели место в типаже между "Жигулями" и "Волгой". Для него выбрали довольно редкий вариант переднеприводной компоновки - с продольным расположением двигателя. Спокойный внешний облик машины многие восприняли более благосклонно, нежели резковатые черты "восьмерки", а просторный трансформируемый салон вполне отвечал роли семейной машины. К сожалению, конструкторские недочеты, усугубленные дефектами изготовления, повредили имиджу нового "Москвича". С немалым трудом осуществили идею выпуска современной микролитражки "Ока" усилиями трех заводов при минимальных капвложениях. Однако запланированный некогда скромный объем выпуска 50 тыс. машин в год - не достигнут и поныне. "Ока" - выбор непритязательного автомобилиста со скромными доходами, предпочитающего пусть маленькую, но новую машину. Для многих, особенно женщин, она - своего рода тренажер.I "Москвич-2141" (1986). Двигатели - ВАЗ-2106, модернизированные варианты УЗАМ-412, а также "РеHO-F3R" и дизель "Форд-KHD". Выпускался с кузовами пикап и грузопассажирским. Базовый двигатель УЗАМ-331.10 - 4 цил., 1478 см3, 76 л. с; масса -1070 кг; длина - 4350 мм."Ока" ВАЗ-1111 (1988). Двухцилиндровый мотор разработан на базе двигателя ВАЗ-2108 и выпускается в Тольятти, машину делают в Набережных Челнах и Серпухове. Двига0 тель - 2 цил., 649 см3, 29 л. с; масса - 605 кг; длина - 3210 мм.ЗР 10/9997 "Таврия" ЗАЗ-1102, сменив заднемоторный "Запорожец", в свою очередь, встала на ступеньку ниже моделей ВАЗа. А когда нашла свой круг покупателей, расширить его помешала неблагоприятная экономическая ситуация. "Волга" пережила довольно серьезную модернизацию - не столько внешности, сколько интерьера, двигателя, ходовой части. На закате советской эпохи эта машина оставалась либо сугубо официальной, либо общественным транспортом, то бишь такси. Итак, в 70-е годы выражение "народный автомобиль" стало обретать смысл ив Стране Советов: по выпуску легковых машин она вышла на шестое место в мире. И хотя растущий спрос опережал возможности автопрома, для тысяч людей покупка автомобиля из главного события биографии сделалась почти обыденной, а ежедневные поездки стали частью образа жизни. Годы 80-е запомнились попыткой подтянуть продукцию автопрома к пресловутому мировому уровню - как по типажу моделей, так и по техническим решениям. Цель не была достигнута, но все же удалось радикально обновить программу почти всех заводов. Реформы последнего десятилетия стали проверкой на выживаемость - и для автопрома, и для его потребителей. Лучше других ее выдержали ГАЗ и ВАЗ. Не "Ока", не "Москвич" - "Волга", уступив часть номенклатурного сегмента рынка иномаркам, вмиг стала народным автомобилем, выпуск которого вырос почти на 80%. Две основательные модернизации (в условиях полной хозяйственной неразберихи!) подняли престиж не только машины, но и завода. Последняя модель ВАЗа, "десятая", внешне довольно респектабельная и элеВАЗ-2110 (1996). Базовая модель нового семейства, по конструкции родственного "восьмому". Помимо седана, предусмотрены универсал и хэтчбек. Двигатель 4 цил., 1499 см3, 74 л. с; масса 1010 кг; длина - 4277 мм.гантная, все же не вышла на отвечающую нынешним меркам ступень совершенства. К чести завода, освоены впрыск топлива и многоклапанный мотор, однако многие современные системы пока не прижились. (Поскольку мы пытаемся уяснить роль той или иной модели в прогрессе моторизации, напомним - двигатель с многоклапанной головкой и впрыском топлива впервые стал серийным на "волгах"!) Что касается вездеходов, и УАЗ, и ВАЗ не балуют особым разнообразием, выпуская, по сути, одни и те же базовые модели, соответственно, более 25 и 20 лет. Тем не менее (в силу разных причин) интерес к полноприводным моделям, особенно "Ниве", явно возрос. "Колеса власти" - представительские ГАЗы и ЗИЛы вобрали ряд прогрессивных для своего времени решений: двигатели V8 с гидрокомпенсаторами клапанных зазоров, усилители руля и тормозов, электростеклоподъемники, автоматические трансмиссии, кондиционеры. Однако выпуск таких машин был мелкосерийным, и какого-либо влияния на конструкции массовых моделей и представления широкого круга автомобилистов они не оказали. Наш обзор поневоле вышел очень коротким и беглым - но ведь речь идет о предмете (и периоде), большинству хорошо знакомом. Помимо масштабов производства той или иной модели, ее оригинальности, распространенности, долгожительства на конвейере, каждый из вас вправе применить собственные критерии, отвечая на поставленный в самом начале статьи вопрос. Каков бы ни оказался ответ, главное нам вместе с российским автомобилем предстоит пережить немало интересного в наступающем веке, преодолеть еще много ступеней к совершенству.ВНИМАНИЕ:АКЦИЯ "РОССИЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ СТОЛЕТИЯ"!*Заполните нашу анкету и выигрывайте приз - вазовскую "десятку"!В конце XX столетия, которое по праву войдет в мировую историю как век триумфа Автомобиля, "За рулем" проводит опрос среди всех читателей! С вашей помощью мы хотим определить, какой из отечественных автомобилей можно назвать лучшим, какой достоин стать символом автомобильной России двадцатого века? Каждый делает выбор, исходя из собственных представлений. И все же хотелось бы обратить ваше внимание в первую очередь на те из машин, которые сыграли ведущую роль в автомобилизации страны и оказались наиболее приспособлены к требованиям своего (подчеркиваем) времени, которые опровергли расхожее мнение о несостоятельности, неоригинальности отечественных разработок, которые, наконец, получили резонанс за рубежом и даже нашли там подражание. Естественно, такой выбор может быть только коллективным - иначе он будет лишен объективности. Поэтому мы предлагаем каждому из вас внести свой вклад в автомобильную историю - отдать голос за самый-самый российский автомобиль. За какой именно? Надеемся, краткий экскурс, опубликованный в ЗР № 9 и 10, поможет вам в голосовании. Итак, правила участия в опросе. Ваша задача - открепить и заполнить предлагаемую на вкладыше анкету ( п ож ^ луйста, разборчиво, аккуратно, желательно черной или фиолетовой ручкой!) и как можно скорее (время не ждет!) выслать ее в конверте с пометкой "Акция" по адресу: 103045, Москва, Селиверстов пер., 10, "За рулем". Спешим рассеять сомнения: вся информация личного характера останется строго конфиденциальной. А нужна она нам только для того, чтобы, лучше узнав наших читателей, максимально соответствовать их интересам, их запросам. Не правда ли, ради этого стоит потратить немного времени на ответы.Надеемся, это не будет для вас обременительным, тем более что ЗАПОЛНЕННЫЕ АНКЕТЫ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В РОЗЫГРЫ ШЕ АВТОМОБИЛЯ!Обладателя приза определит старый, проверенный "зарулевский" лототрон. Надеемся, это будете вы, и именно ваше имя будет названо в первом ном<щ ре "За рулем" 2000 года.тш*Дерзайте!