60
61
Сугубо армейская по замыслу техника готова послужить на "гражданке".Анатолий ФОМИН. Фото автора Говорят, военные умеют хранить секреты. Но когда обстановка немного более открыта, почему не поговорить на темы, которые если и не были государственной тайной, то, по крайней мере, предназначались "для служебного пользования". Например, о Горьковском автозаводе. В представлении большинства это сугубо гражданское предприятие, а самым "оборонным" продуктом считался полноприводный ГАЗ-66. На самом деле, Горьковский автозавод - автор целого семейства бронетранспортеров, начиная с БТР-40 50-х годов и заканчивая новейшим БТР-90. Арзамасский машиностроительный завод только ' делал машины, которые конструировали и доводили всегда на ГАЗе. КТО ТАКОЙ"ВОДНИК"? Об этой машине много написано, причем фантазия корреспондентов порой явно била через край. Если присмотреться к конструкции повниматель•ник" лучше всего представить как "половинку БТР-80. От этой машины заимствована торсионная подвеска, элементы трансмиссии колесные редукторы, главные передачи и система подкачки воздуха в шинах. Изюминка "Водника" - модульная компоновка: к нижней части корытообразного герметичного корпуса сверху могут крепиться различные надстройки - модули - от пассажирского отсека на восемь человек до бронированной башни с крупнокалиберным пулеметом или 120-миллиметровым минометом. Собственно, "водников" существует два: ГАЗ-3937 с коротким передним свесом и кабиной типа "тандем" иJ ГАЗ-39371 с нормальной трехместной кабиной, расположенной в увеличенном свесе. f Все остальные модификации различаются только типами используемых модулей. Может ли "Водник" плавать? В технической документации сказано, что "Водник" - автомобиль с водоизмещающим кузовом, однако назвать его полноценной амфибией все же нельзя. Главная причина - отсутствие водоотливной системы и водомета. Однако небольшие водные преграды вездеход вполне может преодоле-,' вать за счет вращения колес. __^->^^^* Проблема "Водника" - в отсутствии подходящего двигателя. Шестицилиндровый дизель ГАЗ воздушного охлаждения снят с производства, четырехцилиндровый слиш-т ''ком слаб, как, впрочем, и шестицилиндровый ГАЗ-562 ("Штайр"). Главная надежда - перспективный ярославский дизель ЯМЗ-460, опытные экземпляры которого уже пробовали на "Воднике". Этот четырехцилиндровыйпроходимость, - кулачковые дифференциалы повышенного трения в мостах. Вариантов исполнения новинки будет три: стандартный грузоподъемностью 2тс односкатными шинами 12R18, "военный" - с шинами увеличенного размера 12R20, грузоподъемностью 2,3 т, системой регулирования давления в шинах и лебедкой, и "гражданский" - с двускатными колесами 8.25R20, грузоподъемностью 4 т. Однако камнем преткновения, как ив случае с "Водником", стал двигатель. Военных вполне устраивает старинный карбюраторный мотор V8. Тем же, кто сам платит за бензин, при нынешних ценах такой двигатель не нужен и даром. На место под капотом "Садко" нашлись три кандидата: шестицилиндровый рядный ГАЗ-562 с турбонаддувом мощностью 92 кВт/125 л. с, минский Д-245.7 (90 кВт/122 л. с.) и японский "Хино" в четырехцилиндровом варианте (103 кВт/140 л. с). Японский мотор не только наиболее мощный, но и самый дорогой, а потому будет доступен самым требовательным и состоятельным заказчикам. Дизель ГАЗ-562 потенциально самый экономичный и при благополучном освоении производства имеет все шансы стать весьма популярным мотором. Однако скромный рабочий объем и относительно высокие обороты делают автомобиль с нимная компоновка внешне кажется совершенно неизменной, хотя внутри бронированного корпуса регулярно происходили изменения. Первый "восьмиколесник" приводили в движение два форсированных двигателя ГАЗ-51 с параллельными трансмиссиями Считалось, что подобная схема увеличивает живучесть машины. Возможно - но не надежность. Едва ли какая техника в Советской Армии заслужила больше нареканий, но процесс совершенствования конструкции шел своим чередом. БТР-70 обладал двумя уже более мощными двигателями ГАЗ-53, но это добавило ему лишь немного прыти. Только с появлением БТР-80 с одним камазовским 260-сильным дизелем "броник" начал ездить, как положено. Новейший БТР-90, который еще не поступил на вооружение, оснащен 500-сильным двигателем, гидромеханической коробкой передач и бортовой трансмиссией, позволяющей независимо передавать крутящий момент на колеса правого и левого бортов. Поэтому БТР-90 стал поворачивать не только за счет двух пар управляемых колес, но и может, подобно гусеничным машинам, развернуться почти на месте. Новый бронетранспортер намного выше и тяжелее предшественника, у него больше диаметр колес,"Садко" на 20-дюймовых колесах заметно выше.мотор с турбонаддувом и четырехклапанной схемой газораспределения при рабочем объеме 4л развивает 160 л. с. при всего 2400 об/мин и обладает внушительным крутящим моментом 588 Н-м. Но если военных заказчиков по понятным причинам интересуют только отечественные комплектующие. то "в мирных целях" возможно использовать и иностранные моторы. Этот вариант предложен нижегородской фирмой "Техносервис" - японский безнаддувный дизель "XHHO-J07C" почти такой же мощности, правда, при объеме 6,6 л. "САДКО" - СЫН "ШИШИГИ" Грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-66 (на водительском жаргоне "шишига") выпускали с 1964 года, а в 1969-м он стал первым в СССР, которому был присвоен знак качества. Оригинальная компоновка с кабиной над двигателем позволила создать компактный грузовик высокой проходимости для армии. Однако то, что было выдающимся достижением в 60-е, даже с натяжкой не соответствует требованиям 90-х. Гражданским потребителям нужен экономичный дизельный двигатель, комфортабельная кабина и большая грузоподъемность. Кроме того, без постоянного военного заказа завод не может поддерживать производство совершенно разных типов кабин. Так появился на свет ГАЗ-3308 "Садко" - "гибрид" гражданского ГАЗ-3307 и полноприводной трансмиссии ГАЗ-66. Получился недорогой автомобиль, не уступающий предшественнику, но широко унифицированный с гражданской модепью. Естественно, у "Садко" остался и фирменный секрет, обеспечивший "шишиге" высокуюне столь ^ привлекательным на тяжелых дорогах. Вопреки ожиданиям, очередная версия минского тракторного мотора Д-245.7 оказалась вполне подходящей для грузовика. обеспечив максимальную скорость 90 км/ч и контрольный расход топлива 17 л/100 км.БТР-90.^увеличены дорожный просвет и ход подвески. Хотя БТР-90 весит без малого 21 тонну, но на шоссе тягаться с ним сможет далеко не каждый грузовик. Благодаря большим колесам и длинноходной торсионной подвеске машина может двигаться со скоростью 50 ВОСЕМЬ КОЛЕС УДАЧИ км/ч даже по сильнопересеченной местноМногие не раз видели бронетранспорсти. О бронировании и вооружении разговор тер, сокращенно БТР. А вот различить с отдельный, но и тут БТР-90 очень заметно первого взгляда устаревшие БТР-60, БТР- превосходит предшественника. 70, современный БТР-80 и новейший БТРВот только самые основные, но весь90, если, конечно, не ставить их рядом, смома колоритные штрихи к портрету ГАЗа "в жет далеко не каждый. Однажды найден- военной форме".ЗР 11/9961