169
*Своеобразен общий подход автора к созданию мотора. Рабочий процесс, как наиболее сложную часть работы, последователь Баландина позаимствовал целиком от чешского тракторного дизеля "Зетор" (Zetor). Индивидуальные головки цилиндров и форсунки попросту переставил с двигателя-донора, камеру сгорания и ее относительное расположение точно скопировал. Поскольку поршень у нового дизеля стальной, а значит, более горячий, изменения в рабочий процесс внести все же пришлось: несколько увеличено давление впрыска, сокращена его продолжительность, подобран другой угол опережения впрыска.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬСегодня на вопросы читателей отвечают специалисты ВАЗа: начальник бюро доводки автомобилей малого класса Геннадий РОДИОНОВ и ведущий испытатель ВАЗ-2110 Иван ГОЛОВИН.Вентиляционный шланг сепаратора "десятки" (он расположен в арке левого заднего колеса) выведен в лонжерон кузова. Этот элемент, к сожалению, порой не вполне герметичен относительно салона, куда в этом случае могут попасть пары бензина. Часть впрысковых автоМожно ли на ВАЗ-2121 установить мобилей "десятого" семейства комплекдвигатель от ВАЗ-2106 и если да, то туется СУПБ (системой улавливания пакакие переделки необходимы? ров бензина). На карбюраторной версии Двигатель ВАЗ-2106 почти не отлиона не предусмотрена. чается от ВАЗ-2121. Для того, чтобы поЧтобы в салоне не пахло бензиставить "шестой" мотор на "Ниву" ВАЗном, следует извлечь свободный ко2121, потребуется совсем немного. нец вентиляционного шланга сепараКартер редуктора переднего ведутора из лонжерона кузова и оснастить щего моста вынуждает применить боего (с помощью хомута) клапаном венлее глубокий в передней части поддон тиляции топливного бака "Самары", масляного картера 2121-1014056 (пропосле чего закрепить шланг в арке кладка остается) с более высоким мастак, чтобы клапан не забивался грялозаборником (2121-1011070) маслянозью ("вниз головой"). го насоса или "нивовский" насос целиВидимо, вскоре будет принято реком. "Нивовскому" поддону нужен свой шение об установке на все автомобили щуп уровня масла, который совмещен с "десятого" семейства либо вышеуказанэлементами вентиляции картера. Это: ного клапана на шланг вентиляции сепакрышка сапуна вентиляции картера (ее ратора, либо СУПБ. номер 2121-1012410) с маслоотделителем (2121-1014200), щупом (2121Почему при замене "Тосола" в 1009050) и шлангом вентиляции (2121двигателе ВАЗ-2106 вместо положен1014056). В прежнее отверстие для щуных 9,6 лв систему входит только па надо вставить заглушку (2121около 6 л? 1009060). Полная емкость системы охлаждеКроме того, на "Ниве" применен шестилопастный вентилятор (2121-1308008) системы охлаждения, а не четырехлопастный, как на "классике". Еще потребуется термостат 2121 с комплектом из трех "двадцать первых" же шлангов (можно использовать термостат 2101, но к нему нужны три шланга 21213). Если вы устанавливаете двигатель ВАЗ-2106 на "Ниву" взамен изношенного ВАЗ-2121, то все вышеперечисленные детали можно снять с отслужившего мотора. Но все-таки даже на старую "Ниву" лучше поставить 1,7-литровый двигатель ВАЗ-21213 - он подходит ей больше. Правда, для него потребуется немного переделать проводку в моторном отсеке (у этого мотора бесконтактная система зажигания и более мощный, "восьмой" по начинке, генератор). Поверьте, игра стоит свеч! ния "классики" - 9,6 л. Но это в случае, когда расширительный бачок залит под горлышко. Обычно, когда жидкость в расширительном бачке чуть выше метки "мин", в системе находится около 8 л. После слива из блока в нем, да ив отопителе, обычно остается некоторый объем жидкости - около 2 л. Чтобы полностью ее удалить, систему продувают сжатым воздухом. Итак, если от фактического объема "Тосола" в системе (8 л) отнять несливаемый остаток (2 л), то получится как раз 6л - то, что вы смогли залить при замене. Кроме того, при этой процедуре в системе охлаждения могут возникнуть воздушные пробки (прежде всего в отопителе). Чтобы их избежать, надо при заправке открыть кран отопителя и, залив полностью радиатор, закрыть Почему на некоторых автомобиего пробку. Затем полностью залить расширительный бачок и, "отстегнув" лях ВАЗ-2110 даже при высокой скорости в салоне ощущается запах бенего от кузова, поднять вверх, наскользина? ко хватит шланга. При этом радиатор отопителя освобождается от воздушПричина, вероятнее всего, в следуных пузырей. ющем.Так из готового "верха" и оригинального "низа" получился четырехцилиндровый V-образный дизель с углом развала 90°, •причем четырехтактный. Стоп, скажут искушенные читатели, у такой схемы нельзя достигнуть равномерного чередования вспышек: ведь разделив продолжительность полного цикла 720° на четыре цилиндра. получим 180°. Верно, здесь вспышки чередуются неравномерно: 0°, 90°, затем пауза в 270° и снова 0° и 90°. Пришлось использовать топливный насос распределительного типа "Станадайн" (Stanadyne) со встречно движущимися плунжерами, предназначенный для восьмицилиндрового двигателя, и отправлять на слив топливо из четырех "лишних" штуцеров. Еще несколько агрегатов были позаимствованы от разных автомобилей: генератор "Мицубиси", стартер "Дэу", вкладыши от КамАЗа, в ближайшем будущем появится турбокомпрессор "Гарретт" от 'Фольксвагена", а от "кого" взят радиатор, инженер уже не припомнит. Плюс огромное количество деталей, сделанных своими руками. И все это, будучи собрано, успешно работает. Конечно, собрать в гаражных условиях необычный двигатель, тем более дизель задача крайне сложная, почти нереальная. Так и хочется узнать, в чем же секрет. Оказывается, ничего нового: терпение, труд, огромный опыт ремонта современных зарубежных дизелей и турбокомпрессоров для них (I). Однажды самостоятельно изготовил даже плунжерную пару для ТНВД - ничего, заработала. Но ведь для таких операций требуется серьезный станочный парк? Он тоже был создан своими силами и тоже не за один год. Потребовалось сделать испытательный стенд с нагрузочным электродвигателем двустороннего действия - полгода кропотливой работы и стенд готов. Мелкие" проблемы, возникавшие по ходу работы, помогала решать домашняя биб^лиотека. Скажите после этого, что Кули5ины перевелись!ЗР 11/99169