ЛЬГОТЫ"ДЫРА" В ОСОБОЙ ЗОНЕЕще недавно по российским дорогам бегали тысячи иномарок с калининградскими "39-ми" номерами. Сейчас их поток резко сократился. Что произошло?Игорь МОРЖАРЕТТО Территория крупнейшего в Калининградской области автомобильного рынка Борисово обескуражила... пустотой. Рассчитывали его на то, чтобы свободно разместить 2-2,5 тыс. машин. Так оно, может, когда-то и было, а сегодня в самый бойкий торговый день если наберется тысяча - так это просто праздник для хозяев рынка. В будни же - не более сотни машин. Изменились и покупатели, и продавцы. Большинство приезжает уже не для того, чтобы купить автомобиль, а так, погулять, словно по музею, даже ценами поинтересоваться забывают. - Да чему удивляться? - пожал плечами директор комплекса Игорь Янус. Наш рынок сейчас почти полностью работает на областного потребителя, а он небогат. Приезжать сюда за "тачками" из России стало невыгодно. Теперь у вас в Москве цены ниже наших. Вот тебе и "особая экономическая зона"! ГОНКОНГ № 2 Калининградскую область, доставшуюся нам как трофей после Великой Отечественной войны, руководители СССР довольно долго рассматривали прежде всего как наш форпост в Европе, поэтому строились там главным образом военные базы. Все - от пряника до гвоздя - завозилось с "материка". Средства вкладывались разве что в рыболовный флот - видимо, из тех соображений, что в случае войны его можно быстро отсюда увести. Так оно и вышло: после распада СССР предприимчивые коммерсанты быстренько "увели" рыбфлот из сферы интересов государства. А самая западная область России с населением почти в миллион жителей осталась без промышпенности, без современного сельского хозяйства, вдобавок отрезанная от всей остальной страны территорией Литвы, которая спит и видит себя членом НАТО. Поскольку денег на содержание анклава у России не было, в результате долгих мук в начале 1996 года родился Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Не от хорошей жизни, а исключительно ради создания "благоприятных условий для социально-экономического развития области... имея в виду ее специфическое географическое положение, значение для национальных интересов Российской Федерации". А также учитывая богатый международный опыт - даже самые преуспевающие страны имеют "свободные экономические зоны", или, по-научному, оффшоры. Так что Калининфад нашим политикам виделся, как минимум, "вторым Гонконгом". Для местных жителей 1996-1998 годы были поистине "золотым веком". Именно в это время здесь пышным цветом расцвел автобизнес: крупные фирмы, мелкие фирмочки и простые калининградцы от мала до велика устремились в Польшу и Германию за подержанными иномарками. Еще бы вместо непомерного совокупного таможенного платежа, который в то время для всех россиян составлял примерно 60-70% от стоимости автомобиля, местные жители платили символический сбор - 0,15% от стоимости покупки! И хотя машины, растаможенные в особой зоне, официально нельзя было продавать за ее пределами в течение первых двух лет, улицы Калуги и Самары, Смоленска и Екатеринбурга наводнили автомобили с "39-ми" номерами. Их покупали по доверенности, чтобы спустя некоторое время оформить уже в собственность. Дошло до того, что на всех крупных авторынках России были специальные "калининградские" ряды, а в Москве даже существовала услуга: снятие с калининградского учета прямо в столице! Говорят, что для этого перегонщики, скинувшись, оплачивали перелет до Москвы и обратно (а также комиссионные) сотруднику калининградской ГАИ, который только успевал ставить печати... "ЗОНА" В "ЗОНЕ" Едва узаконив особую зону в Калининградской области, правительство, таможня и госавтоинспекция начали... непрерывную борьбу с ней. С высоких трибун зазвучали призывы ликвидировать "дыру" - якобы потери федерального бюджета за счет льгот, предоставленных в области, составляют почти 7 млрд. руб. в год (новыми). В ПТС калининградских машин начали вносить запись "без права продажи и передоверия за пределами области". Тщетно! Появились новые схемы, позволявшие вывезти автомобиль из Калининграда на "материк" и переоформить его. По-прежнему в Калининград ежедневно прилетали пс % пять (!) самолетов с покупателями, и на одном только авторынке в Борисово каждый день продавали по 200 машин... - Эти люди везли сюда, к нам, в Калининградскую область живые деньги! - с горечью вспоминает депутат горсовета Игорь Рудников. - Наши жители имели постоянное занятие, а значит, доход. Да, это была в определенном смысле "дыра", но таким образом добывались средства, которых не давал федеральный бюджет на содержание области. Самое смешное, что до сих пор в правительстве возникают разговоры о "дыре", хотя никакой "особой экономической зоны" уже больше года как... нет. И ликвидировали ее не московские чиновники, а местные власти. Губернатор области Леонид Горбенко решил... продавать льготы, и с прошлого года в Калининграде введены и продаются на аукционах квоты на право беспошлинного ввоза в область товаров. Квота на год 10-15 тыс. автомобилей. Крупные посреднические фирмы (в основном, тесно связанные с чиновниками, отвечающими за проведение аукционов) выкупают пакеты по 300-500 "квот", которые затем перепродают "в розницу" мелким фирмам или перегонщикам-одиночкам. Имеет ли хоть что-то от этого областной бюджет - неизвестно, но то, что фирмы-посредники получают барыши практически из воздуха - факт. Цена же каждой "льготной" машины, ввезенной в область, возрастает как минимум на 500 долларов, становясь сравнимой с растаможенной "по полной". Так что стало выгоднее по-