70
71
I,MiiW7lМашины знаменитой марки должны выпускать на площадях обанкротившегося завода "Русский дизель" во Всеволожском районе Ленинградской области: первая очередь - до 25 тысяч в год, в перспективе - до 100 тысяч. Речь пока идет о модели 'Фокус" (см. ЗР, 1999, № 1). До середины 2001 года компания 'Форд мотор" должна, по соглашению, вложить в этот проект 150 млн. долларов. Руководитель проекта г-н Леонард Мини сообщил корреспонденту ЗР, что доля "Форд мотор" на российском рынке импортеров составляет пока 5-6%, но, по расчетам компании, автомобили из Всеволожска позволят ей выйти на рубеж 10-15%. - В России с ее интеллектуальной мощью и колоссальными ресурсами на 1000 жителей приходятся лишь 100 автомобилей, а значит, у рынка здесь огромный потенциал. По "фордовским" прогнозам, объемы продаж вернутся на уровень докризисного 1997-го в 2003-2004 году, причем независимо от того, за кого проголосуют россияне на предстоящих выборах: "Политики приходят, политики уходят". Этот стратегический оптимизм, можно сказать, лег в основу ЗАО "Форд-Всеволожск". К лету 2001 года на "Русском дизеле" планируют начать серийную сборкуРОССИЙСКИЕ «ФОКУСЫ*В начале 30-х бытовало понятие "советские форды" (так называли ГАЗ-АА и ГАЗ-А). И вот почти 70 лет спустя заговорили о "фордах" российских.Леонид САПОЖНИКОВ. Фото автора "фокусов", включая сварку и окраску кузова. Машины будут поступать на рынки стран СНГ - прежде всего, на российский. - Компания очень горда 'Фокусом", добавил г-н Мини. - И дизайном, и управляемостью, и двигателем, работающим как швейцарские часы. Моя жена и дочь очень требовательны к стилю, и обе они за рулем 'Фокуса". Сам мистер Мини, как выяснилось, пользуется более престижными автомобилями, например "Ягуаром". Позволит ли объявленная цена 13-15 тысяч долларов в базовой комплектации - продать на рынках СНГ 25 тысяч автомобилей в год? Ведь те наши покупатели, которые в состоянии переступить порог в $10 000, обычно выбирают машину классом выше, чем 'Фокус". Мой собеседник согласился, что проблема здесь есть. Но вдохновляет статистика: в 1996 году в России удалось продать 2500 "фордов", в 1997-м - около 5300. а за первое, предкризисное полугодие 1998-го - уже почти 5000 (это были, в основном, предшественники "фокусов" - "эскорты"). К тому же маркетинговое исследование выявило обнадеживающую закономерность: в первой половине 1998-го большинство покупателей "лад" тратили немалые деньги на дополнительное оборудование, которое в "фордах" является стандартным. Объем продаж можно уве-1 личить за счет рассрочки и лизинга. Здесь "Форду" поможет его партнер - "Банкирский дом Санкт-Петербург", выступающий соучредителем ЗАО. Будет ли адаптирован Фокус" к российским дорогам? Леонард Мини не считает их такими уж страшными: "В Детройте после морозной зимы картина тоже не из лучших". Тем не менее, четыре "фокуса" отправились из Москвы в Ростов и далее на юг Расскажу о скромном трудяге, который 70 лет работает на нашу безопасность, но известен только специалистам. Это завод "Пожмашина", расположенный невдалеке от тихого украинского города Прилуки. .ф. В мире советских пожар-" ных автомобилей была четкая специализация: самоходные лестницы и подъемники выпускали (и выпускают) в российском Торжке, а так называемые корпусные машины - автоцистерны и т. п. - строили под Прилуками. В конце 80-х отсюда ежегодно отправляли по всему Союзу около 4 тысяч огненно-красных автомобилей. Плюс тысячи полторы армейских машин - от водовозов до воздухозаправщиков высокого давления для пусковых установок ракет. В 1989 году у завода появился уникальный шанс выйти на европейский рынок: известная фирма "Розенбауэр" предложила создать СП. Австрийцы по достоинству оценили техни- А ческую оснащенность завода и для проверки на дорогах с различным покрытием. А ваш корреспондент поехал на Северо-Запад - в Санкт-Петербург и на завод "Русский дизель" близ Всеволожска. Строго говоря, ныне это основная площадка старинного петербургского завода, создавать которую начали в годы перестройки. Здесь должны были делать дизели для судов и военных кораблей, но после распада СССР исчез госзаказ и жизнь на заводе почти замерла. В одном из громадных корпусов разливают водку. В другом появились немецкие монтажники: готовят его для сборки "фордов". Первым делом надо убрать дорогое, но ненужное советское оборудование, часть которого даже не расконсервирована...Вице-губернатор области, председатель комитета по экономике и инвестициям Григорий Двас сожалеет, что 'Форд" отступил от первоначального намерения выпускать во Всеволожске новейшие модели: - Теперь это будет просто один из фордовских заводов. Не эксклюзивный. - Но 'Фокус" - новая модель. - Это сейчас. А в 2001 году?.. Тем не менее, Григорий Викторович очень рад приходу компании с мировым именем: - Раньше я, заманивая потенциальных инвесторов, чуть ли не лезгинку перед ними танцевал. А сейчас намного проще - стоит лишь сказать, что у нас в области "Филип Моррис" и 'Форд"... Прямой социальный эффект проекта - 700 рабочих мест уже на первом этапе. Это без учета предприятий области, которые будут выпускать комплектующие. Кстати, доля российских компонентов должна достигнуть в денежном выражении 50%. Но в соглашении есть изящная оговорка, что ЗАО не обязано использовать их во Всеволожске, а может продавать за рубеж. Пожалуй, этот маленький фокус пойдет лишь на пользу качеству российских "фордов"... Сейчас, после многих разочарований, не знаешь, что родит очередная гора. Хочется надеяться, что не мышь. Тем более, что ЗАО 'Форд-Всеволожск" получило целый ряд федеральных и областных льгот. Только правительство Ленобласти на основании инвестиционного соглашения освободило его на 12 лет от налогов на прибыль. на имущество и на пользователей автодорог. При столь щедром благоприятствовании и дешевой рабочей силе базовая цена в 13-15 тысяч явно завышена (по нашей информации из компетентного источника раза в полтора). Если ЗАО создано для выпуска автомобилей, оно будет ее снижать, чтобы увеличить объемы продаж и производства. Иначе звонкий проект станет всего лишь средством легально обойти налоговое и таможенное законодательства. Как оптимист я ставлю на первый, добросовестный вариант.квалификацию его кадров. Увы, потыкавшись пару лет в бюрократические рогатки, австрийцы ушли ни с чем ("Эх, сейчас бы их сюда!" - вздыхает директор завода Петр Дзюба). Однако сотрудничество с ними не —прошло даром: завод освоил конструирование из унифицированных типовых модулей (передний отсек, задний отсек, емкость и т. д.). Их можно комбинировать на любом рамном шасси по требованию заказчика. Первым автомобилем, сконструированным по модульному принципу совместно с "Розенбауэром", стала пожарная автоцистерна модели 240 на шасси КамАЗ-53211. Первое, что бросилось в глаза при въезде в заводской поселок, - белый щит с его названием: Ладан. А чуть дальше справа от дороги полыхнуло красным: на огороженной безлюдной территории размером с футбольное попе - сотни две невостребованных машин. 0 В 1997 году завод продал 500 машин (в основном, старыедобрые автоцистерны моделей 63Б и 137А на зиловских шасси; они хорошо проявили себя даже на таком кошмарном пожаре, как чернобыльский). Далее реализация сокращалась почти в геометрической прогрессии: 1998 год - 350 автомобилей, первая половина 1999го - 120. В былые времена на "Пожмашине" работало более четырех тысяч человек, сейчас - около трех тысяч, да и тех вызывают по мере необходимости. А ведь завод - единственный кормилец поселка с девятитысячным населением. На нем висит вся ладанская инфраструктура - от детских ясель до водопровода. Эта специфика удержала заводчан от модного нынче акционирования. Рассудили так: владельцу контрольного пакета поселок с его нуждами может быть "по барабану". Взяли коллективом завод в аренду. Инвестиций при этом нет, зато любимый поселок может спать спокойно (грустная шутка)... - А мы в инвестициях и ненуждаемся, - огорошил меня директор Петр Дзюба. - Нужен потребитель! Нам есть что ему предложить. Но он безденежный. Сегодня парк пожарных автомобилей так изношен, что только Украине необходимы 3 тысячи новых машин. Однако в госбюджете на их покупку не выделено ни копейки. - Так продавайте в Россию. - Она всегда брала процентов 80 наших автомобилей. К сожалению, "черный август" 98-го сделал наши цены непривлекательными для россиян. Чтобы выжить, "Пожмашина" стала выпускать углекислотные огнетушители емкостью до 40 литров и автоматические системы пожаротушения для складов, АЗС и т. п. Но в центре внимания по-прежнему автомобили - завод расширяет их гамму вопреки всему. Если выстроить его модели от мала до велика, то на левом фланге увидим "276-ю" на шасси "Газели". Это так называемый автомобиль первой помощи длятушения квартирных пожаров и других мелких загораний. А на правом сегодня, пожалуй, модель 248 полной массой 20 400 кг на шасси КамАЗ-43118 6x6 (на фото). Эта автоцистерна выбрасывает струю под давлением 10 или 20 атм, несет 7-кубометровый запас воды и пенообразователя. Первый и единственный экземпляр продан на Ровенскую АЭС. В поисках шасси с новыми возможностями "Пожмашина" установила контакты с МАЗом и Минским заводом колесных тягачей. Но поставщиком № 1 остается ЗИЛ. Кстати, в Ладане спроектировали для тушения городских пожаров автомобиль быстрого реагирования на шасси "Бычка". ...Возвращался я мимо старого монастыря, которому поселок обязан своим названием. Говорят, монахи регулярно возносят молитвы во здравие завода. Что ж, за неимением "державной" поддержки это лучше, чем ничего. Да продлятся дни твои, "Пожмашина"!ЗР 11/9971