104
105
же успеть разогнаться. В общем, проскочил. - Вы говорите, жена тоже испытывала боевые машины? Это допускалось?механический. Его она окончила и работала вместе со мной и на Уралмаше, и на ГАЗе, куда меня позже направили с повышением - стал военпредом.ный прямоугольник на асфальте - память о нашем "подвиге" - еще много лет оставался на шоссе Москва-Горький. Сам видел.той весной АвтоВАЗ объявил: начнем прием старых автомобилей в обмен на новые с доплатой, но, как это часто бывает, дальше обещаний не пошли. Не дождавшись команды с берегов Волги, за дело взялись автосалоны. Ничего удивительного: во всем мире именно продавцы (а не производители) занимаются такими операциями.ЗДело, вроде, совсем не женское? Так же, примерно, рассуждал маршал танковых войск Богданов, когда приехал смотреть нашу машину. Его интересовало. как она ведет себя на препятствиях. Водитель-механик сел за рычаги, аккуратно так. а Зоря, моя жена, как раз отвечала за эту машину и встала позади него, чтобы фиксировать показания приборов. "А что это за мальчишка здесь крутится?" - удивился маршал. "Это техник-испытатель, а не мальчишка - ей положено", доложил командир машины. "Вот как! Ну, тогда давайте..." - Думаю, не только я большинство читателей впервые услышали о женщине-испытателе боевых машин. Как ваша жена попала в эту компанию? - А очень просто. Во время войны в Бронетанковую академию набрали целый курс девушек. Зоря была среди них - самая маленькая. Там мы с ней познакомились. там я влюбился. А в сорок седьмом весь девичий курс демобилизовали и перевели в МАМИ - Московский авто-В столичных рекламных газетах я нашел семь объявлений, соблазнявших прелестями обмена. Что ж. за дело! Оседлал подержанную "пятерку" 1993 года, весьма потрепанную - слегка битую, со множественными следами коррозии, замас-^ ленным движком (именно от таких машин обычно желают избавиться), - и направился по первому адресу - в автосалон "Тандем". Менеджер по обмену Дмитрий Будаков предупредил: "бэ-ушные" автомобили смотрит на подъемнике механик, но если нужна предварительная оценка, то он готов сделать ее сам Скрытой камерой прямо на улице. Поглядев на поИспытателям съемка на полигоне категорически запрещалась. Тем не меслеаварийную рану, что с заднее... него правого бока, послушав После очередной смены на полигоне (крайний слева - Борис Васильев). рев пробитого глушителя и уко1949 год. ризненно покачав головой при Супруги Васильевы за работой. виде грязного двигателя, он выОдна из боевых машин - бронетранспортер ГАЗ-40, которую испытывал нес вердикт - 500 долларов мабудущий писатель. ксимум. После "досмотра" на подъемнике цена, по его сло- Так вы ветеран Горьв повести "Летят мои ковам. может упасть и до 300-400% ковского автомобильного? ни" писатель не раз с долей грусти упоминал, что уже едет Не совсем - в 1953-м я Да. не густо, тем более, демобилизовался, чтобы, как с ярмарки. Тогда ему не было и что, потратив 250 долларов на писал в рапорте, "заняться шестидесяти. Судя по всему, так называемую предпродажлитературным трудом". Но до поторопился Борис Львович ную подготовку (подкрасить. этого участвовал в испытании записать себя в уходящие. подправить, компрессию набронетранспортера ГАЗ-40 и Свидетельство тому - романы гнать и т. д.). можно было бы задаже умудрился вместе с меи повести последних лет, расгнать эту "пятерку" и за тысячу. хаником Костей Иноземцевым крывшие новые грани его таВ то же время насколько удоб(позже Героем Соцтруда) пеланта. яркая публицистика и нее приехать в салон, оставить ревернуть его через "голову" столь же яркая публичная деясвою развалюху и укатить на нопо дороге в Бронницы. Тем- тельность. Летят его кони! вом авто. Не надо бегать - искать запчасти, подбирать краску, терять время на сервисе затем ждать, пока в газете дадут твое объявление о продаже. А потом еще уговаривать (обманывать?) первого-второго-треOr &C*J pf?" *"«*> 64^, SjSfvSt^ тьего покупателя... u °"*a £a/> <*Jt, & r *-»«*-. ,.„Менеджер поведал, что самый желанный для салона безаварийный автомобиль не старше пяти лет. с пробегом н # больше 70 тыс. км. у которогоfro* £ш*у104ЗР 10/99 ЭКСПЕРИМЕНТКУКУШКУ НА ЯСТРЕБАПоявились рекламные объявления: "Меняем старые автомобили на новые". Выгодно лДмитрий ЛЕОНТЬЕВ был один хозяин. На такую машину нетрудно найти покупателя, а значит, и "в зачет" ее охотно возьмут. Знать бы заранее! Продолжаю эксперимент: беру тот самый "желанный вариант" - редакционную "пятерку" по прозвищу "Кощей" - пробег 57 тысяч, 1996 года выпуска, один хозяин. (Подробнее о ней см. ЗР, 1999, № 6) - и еду уже по другим адресам. Первым делом - на улицу Адмирала Макарова. Небольшой салон - огороженная площадка под открытым небом. Посреди новеньких автомобилей - белый пластмассовый столик (из тех, что прижились в уличных кафе) и несколько кресел. "Хозяев" не видно. Через некоторое время появляется один с приветливой улыбкой. Узнает цель моего визита и идет смотреть на "пятерку". Сказав "смотреть", я не оговорился. Он "обследовал" редакционную машину лишь глазами. Просил, правда, завести, но так, формы ради. Когда визуальная экспертиза окончилась, меня пригласили за тот самый кафешный столик. "Чего хочешь?" - спросил продавец (все это время любезная улыбка не сходила с его лица). "Полторы тысячи долларов", - не моргнув, ответил я. 'Ну, это много. - А сколько? Ну. 1200-1300... - Согласен. Снимаю с учета? - Зачем? Пиши доверенность..." "Вот это сервис!" - восхищался я по дороге на следующую точку, что на Ленинградском проспекте. Здесь к редакционной "пятерке" вышли трое (менеджеров?). С некоторого расстояния они посмотрели на "Кощея". Затем. подойдя поближе, задумчиво •обродили вокруг. Вскоре один с характерным южным акцентомпроизнес: "Салон дерматин". Я насторожился... К чему бы это? Наверное, цену опускать будут. Так и вышло. "Тысячу дол ларов дадим". - сказал другой. "Подумаю", - ответил яи покатил дальше с хорошим настроением. Вот это "оценка" - даже не посмотрели на цвет выхлопа! В салоне на Огородном проезде двое играли в нарды. "Пятерку" инспектировал третий. Первым делом спросил: "Машина битая?" Затем принялся искать следы возможных аварий. И нашел-таки! На переднем левом крыле, на заднем левом и на задней правой двери. Но это не все. Он обнаружил и дефект сцепления (диск ив самом деле давно нуждался в замене), и сильный люфт рычага коробки передач (тоже справедливо). Мимо его зоркого ока не прошел и "жесткий салон" (дался им этот салон, кто ж на него в подержанных "Жигулях" смотрит!). И... "дал" 800 долларов. Обидно!комиссионной торговле местного салона, оценив колер выхлопа (наконец), со словами "ох, переливает" дал 800 "зеленых". Впрочем, как и один из предыдущих экспертов, согласился на "зачет" по доверенности. Итак, наша "пятерка" может быть зачтена за 800-1300 долларов. Ставим точку. Ну, а что посоветовать тому, кто пойдет по такому пути? Прежде всего, не торопиться и не принимать первое же предложение - обойдите несколько точек: в каждой свой подход к оценке, свои "тарифы". В небольших фирмах, "бэ-ушные" машины осматривают, как правило, поверхностно. В крупНа Щелковском шоссе с меных, напротив, обязательно проедут за рулем, а то и загоня почему-то взяли за оценку пятьдесят рублей. Наверное, за нят на подъемник. Между продотошность - здешний эксперт чим, "большие" салоны часто облазил автомобиль вдоль и позанимаются обменом только перек. Единственный из всех, для того, чтобы продать бользаглянул под коврик салона... ше новых машин (мировая праОчень долго дергал руками двектика), а не заработать на пери. осмотрел багажник. Проверепродаже старых. Поэтому не рил амортизаторы, покачав надейтесь загнать им "бэ-уш"зад". В конце концов сказал, что ный" товар по приличной цене. берет ее за 1200 долларов. Для обмена годится не Последний визит был на только то, что на ходу. Разваулицу Перерва. Специалист по люхи, хоть не везде, но тожеберут. Например, "Тандем" взял как-то в зачет почти полностью сгнившие "Жигули" за 50 долларов их приволокли на буксире. Владелец был страшно рад. Спросите, зачем эта рухлядь салону? Там была почти новая газовая аппаратура и движок после разборки годился на запчасти. Подобные древности обычно меняют в салонах, где есть свой сервис. А вот почти новые машины (максимум год в эксплуатации) меняют с радостью. У владельцев бывают разные причины для этого. Кто-то хочет вместо заднего привода передний, кто-то желает отдать "Самару" и получить "Ниву", поскольку недавно купил дачу, а кому-то просто приятно ездить на новой машине с гарантией. Как заранее представить цену своей подержанной машины? Вот примерный ориентир: каждый год автомобиль теряет приблизительно 10 процентов от первоначальной цены. То есть через пять лет он будет стоить ровно половину. Но это в идеале. За каждый "грешок", сами понимаете, последует уценка. А что после десяти лет? - остаточная стоимость... Так что прикидывайте.ЗР 10/99105