129
130
131
брал редуктор, заложил "Литол-24", собрал - теперь стартер работает отлично. На этом список неисправностей (как видите, не очень длинный) можно закончить и перейти к общим замечаниям. Считают. что иномарки не требуют обкатки. Не соглашусь - импортное сердце "Князя" - мотор "PeHO-F3R" спустя некоторое время (после первых тысяч) стал работать тише, ощутимо прибавил в резвости. Щедрая французская мощь, увы, теряется в недрах трансмиссии среди неудачных передаточных чисел. Ожидаемые скоростные качества ощущаешь лишь с третьей передачи. И наконец, о техобслуживании. Считаю, что предписанная периодичность за-страненных (изготовитель рекомендует "Пюрфлюкс") - например, Champ LS 15 или UFIoil 23. Отрицательных последствий пока не заметил. Моторное масло (использую "полусинтетическое") меняю каждые 10 тысяч. Ходовая часть. Поломок в ней не случалось, так что пока фирменная "москвичовская" ремонтопригодность не востребована. Учитывая большой объем масла в коробке передач (3.7 л), рекомендую при круглогодичной эксплуатации залить, после обкатки и промывки, синтетическую "трансмиссионку" 75W90 класса GL-5. Недешево, но, полагаю, одной заправки хватит на весь срок службы. Обязательное условие - герметичность коробки и главной передачи (а не то разоришься на доливке). Гарантирую уменьшение расхода топлива примерно на 0,5 л/100 км. К тому же, "синтетика" спокойно выдерживает сильный мороз, когда любимое ТАД-17И теряет текучесть. Мой "Князь" отличается от машин базовой комплектации импортной рулевой рейкой с гидроусилителем. Преимущества очевидны: более "острый" руль (3,5 оборота "от и до") и легкость парковки, что важно при немалой длине машины. Пока автомобиль обут в штатные шины "Московия" 175/70R14 - своих 400 руб./шт. они стоят, но не более. На моем прежнем автомобиле стоял "Гудьир GT-70" - разница есть. Импортная резина тише, мягче, более цепкая и на зависть отечественной долговечная - у меня прослужила более 70 тысяч. Сказав о достоинствах "Князя Владикости отсева разница обычна - не на порядок. При замене (или изготовлении переходБелая кожа сидений выглядит шикарно... но плохо сочетается с немодной панелью приборов. К тому же зимой на таком кресле холодно, летом - жарко. В общем, прячу кожаное великолепие под чехлами.мира", нельзя умолчать о его недостатках. Основной, считаю, слишком маленький дорожный просвет. Двигатель оказался в угрожающей близости от дороги, и даже при наличии заводской защиты расстояние в 110 мм от нее до земли явно недостаточно для отечественного автомобиля. Кстати, это полностью относится ик "Святогору" с мотором "Рено". В общем, "Князь" проселков не любит, здесь лидер его старший брат "41-й" с уфимским мотором, защищенным мощной балкой. Слабая сервисная сеть, по-моему, не столь существенный минус - во многом автомобиль повторяет модель 2141, а запчасти. во всяком случае в Москве, появляются. Что будет дальше - покажет время. Примерная стоимость некоторых запчастей в магазинах и на рынках Москвы, руб. (лето 1999 г.): масляный фильтр 130; топливный фильтр - 300; воздушный фильтр - 140: бензонасос - 1250; стартер - 1300; электронный блок управления двигателем - 960; комплект свечей - 130.Не считая отказавшего стартера, под капотом ничто не доставляло проблем.мены топливного фильтра - 10 тысяч километров - несколько занижена. Очевидно, здесь страхуются от совсем уж плохого бензина (или от коррозии? - ведь фильтр висит под днищем, у бака). Масляные фильтры покупаю из числа распро-•"СВЯТОГОР", ОТКРОЙ ЛИЧИКО!(разъем ХЗ-4), монтажный блок под капотом (Х7-13. ХЗ-7). ника) важно знать присоединительные разВозможна ли замена воздушного меры: резьба на "родном" фильтре - фильтра на российский узел от "МоскМ20Х1.5. вича-2141"? Только трудности с оригинальными запКаким маслом заправляют двигаВ редакционной почте довольно много вопросов от хозяев обновленных "москвитель на заводе? Непонятно, что можночастями заставляют ответить "да". Требования к чистоте воздуха на впуске, в принципе, чей" с двигателем "Рено". На некоторые уже доливать в мотор... ответил выше автор помещенной здесь стаВ Москву двигатели "Рено" приходили одинаковы и для российских карбюратортьи. Из оставшихся выделим типовые: заправленными специальным маслом. Есных, и для французских впрысковых мотоМожно ли применять на двигателели возникла необходимость долить его - ров. Полагаем, и воздушные фильтры обесиспользуйте "полусинтетику", совместипечивают примерно одинаковую (очень при"Рено" "чужие" масляные фильтры? Действительно, указанный в заводской мую как с минеральными, так ис синтетиблизительно) степень очистки. Открытым инструкции "Пюрфлюкс" (Purflux) LS 218 найческими маслами. Наилучший вариант - остается вопрос сопротивления на впуске... ти непросто. Но вспомним опыт эксплуатазамена всего объема. Обычно уровень Но если нет иного выхода - дерзайте. Вы писали, что нейтрализаторы на ции иномарок: несколько лет назад "бывамасла до предписанного после 10 тыс. км "святогоры" не ставят. Тогда что это за лые" приспосабливали к зарубежным мотониже отметки "min" на щупе не опускается. "опухоль" на выпускной трубе, напомиНа моем "Святогоре" стрелка тахорам "жигулевские" фильтры... Если невознающая раздутый металлорукав? можно найти оригинальную деталь, почему метра временами "прыгает", показывая А это и есть металлорукав. Гибкое звебы не подобрать аналог? Желательно, чтоявно завышенные обороты... Очевидно, где-то нарушен контакт. но в выпускном тракте необходимо, чтобы бы он был фирменным, и обязательно предназначенным для бензиновых двигате- Проверьте разъем блока управления (конгасить вибрации двигателя, не передавая их • лей. Принципиально фильтры тех или иных такт 43), моторный жгут (контакт А6 на следующим деталям и кузову. Подобная конпроизводителей не отличаются, да и по тон- "маме"), колодку на комбинации приборов струкция встречается на многих иномарках.ЗР 10/99129 сш>"ТРЕК" ПЛАНИРУЕТ ПОСТАВКИ ШАРОВЫХ ОПОР НА "МЕРСЕДЕС"Ведущий российский производитель шаровых опор - миасское производственное объединение "Трек" получило международный сертификат на систему качества по стандартам ISO 9001. Всемирно известная германская фирма TUV-CERT подтвердила факт соответствия системы качества предприятия международным стандартам.Олег Филатов, инженер. Фото автора. Значение этого события, надо сказать, выходит за границы самого предприятия. Не вписывается оно ив рамки такого автомобильного и индустриально развитого города, как Миасс. Без преувеличения, сертифицирование системы качества "Трека" по международным стандартам ISO9001 -завидный прецедент в практике российского автопрома. К слову, это первое из молодых предприятий в России, да и СНГ, получившее столь высокую оценку международных экспертов. нические консультации, помощь в обслуживании). Продукция у "Трека" ответственная. На шаровых опорах, как известно, вся передняя подвеска держится. А это значит, что от них зависит и поведение автомобиля на дороге, и его безопасность, и здоровье тех, кто в нем едет, и тех, кто находится рядом. Короче, значение узла трудно переоценить. Вот почему получение международных гарантий качества на производство шаровых шарниров следует рассматривать не как частную инициативу отдельного предприятия, а как серьезный вклад в обеспечение безопасности на автомобильном транспорте в России.*Все это я прекрасно понимал, отправляясь в Миасс. Однако меня более всего волновало не то, как разместится почтенный сертификат на стене директорского кабинета, а то, что он даст отечественному потребителю, Придя на "Трек", все показалось то есть нам, автомобилистам, для комне как будто знакомым. То же прессоторых покупка качественных запасвое производство с огромными, в пять ных частей постоянно сопряжена с .человеческих роста, прессами. Те же риском нарваться на недобросовест• производственные площади под участ' ного изготовителя. ками механической обработки. То же сборочное производство. Что же такое сертификация производства по ISO 9001? Это междунаЧем же отличается предприятие от родная гарантия качества, обеспечидругих? А тем, что здесь совсем другое вающая потребителю получение товаотношение к труду, ответственность ра, соответствующего заявленным за изготовление каждой детали шаропараметрам. В случае с "Треком" - это вого шарнира, за выполнение каждой сертифицирование производства при операции: будь то обработка пальца, собственном проектировании издеизготовление корпуса или подшипнилия. То есть уполномоченный орган, ка. Даже взгляд у работников "Трека" германская фирма/fuV-CERT, устанодругой, целеустремленный. Еще бы, вил, что надлежащее качество обеспродукцию выпускают высшего качег ства. Она пользуется спросом, люди печивается во jrfceM жизненном цикле чувствуют себя востребованными, и, изделия, начиная от его проектировакак я заметил, очень гордятся тем, что ния и закупки комплектующих и материалов и заканчивая изготовлением и работают на таком предприятии. работой с потребителем (отслеживаГоворя языком казенным, "Трек" доние реального ресурса изделия, техбился совершенно нового качества управления всем жизненным циклом предприятия, что и подтвердила меж -в дународная экспертиза. По словам директора Андрея Падучина, на деле это означает, что все процессы на предприятии (управления, проектирования, производства, маркетинга и т.д.) выполняются по строго установленным нормам. Вроде бы всем понятно, но это и есть система работы по международным стандартам, которую нужно было создать и сделать функционирующей стабильно. В результате каждый сотрудник предприятия работает как должно быть, а не как получится. Именно так создается система гарантий покупателю, будь то единичный автолюбитель или автозавод, в том, что он приобретает продукцию гарантированного качества с установленными параметрами. - Система международных стандартов принципиально отличается от того, к чему мы привыкли, - поясняет главный инженер предприятия Александр Прохоренко. - В России ведь как говорили, раз качество плохое - ужесточайте контроль. Вот только при этом поток нестабильной продукции не прекращается. Мировая система предлагает иное. На всех этапах деятельность строго регламентируется. Выявились недостатки - найди причину, подкорректируй процесс, оцени его стабильность. Тогда и готовое изделие будет стабильного качества, и средства затрачиваются другого порядка, и эффективность резко возрастает. Как оценить стабильность? В производстве, например, при помощи ста* тистических методов. Замеряются па- раметры изделия, оцениваются их изменения. Как только параметры достигают установленных границ, стоп! пора корректировать процесс. Инструмент заменить, подладить станок и снова работать. В результате появление брака невозможно. С момента образования предприятия в 1995 году руководство взяло курс на создание современного по международным меркам производства. И вот рубеж взят. "Трек" получает сертификат ISO 9001. Теперь его шаровые опоры признаны не просто лучшими в России, а сертифицирование лучши>ми. И сертификат выдан не кем-нибудь, а немецкими аудиторами, теми самыми, кто дает заключение по заводам, комплектующим "Мерседес", БМВ, "Ауди" и "Фольксваген", чьими стараниями создавались машины этих легендарных марок. Но возникает вопрос: в условиях, когда в России другие заводы работают по старинке, нужны ли отечественному автопрому предприятия, работающие с уровнем качества-соответствующего лучшим международным стандартам? Трековцы на него отвечают утвердительно. Ведь прежде всего это нужно российским автовладельцам и автолюбителям. Речь-4-о идет о шаровых шарнирах, о деталях, от которых зависит управляемость средством повышенной опасности, коим является az-/ томобиль, жизни водителей и тех, кто находится с ними. Поэтому здесь Нужны самые жесткие критерии качества и надежности. Компромиссов быть не может. Именно с такими жесткими мерками подходят к проблеме качества на "Треке". Как известно, в России есть Закон "О защите прав потребителей", который, в сущностИуДовольно трудно применим на практике. На Западе имеется закон об ответственности производителя за произведенный продукт. Приняв международные правила игры,"Трек" готов полностью нести ответственность за свои изделия не только в России, но и за границей. Все гарантии, заложенные в параметры качества выпускаемых изделий, выполняются в строгом соответствии с имеющимся у предприятия сертификатом. Отныне каждая трековская шаровая опора имеет собственный идентификационный номер. При этом, разумеется, двух одинаковых быть не может. По номеру определяют, когда и кем была выпущена опора, из какого материала изготовлены детали, и кто вел сборку. Таким образом, по каждой конкретной детали можно безошибочно установить поставщика и конкретного изготовителя. Вот и получается,что введение системы качества международного уровня обеспечивает как совокупную, так и личную ответственность за произведенный продукт. Именно поэтому сырье и комплектующие на входе проверяются столь тщательно (замечу, при этом подтягиваются к лучшим международным стандартам и поставщики "Трека"). Однако обратимся к материям более приземленным, к проблемам рядового автомобилиста. В процессе эксплуатации автомобиля следить за его техническим состоянием и, следовательно, безопасностью приходится лично автовладельцу. Ему, как никому другому, требуются гарантии в приобретении качественного изделия. Вот эти-то гарантии обеспечивает система качества "Трека" и его шаровые опоры. Поэтому какую бы опору с трековской маркой вы ни взяли, верхнюю ли, нижнюю ли, для передне- или заднеприводных машин, ВАЗов или "Москвичей", вы получаете гарантированные изделия самого высокого качества. Почему об этом говорю, да потому что существует еще немало недобросовестных производителей. За рубежом было бы все проще. Предприятие без соответствующих сертификатов не имеет права на реализацию своейпродукции. В противном случае деяние уголовно наказуемо. Выходит, за рубежом наличие детали на прилавке магазина или в автомастерской уже означает, что она прошла соответствующее сертифицирование. В России же запчасти, в том числе и весьма ответственные, изготовляют все кому не лень. Соответственно и некондиционные, зачастую и просто опасные, детали поступают в продажу. Поэтому еще раз подчеркну важность покупки качественных запчастей известного производителя. Сертифицирование системы качества производственного объединения "Трек" по международным стандартам ISO 9001 открыло перед предприятием широкие перспективы, в том числе поставок шаровых опор ведущим автопроизводителям на Запад и тем, кто пытается наладить сборку в России. Пока же могу заверить: известные российским автомобилистам трековские опоры для всех моделей ВАЗов и "Москвичей", выпускаемых в сериях "Классика", "Классика новое изделие" и "Чемпион", получив международное признание, стали еще надежнее. И последнее. Согласитесь, мерседесовское качество хотя бы в одной небольшой, но жизненно важной детали вашего автомобиля - это не так уж и мало.св><*^^1Ш[Ш^^1W(Рт