42
43
Ji.j—.МЧ-Ч.-М"ч.РУССКИЙ ПРОЕКТШ#Евгений БОРИСЕНКОВ. Фото Владимира КнязеваЗавершив обкатку машин нашего "гарема" (ЗР, 1999, № 9,10), мы в очередной раз попытались выяснить, какая же из них самая-самая .Напомню - речь идет об автомобилях "Орбита" (теперь - "Ода"), "Святогор" и "Жигули"с одинаковыми моторами ВАЗ-2106. Купленные для сравнительных потребительских испытаний, они уже пробежали по 15 тысяч километров. Считается, что к этому времени машина, наконец, набирает форму. Два плановых визита в автосервис помогли избавиться от "детских болезней" и огрехов сборки. Остальное притерлось, приработалось и пристучалось. В таком виде они и попали в руки наших экспертов. Первые ощущения - субъективные. Ближе всех к "мировому уровню" подобрался "Святогор". Передний привод, реечный руль, подвеска "Мак-Ферсон" и обтекаемый кузов с вклеенным ветровым стеклом ассортиментный минимум современных автомобилей такого класса. К сожалению, он в этом классе - отпетый двоечник из-за легендарно низкого качества изготовления. "Шестерка" на десяток лет старше. Ввиду преклонного возраста на звание "современный автомобиль" не тянет. По этой же причине собрана лучше остальных - годы конвейерной жизни отшлифовали технологию изготовления. Обладает неким шармом ретро-автомобиля. ИЖ, сделанный в основном из агрегатов, заимствованных у других машин, не приобрел ни налета современности, ни шарма. Утилитарный автомобиль для селянина, иногда приезжающего в город. Рабочее место водителя больше понравилось у "Святогора". Здесь сумели сохранить удачно найденное еще в "сороковом" "Москвиче" взаимное расположение сиденья, руля и педалей. Поэтомулегко выбрать удобную позу даже при скудном наборе регулировок. Все органы управления под рукой. Заумную систему управления "сорок первой" "печкой" на "Святогоре" попытались упростить, введя более внятную символику. Не вышло. Эффект от перемещения ручек никак не соответствует изображению на картинке. Заслонками привычно управляем методом "тыка". Прелести "классической" посадки в "Жигулях" испытали многие водители со стажем. Нелегко управлять машиной, когда ноги девать некуда, а руки - коротки. В следующих моделях положение ма-42ЗР 11/99 лость исправили, но у "старушки почемуто оставили все как есть. Передняя панель сделана аккуратно, а приборы в отдельных круглых корпусах успели вновь войти в моду. В "Орбите" оказалось на удивление уютно. Глубокое кресло отменно фиксирует тело. Все на своих местах. Вот только "восьмому" рулю (с надписью "Лада"!) не помешала бы регулировка по высоте, да рычаг коробки отодвинуть от передней панели. Каждый раз, включая нечетные передачи, касаешься ее костяшками пальцев. "Святогор", когда едет прямо, устойчивостью напоминает локомотив. Другого поведения от переднеприводного мы и не ждали. А вот при резких маневрах на высокой скорости пегко выходит из повиновения. У "Жигулей" все предсказуемо. Руль, правда, туговат, маневренности не хватает - из-за этого машина кажется несколько неуклюжей. ИЖ управляется явно лучше "шестерки": охотно выполняет все команды водителя - правда, пугает огромными кренами в поворотах. На ходу "Москвич", то бишь"Святогор", удивительно мягкий и тихий... до первой выбоины. На мелкие и жесткие неровности отзывается громко и сразу всем кузовом. "Жигули" все тычки переносят молча, но зато утомляют постоянной раскачкой с носа на хвост. "Орбита" - вне конкуренции. Подвеска великолепно глотает неровности, не досаждая излишней жесткостью. Шумы и вибрации в салонах всех трех машин субъективно почти одинаковы. Лучшей, пожалуй, могла бы оказаться "шестерка". да вдруг стал подвывать задний мост. Не оттого ли, что гарантия на исходе? Остальные параметры оценивали "понауке". Для этого вся троица побывала на автополигоне НИЦИАМТ. Там на каждый автомобиль поочередно установили японский измерительный комплекс "Оно Сокки" вкупе с бесконтактным спидометром (электронным аналогом "пятого колеса") и печатающим устройством. Расход топлива регистрировал отечественный ИРТ НАМИ с датчиком ГЧП-7. Заезды проводили на динамометрической дороге, знаменитой своей равноудаленностью от центра Земли. Нас интересовали максимальная скорость, эластичность, разгонная динамика, выбег, тормозной путь, замедление и топливная экономичность. Заодно оттарировали спидометры. Результаты - в таблицах. Основная борьба развернулась между "шестеркой" и "Святогором". Былинный богатырь оказался быстрее и экономичнее, зато детище ВАЗа превзошло его по разгонной и тормозной динамике. А что же ИЖ? Ведь двигатель и коробка передач у него такие же, как в "Жигулях". Значит, хотя бы по некоторым показателям он мог потягаться с лидерами. Но не тут-то было. На наш взгляд, медвежью услугу "Орбите" оказали шины - нижнекамские М145, что стояли на ней при покупке. А также не отрегулированные ни на заводе, ни позже углы установки колес: одним из условий теста была "чистота" товарых машин - никакой спецподготовки. Обидно, что из-за этих мелочей хороший автомобиль оказался в нашем тесте "третьим лишним". Но это пока. Ведь нужные покрышки уже куплены, а испытания продолжаются.