32
33
34
35
36
ТЕСТ "СЕВЕР"За рулем" в "десятке и "Волге" на краю Европы.''% "Щ• * -ШФОТО Bf 1дим(] Крючконо и И/ори ГмрДУНОМ плотность населения меньше одного жителя на квадратный километр. Здесь в поселке Гамвик - арктичеАРКТИЧЕСКИЙ КРАЙ ЗЕМЛИ ский край континентальной Есть в Королевстве НорЕвропы, самые северные на вегия огромное плато Фин- земле музей и маяк. Дорога нмарк: скалы, фьорды, голукончилась - впереди Севербая вода моря и озер. В стране ный Ледовитый океан. ф лопарей, где стада оленей К нему мы и решили отпрабродят по просторам тундры, виться на слетанной парочке -ЗР 11/9933 J ВАЗ-21103: ОТ "ПОЛОВОДЬЯ" (ЗР, 1999, №6) L ДО "СЕВЕРА" 15 758 Пробег, км 33014) (Общий пробег, км Из них: городские дороги, км 7730 загородные шоссе, хм 8025,лее 15 тыс. км, "Волга" - ровно 10 тысяч. Преодолев весенний пробег без единой по5136 ломки, наша капризуля "де450 сятка" вошла в период отно70 сительно стабильной работы. 50 Средний расход топлива Хотя не обошлось без досадСредний расход топлива (летняя эксплуатация!, л 100 км 7.67 (летняя эксплуатация), л 100 км 6.64 ных мелочей. В жаркую погоРасходы на бензин, руб. 6042 ^швт^тт ду в салоне появился острый Расходы на запасные части и ремонт руб.: Расходы на запасные части и ремонт, руб.; запах бензина. После долгих 200 замки багажника и дверей гайка штока амортизатора 80 звуковой сигнал поисков обнаружили его исщетка стеклоочистителя доработка программы управления точник - трубка вентиляции 500 впрыском бензобака была заправлена в 1900 комплект амортизаторов 300 регулировка схода-развала левый задний лонжерон (см. 130 тормозные колодки из других российских регионов "Прошу объяснить" на с. 169 — 400 масло моторное 55 фильтр масляный в летний сезон не прочь потеред.). Остальные дефекты свя100 фильтр бензиновый шить себя поездкой в соседзаны, в основном, с электрообо40 чехол наконечника рулевой тяги нюю северную страну. Хотя, рудованием. На 28-й тысяче отОбщие расходы на бензин и наверное, мало кто заезжал казали звуковой сигнал (а ведь запасные части без учета стоимости он пережил всего одну зиму) и работ, выполненных в пабораторнотак далеко за Полярный круг. техническом центре "За рулем", руб 9747 | Итак, появление свежих датчик уровня охлаждающей отечественных моделей в Норжидкости. Еще один сюрприз вытаскивая из грузового отсека "Волге" и "десятке" с шестнадцавегии вполне оправданно, и наобъемистую сумку, раскололи тиклапанными двигателями. ша парочка - лишь первые ласфонарь стоп-сигнала на крыш-^ "Все ли в порядке с вашими готочки. К тому же по пути масса ке багажника. Он ловами?" - допытывались скепвозможностей дпя испытаний: тики. Что они имели в виду, поочень даже нашенские дороги нятно - редкие даже на родине Карелии и Мурманской области автомобили должны забраться туда, где на техническую помощь рассчитывать нечего. Да и вообще - что делатьВАЗ-21103: ТЕСТ "СЕВЕР" Пробег, км (Общий пробег, км Из них: шоссе, км горные дороги, км грейдеры.проселки, км городские дороги, км 5706 38 720]Iроссийским машинам в этом забытом Богом краю? Мы, однако, не считали себя авантюристами. Ведь многие автомобилисты из Мурманска, Никеля и окрестностей пересекают границу Норвегии каждые выходные. Да и туристыдок, подтяжке ремней. Кроме того, поменяли чехол наконечника рулевой тяги, все черасположен крайне тыре амортизатора и отрегулинеудачно - будьте осторожны, ровали углы установки передманипулируя крупногабаритныних колес. "Волга" потребовала больми предметами. Что еще? На 20й тысяче установили доработанших трудозатрат. На 68-й тысяный чип управления системой че полностью перебрали передвпрыска. Теперь у двигателя понюю подвеску - люфты в явились "низы" и значительно уменьшилась склонность к детонации. Еще одно испытание устроили злоумышленники. "Десятка" устояла - попытка вскрыть багажник сверткой не удалась. Пришлось, однако, поменять все замки, ибо продаются они в комплекте. Самая крупОТ"ПОЛОВОДЬЯ" ная неисправность за отчетный ДО "СЕВЕРА" период - "кончина" двух аморС момента последнего совтизаторов. местного путешествия машин с Подготовка ВАЗ-21103 к шестнадцатиклапанными двигапутешествию на север свелась телями (тест "Половодье", ЗР, в основном к регламентным 1999, № 6) много воды утекло. работам: замене масла, фильт"Сто третья" успела пройти бо- ров, передних тормозных коло34ЗР 11/99 Vшкворнях, резьбовых втулках иВ СЕВЕРНЫЕ ШИРОТЫ рулевой трапеции превысили Не будем лукавить: мы уже все мыслимые пределы. Попутбывали в Карелии и прекрасно но заменили помятые колеса и знаем обстановку на здешних износившиеся шины, отрегулидорогах. Стоит миновать мост ровали сход-развал. Дважды через Свирь в Лодейном Поле, покупали подушку двигателя - как встреча с инспектором резина отрывалась от металлуТГИБДД становится маловерос незавидной регулярностью./ ятной. ЗнЕчит, можнотгдти так, Прочие мелочи: вышли изстроя { "чтобьГгю'максимуму нагрузить реле и датчик вентилятора сисски и двигатели. темы охлаждения, насос омы- ственно, и планировали. вателя стекла, прогорела проНа дорогах северо-запада кладка приемной трубы. нет крупных ям, а следоваПеред пробегом заменили тельно, нет опасномасло и фильтры, подозрительно зашумевший бензонасос, свечи, ремень гене-•пл1м> ——•*>Р**де?ные особенности ее ходовой части до поры до времени ограничивали скорость нашего дуэта. Стоило оставить позади щербатые отечественные "магистрали" и оказаться на норвежском "паркете", как ситуация изменилась - подвески обеих машин4062.10, смертельные для "старичков" режимы переносят прекрасно: от Петрозаводска до Мурманска, почти тысячу километров - за девять с половиной часов! Никаких тревожных симптомов - расход масла в норме, ни намека на перегрев. Моторы стоят друг друга. А вот шасси совсем разные. "Сто третья" не без огрехов, но все же современ(да-* vtwp' е *еСратора. Прошприцевали подвеску, отрегулировали задние колодки, подтянули ручник, отбалансировали колеса.сти разбить подвеску, погнуть колесные диски или пробить колесо. Казалось бы, покрытие шоссе практически не ограничивает скорость. Но стоит перевалить за 100 км/ч, какначинается болтанка - автомобиль "раскачивается на длинных пологих волнах, а на кузов передается вибрация от мелкой ряби лоскутного асфальта. Отличный тест для амортизаторов и узлов подвески. О двигателях разговор особый. Древний "402-й" мотор "Волги" не выдерживает продолжительной езды с высокими скоростями. Если постоянно ехать 'Тюдаль в пол", убить его несложно. Зато оба шестнадцатиклапанника, ВАЗ-2112 и ЗМЗ-на. Конечно, по сравнению с "восьмеркой" она менее острая, но на умеренных скоростях это вряд ли недостаток. На высокой скорости штатные амортизаторы СААЗ срабатывают на пробой в безобидных, казалось бы, ситуациях. Машина раскачивается с носа на корму, пытается рыскать. Мощный двигатель и престарелое 40-летнее шасси - такое сочетание не дает водителю "Волги" расслабляться. Подвеска не поспевает за мотором машина рыскает и требует постоянного подруливания. Жесткие амортизаторы "Кони" частично компенсируют этот недостаток, но все-таки не превращают "Волгу" в иной автомобиль. Именно конструктив-же "Волги"!) словно отключились. Теперь скорость ограничивали только правила дорожного движения и крутизна виражей на горных дорогах. При штурме перевалов и связок сложных поворотов неуклюжая заднеприводная "баржа" не отставала от юркой переднеприводной "десятки". К тому же тяговитость мотора "Волги" разгрузила правую руку ее водителя: шуровать рычагом переключения передач приходилось гораздо реже, чем на "десятке".ГАЗ-31029: ОТ "ПОЛОВОДЬЯ" (ЗР, 1999, № 6) ДО "СЕВЕРА" Пробег, км (Общий пробег, км Из них: городские дороги, кмРасходы на запасные части и ремонт, руб. 11 250 Из них: детали передней подвески и рулевого управления 3255Пробег, км (Общий пробег, км Из них: загородные шоссе, км горные дороги, км грейдеры, кмI Расходы на бензин, руб. Расходы на ремонт и запасные части, руб. Из них: вилка сцепления амортизатор катушка зажигания свечиреле вентилятора датчик вентилятора свечи прокладка приемной трубы бензонасос фильтр воздушный фильтр топливный подушки двигателя "Тосол' масло моторное фильтр масляный схождение-развал балансировка15 40 40 10 2500 130 350 50 60 630 60 250 160I и запасные части в ходе теста.I)бщие расходы на бензин и запасные части без учета стоимости работ, выполненных в пзборзторно- техническом центре "За рулем ,DV6. 16649.62^ЗР 11/99€-<&-i*i *lts35ч ? Кстати, в Норвегии "отключились" не только подвески: у машин пропал сварливый российский характер! Диковинные пейзажи Заполярья, казалось, заворожили не только водителей, но и автомобили. Вокруг живописные скалы, разноцветный мох тундры, стада почти ручных оленей... А у машин - ни одного отказа. Играючи преодолев 900 зарубежных килоЧуть позже под проливным метров, из них 450 горных, "Волга" с "десяткой" побывали за 71-м градусом северной широты и вернулись на родину. Цель достигнута - отечественные машины добрались своим ходом на край земли в далекий и загадочный Гамвик. Как там, на задворках Европы? Сказочно красиво, чисто и ухоженно. Жаль, очень жаль, что наша, не менее нарядная тундра местами выжжена нашими же металлургическими заводами. дождем близ селения Лоухи Впрочем, это лирика. встала, а точнее, чуть не легла Вернемся к технике. на крышу "десятка": открутилась гайка на штоке заднего амортизатора. При ходе отбоя шток проДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ Мы не зря поминали хараквалился, а пружина выскочила из теры машин. Словно сговоривчашки и стала молотить по колесшись, все неприятные сюрпризы ной нише. Автомобиль охромел и они преподнесли на своей тернакренился - остановить его на ритории - видно, боялись выезобочине стоило немалого труда. жать за границу. Недалеко от К счастью, все детали уцелели, Петрозаводска встала "Волга": подвеску удалось собрать. На двигатель захлебывался и дерслегка замятую резьбу штока гался на холостом ходу. Недуг вместо штатного крепежа постапобедили, отключив датчик расвили гайку и контргайку. хода воздуха. Причина отказа "Волге", сдается, очень пооказалась проста. Бумажка с нравились норвежские дороги: "выходными данными" элемента теперь она упорно отказывавоздушного фильтра, оторвавлась возвращаться домой. Едва шись, разрушила сетку датчика пересекли границу, как лопнула и застряла на его спирали. Совилка сцепления, почти одновет всем владельцам "волг" с временно заклинил передний"406-м": меняя фильтр, оторвите приклеенную к нему бумаженцию. Нынче в Москве отечественный датчик стоит 1,5 тыс. руб., импортный - 5 тысяч! С работающим по обходной программе компьютером ставший примерно на 10% прожорливее автомобиль проехал более 4,5 тыс. км. С точки зрения покупки запчастей к "406му" северо-запад России и норвежский Финнмарк оказались одинаково пустынны.амортизатор, после чего разлетелась планка его нижнего крепления и деформировалась нижняя чашка. С грехом пополам добрались до Мурманска, где без труда купили запчасти в таксопарке. Следующую каверзу изделие ГАЗа подбросило в Карелии. Сначала двигатель затроил, потом задвоил. Вышла из строя одна из катушек зажигания. Воспользовались мини-складом из багажника - поменяли катушку, а заодно свечи. Самый неприятный итог пробега - сильно и неравномерно изношенная левая передняя покрышка. В рулевом механизме и подвеске всего ПРАВДА БЕЗ ПРИКРАС Люди покупают новые модели не для того, чтобы они стояли в гараже, ожидая изобилия запГ\. частей. Как же на них ездить? "Сто третья" - вполне надежный и быстрый аппарат, радующий низким расходом топлива на больших скоростях, словно создан для дальних поездок. Единственное ограничение - загрузка: четверо взрослых и забитый доверху багажник не для нее, на первом же заметном ухабе зад- _ ние колеса заскребут по нишам. "Волгу" можете нагружать смело. "С~новым мотором машина не о£" ится продолжительной быстрой езды, относительно экономична и по-прежнему ремонтопригодна. Но, повторимся, мощный двигатель провоцирует ездить в режимах, неприемлемых для устаревшей подвески.через 13 тысяч после основательного ремонта и регулировки углов установки колес вновь появились люфты. Для слывущего прочным автомобиля катастрофически рано1 ~ П о сравнению с "Волгой" "сто третья" капризничала несильно. Временами пропадал контакт в певом стоп-сигнале, да песочек с родных дорог доконал "бошевскую" щетку стеклоочистителя. Ее заменили запасной - отечественной. • Итак, почти за 6 тысяч километров пробега нам лишь раз пришлось покупать запчасти. В остальных случаях обошлись своими небогатыми запасами.I,IЧто касается неисправностей - одолеть их можно. Случись любая из перечисленных выше в Норвегии, мы и оттуда добрались бы до России своим ходом. Ведь наша парочка - не пижоны, свою репутацию они заработали честным трудом. Редакция благодарит фирму "Юрфо-Typ" за помощь в подготовке пробега.ж36ЗР 11/99^^Ш