50
51
МОТОРЫПожалуй, только в России на одном предприятии одновременно выпускают агрегаты сорокалетней давности и совсем, совсем новые.Сергеи КАНУННИКОВ, Антон ЧУИКИН. Фото Александра Полунина Каждый раз. приезжая на Заволжский моторный завод, удивляешься какой-нибудь новинке. Модельный ряд двигателей ЗМЗ неуклонно растет и представлен сегодня несколькими поколениями. Импортные комплектующие постепенно уступили место российским. Серьезная модернизация 406-му вряд ли грозит, но совсем не исключено, что он позаимствует некоторые детали у более новых моделей (обратная унификация) благо, в последователях недостатка нет. Заметим, что нынешний флагман, как по праву величают его на заводе, - родоначальник большого семейства.fc^o^JВыпуск ветерана (по-другому не назовешь) ЗМЗ-402.10 еще продолжается, хотя дни его сочтены, Не сам завод, так покупатели, а если не они, так природоохранные законы отправят его на заслуженный отдых. Конструкторы давно уже отступились от мотора, ведущего родословную аж с 1958-го, от ГАЗ-21, У них дела поважнее. Не будем и мы задерживаться у "без пяти минут пенсионера". Он славно потрудился... однако пора и честь знать.^=у0н*^Работая над двигателем нового поколения. конструкторы с самого начала заложили целую гамму агрегатов объемом 2,0; 2,3; 2,5 и 2,7 литра (ЗР, 1996. № 6). Для первого из них так и не нашлось "носителя". второй здравствует на конвейере. два самых мощных сегодня осваивают моторные отсеки.Нижнем, и в Заволжье готовятся к серийному выпуску именно этого варианта ЗМЗ-4052.10. Блок двигателя конструктивно аналогичен 406-му. Несколько увеличен диаметр цилиндров, но вовсе не "расточкой" - тогда бы стенки их оказались слишком тонкими. Сохранив прежнее межцентровое расстояние и увеличив диаметр, сблизили стенки цилиндров. Теперь протоки для охлаждающей жидкости между ними требуют механической обработки (у 406-го они выполнялись литьем). ,_ Поршневая группа не повторяет предшественницу (как, естественно, и прокладка под головку). Агрегатом управляет электроника нового поколения - блок "Микас7.1", призванный обеспечить нормы Евро II. В остальном 405-й (так зовут его в обиходе), по существу, двойник 406-го, со временем он вытеснит своего "папу" с конвейера. Само собой понятно, конструктивные изменения диктовались не только требованиями экологии - подросли мощность и крутящий момент. У самого сильного представителя семейства ЗМЗ-409 будущее не столь определенно. но одно из возможных мест прописки известно точно - УАЗ-3160. Недавно появившемуся новому российскому вседорожнику нужен современный российский двигатель (кстати, у нас еще будет повод напомнить об этом). %Каких-то три года назад 406-й был еще совсем дитя. А "волговскими" называли только двигатели предыдущего семейства. Теперь не так. Молодой быстро завоевал место под рыночным солнцем, и никому уже не надо объяснять - "ну, это тот, 150-сильный, 16-клапанный. впрысковый" - достаточно просто назвать индекс. Возникавшие опасения в ненадежности новой конструкции ЗМЗ и ГАЗ разрешали просто: "Боитесь впрыска на "волгах"? А ничего другого не будет..." Впрочем, для "газелей" сделали исключение - вариант подешевле -4063.10, который, похоже, будет последним карбюраторным мотором Заволжского моторного. За время производства 2.3-литровый двигатель претерпел ряд изменений: подкорректирована программа управления (застраховались от детонации - З Р . 1999, № 6), несколько уменьшена степень сжатия - с 9,5 до 9,3, подтвержден заявленный ресурс 250 тысяч километров и т.д.У 2,7-литрового мотора блок такой же, как у 2,5-литрового, а вот коленвал новый, с увеличенным радиусом кривошипа (ход поршня - 94 мм). Соответственно изменена конструкция поршней. Электронный блок управления - со своей программой. Объем наращивали прежде всего ради увеличения крутящего момента. Его максимальное значение на 14% больше, чем у ЗМЗ-406: неудивительно, что двиГабаритная высота "шестерки" не больше, чем у '406 "го. Угол гателем заинтересоваразвала цилиндров - 90°. лись на УАЗе. Для джипа Чьи? В первую очередь, новой "Волновый агрегат - "то, что доктор прописал" ги". Очевидно, 2,5-литровому уготована (о наших впечатлениях от поездки на УАЗе счастливая судьба - стать базовым двигас мотором ЗМЗ-409 читайте в одном из * телем ГАЗ-3111. Во всяком случае, и в ближайших номеров).50ЗР 10/99 ВНЕШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗМЗДля "ульяновца" конструкторы изменили базовый вариант двигателя. Степень сжатия уменьшили до 9,0, мощность снизили до 148 л.с. иначе мотор "закрутит" нынешнюю коробку передач. Специально под УАЗ выполнены картер сцепления, поддон картера двигателя, масляный насос и его привод, выпускной коллектор. Вентилятор системы охлаждения остался механический, но вариант с вискомуфтой тоже предусмотрен. До конца года в Заволжье намерены выпустить несколько десятков 409-х и... наконец-то сертифицировать 'в составе" УАЗа - ведь сам по себе двигатель эту процедуру не пройдет. Говоря обо всем этом, перед глазами видишь "уазик", а в голове еще и "Атаман", и его собрат ГАЗ3106, и, возможно. "Газель"... Карбюраторных версий новых двигателей не предусмотрено - на носу введение в России норм Евро.показал на нем средний эксплуатационный расход 8,3 л/100 км, на "Газели" - 10,7 л/100 км. Не исключено, что через год состоятся приемочные испытания - "в составе УАЗа'. В чьем еще кузове пропишется заволжский дизель? Полагаем, желающие найдутся...'•рв*^А теперь пройдем в святая святых ЗМЗ - "родильное отделение'. Здесь, в экспериментальном цехе, нас познакомили с самым молодым заволжанином. Позвольте представить - модель 301.10, V-образная "шестерка"! Задумали ее давно, когда в опытном производстве только рождались первенцы 406-й семьи. Конструкторы попали в яблочко - судите сами, "шестерки" прямо-таки просятся на последние новинки Нижне-ли шестерок пойдут на четырехцилиндровые моторы. Блок цилиндров "триста первого" - чугунный. Головки конструЯсли уже позади, до школы ктивно схожи с нынешними 16-клаеще далеко - тарахтит заволжский панными. Механизм газораспредизель под капотом "Газели" и... деления аналогичен 406-му, измеопять-таки УАЗа! Обкатка, испытанен лишь привод распредвалов: ния. доводка - обязательный этап в первая ступень - шестерни, далее жизни любого мотора. Какие-то детцепь. Хорошо защищенный блок ские болезни уже излечены, другиуправления размещен непосредми еще предстоит переболеть... За ственно на двигателе. прошедший с нашей первой встречи Новый мотор пока стоит на год (ЗР, 1999, № 9) дизельный ЗМЗиспытательном стенде, а инжене514.10, тогда только-только попавры уже думают о модификациях. ший к испытателям, несколько изИзменяемые фазы (задуманные менился, обжившись в мотоотсеке еще при работе над 406-м). регуполуторки. Ныне под него готовят лируемый впуск, турбонаддув... производство - пока, конечно, Увеличив по примеру 409-го мотоопытное, на 1000 штук в год. ра ход поршня до 95 мм, можно поПохвалим 'ребенка': дизелек На такоммоторе не стыдно въезжатьв XXI век - э лектронный лучить агрегат объемом 3,43 л. впрыск топлива,отдельная катушказажигания на каждый цилиндр, отлично проявил себя зимой, равыпускные коллекторы - двухслойные сварные, о беспечивающие Ну, а потом, если прибавить еще два цилиндра... Впрочем, это дело зогнал УАЗ-3160 до 147 км/ч (II), б ыстрый разогрев нейтрализатора (и кстати, выполнение Евро III). не ближайшего будущего. "Шес• М МНИКт * ПЕШИ го и Ульяновска! (см. выше: терку предстоит испытывать, доводить, ^~~—--_^_^ Модель 406110 4052.10 4082.10 514,10 301.10'" российские джипы - российвновь испытывать.Параметр ^ ~ ~ ~ — - ^ Расположение и Р4 Р4 Р4 Р4 число цилиндров* V6 2,24 Рабочий объем, л 2,7 3.2 2,3 2,5 Диаметр цилиндра и 35.5x94 87x94 ход поршня, мм Э2х86 95,5x86 92x80 Стегень сжат.™ 19,5 9.3 9,3 9,3 9.5 Максимальная молнхть, кВт/л.с. 110,3150 114.0П55 117.6/160 81/110" 152,2/207 при об/мин 5200 5000 5000 4500 Максимальный крутящий момент Н'М/КгС'М 206.0.21 215,8/22 235/24 23524 284.5-29 пои об/мин 400 4000 4000 2000-3000 Удельный расход топ252-65 258.4/190 258,4/190 218160 252'85 лива Г/кВт-ЧЛУЛ.СЧ. Масса кг 187 190 190 215 240Все двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр. ' Р-рядное V- V-образное. " Без охлаждения наддувочного воздуха. С охлаждением - 96 (130). " * Проектные данные.ские моторы...) Конечно, задумывая совершенно новый агрегат, специалисты ЗМЗ заботились о его максимальной унификации с другими моделями. Иначе - где ж новинку выпускать? У 301-го сохранен базовый для всех заволжских моторов размер - расстояние между центрами цилиндров равно 106 мм. В нынешнем варианте степень унификации с 406-м - 36 %. В будущем предстоит обратный процесс - детаКогда же? Если все пойдет по плану, то. как считают заводчане, в середине 2001 года ЗМЗ-301 начнут собирать в цехе малых серий. Моторостроителей подгоняют и соседи с ГАЗа... Напоследок - еще одна сенсация. Не удивимся, если в России через пару лет появится свой двигатель с непосредственным впрыском топлива. Первая подобная 16-клапанная головка блока - "GDI'' уже отлита... Рождение, зрелость, старость... Между ними время сокращается. И, слава Богу, для моторов возраст - не достоинство.ЗР 10/9951