сразу не сесть на мосты, прибавляйте газ очень осторожно, трогаясь внатяг. Иной раз, чтобы сдвинуться с места, выбраться из скользкой колеи или ямы под ведущими колесами, достаточно чуть переставить машину в сторону. Владельцам "жигулей", "волг" и заднеприводных "москвичей" в такой ситуации поможет штатный одностоечный домкрат. Максимально подняв машину, ее "Готовь сани летом, толкают сбоку с противоположной стоа роны. Не бойтесь за автомобиль - штаттелегу - зимой", - гласит ные домкраты складываются, не поврепословица. Но многие ли из ждая кузов, и последний сам переместится вбок на 20-30 см. Если домкрата нас следуют мудрому нет или машина сидит "на брюхе", подойсовету предков? дет прочная толстая палка (вага). Подложив упор (запаску, бревно, большой Анатолий СУХОВ, Виктор СЛЕСАРЕВ камень), действуют ею как рычагом, приподнимая автомобиль. В это время поДля опытного автомобилиста зимняя мощник заполняет яму под колесом подэксплуатация машины мало чем отличается ходящими материалами - от земли, песот летней - надежные тормоза, рулевое упрака до старой телогрейки. вление, исправный двигатель одинаково нуж*ШУИ У $№?'Ж\ Ж 1МЬЖ„,ется при резких колебаниях температуры и влажности воздуха. Часто повторяется одна и • та же картина: в холодные дни бензин основательно остыл, а потом погода резко переменилась, стало тепло и влажно. Содержащиеся в воздухе водяные пары в холодном баке конденсируются, водичка скапливается на дне... Это происходит в любое время года, но особенно - зимой. Если бак полон - поверхность конденсации меньше. Отсюда мораль: лучше начинать зимний сезон с баком, в котором воды нет. Точнее - почти нет, поскольку в самой нижней части, куда не достает топливоприемник, вода - пусть в небольшом объеме - как правило, присутствует. Кстати, замерзнув на дне бака, она никому не мешает... Плохо, если воды столько, что ее засосет в топливоприемник. Замерзнув в бензопроводе, насосе или карбюраторе, она вполне способна сорвать вашу поездку. Случается, вода замерзает ив устройстве для вентиляции. Например, на "жигулях"- в нижней точке "петли" вентиляци- ф. онного шланга. А результат - тот же... Как удалить из бака воду? Современные баки часто не имеют сливной пробки, поэтому самое верное решение - снять его и слить "отстой". Так называемые "химические" способы не всегда надежны. Например, если в бак залить немного спирта, чтобы связать воду, как делают многие, при испарении этой смеси (скажем, в бензонасосе) первым улетучивается спирт (истинный знаток не оставит бутылку водки незакрытой!). Высвободившаяся вода начинает собираться уже здесь - и вскоре могут начаться перебои в работе двигателя. Когда же машина заночует на морозе, вода замерзнет... Дело не ограничивается "изменением фазового состояния воды". Зима экзаменует все системы автомобиля, а заодно и самого автомобилиста. Многим знакомо: пока благополучно едешь по морозцу - тебе вроде все нипочем. А случись хотя бы прокол колеса сразу почувствуешь, что за бортом - не май • месяц! Зимой, особенно в загородных поезд-Чтобы уменьшить пробуксовку, на ны в любое время года. Но зима вносит в наш заднеприводных автомобилях можно слегдевиз свои коррективы: нечасто встретишь ка заблокировать дифференциал ручниэнтузиаста, который на трескучем морозе ком. Его вытягивают настолько, что колепрокачивал бы тормоза или чистил карбюратор! Поэтому каждый думающий водитель в са едва вращаются под нагрузкой. Но этот способ пригоден только для тех участков. преддверии зимы старается максимально изгде сопротивление качению невелико (набавить машину от болячек, способных пропример. мокрая трава) и не хватает лишьявиться тогда, когда их меньше всего ждешь. 7 сцепления колес с дорогой. Более эффекНо все ли у нас "думающие" тивна конструкция, предложенная нашим Элементарный пример. В теплые осенние читателем (ЗР, 1999. № 6). дни немногих заботит состав жидкости, бульМногие водители перед участком кающей в омывателе стекла. А состав ее прораскисшей дороги высаживают пассастого проще - водопроводная "аш-два-о", прижиров - дескать, так машина пойдет правленная накопившейся грязью. В лучшем легче. Это не всегда правильно. С одной случае - со следами прошлогоднего шампуня. стороны, сопротивление качению прямо При морозце в минус один этот коктейль бульпропорционально нагрузке на колеса, то кать перестанет - омыватель откажет. Знаесть чем легче машина, тем легче ее качит, не позже поры листопада нужно залить в систему незамерзающую жидкость. Здесь лучтить. Но с другой - чтобы двигаться, машина должна зацепиться колесами за ше не скупиться и не спешить разбавлять ее дорогу и не буксовать, а сцепные силы водой - дескать, на морозе градусов в десять также пропорциональны нагрузке. Тасойдет и так, В последние годы, особенно в гоким образом, нагрузка на ведущие колеродах, рассол на дорогах так крепок, что не заса - благо, а на неведущие - вред. Слемерзает и при минус двадцати. Без омывателя довательно. если вы едете на "Самаре" тут - не езда, а сплошные рыдания... или "Запорожце", пассажирам лучше Где бы в автомобиле ни присутствовала пройтись пешком (на ведущие колеса вода (независимо от того, как она сюда попаприходится вес двигателя), а картошка в ла), факт перехода "от плюса к минусу" играет багажнике "Жигулей" пусть останется - решающую роль. Летним днем несколько катак больше шансов проскочить глинипель воды в топливопроводе и затем в карбюстый проселок. Если грунт рыхлый (ператоре вызовут всего лишь несколько сбоев в сок) или вязкий (чернозем), предпочтиработе двигателя. Зимой, замерзнув, они мотельнее двигаться по накатанной колее гут воспрепятствовать и его приемлемой ра- меньше сопротивление качению. На боте, и пуску. заболоченных участках или в сухом песЗаметим: вода в бензобак попадает не ке помогает снижение давления в шинах только простейшим путем - при заправке от (но только на короткое время и не боль"леваков" или на запущенной АЗС. Даже у саше чем на 0,5-1 атм, иначе покрышка мого аккуратного владельца она может постеможет провернуться на ободе). пенно накопиться, если машина эксплуатиру138ЗР 10/99