22
23
24
25
26
27
28
твет или, по крайней мере, , подсказку зрители искали. конечно, среди концепт-каров и прототипов, исчисI лявшихся десятками. Большая часть, как мне показалось, воплощала вполне реалистичные идеи, к тому же довольно глубоко проработанные. Но выставка, да еще такая грандиозная, - прежде всего шоу, а уж потом технический отчет, поэтому буду исходить в своем рассказе из того же принципа. Не раз подчеркивалось: Франкфурт - в первую очередь. выставка достижений (без иронии) немецкого автопрома В постоянном стремлении превзойти друг друга вновь сошлись вечные соперники "Мерседес-Бенц" и БМВ. Первый вызвал восхищение публики, показав прототипы сверхмощного родстера SLR и гоночной машины на базе купе CLK, топ-модель S-класса - 12-цилиндровый S600, выставил купе и вседорожник, "заряженные" дочерней фирмой AMG (CLK55AMG и ML55AMG), а также седаны S-класса с восьмицилиндровыми дизелями непосредственного впрыска (320CDI и 400CDI). БМВ ответил достойно прототипами родстера Z8, пря"Мерседес-SLR родстер": гармоничная мощь. МоторO TAMG - V 8,557 Л.С.{Возбуждение, эмоциональный подъем, столь ощутимые на рубеже тысячелетий, передались участникам и зрителям ИАА-99 [международного автосалона во Франкфурте-на-Майне. По числу [новинок - свыше 50 - нынешний салон в полтора раза превзошел | выставку 1997 года. Ключевой вопрос "На чем будет ездить мир (или, по крайней мере, Европа) в XXI веке?" предполагал подходы [нетривиальные, решения незаурядные.ттмшыиыиттты щщ ni шш мого конкурента "мерседесовского" SLR, и купе МЗ; универсалом "Туринг" 3-й серии, моделью 330d с новым дизелем. Флагман марки, 12-цилиндровый BMB-750iL, показали с водородным двигателем: в этой области фирма успешно экспериментирует более 10 лет. Явно в пику "Мерседесу" БМВ решил выставить еще один суперкар - купе Z9 с дизельным мотором. Любопытно: родстер Z8 широко разрекламировали, а вот премьеры Z9 не ждали. О ней ни слова нет даже в прессрелизах - будто в последний момент усомнились, не мало ли новинок. Намерения 'Фольксвагена конкурировать в классе "люкс" ращря давно не тайна. Первым их зримым подтверждением стал роскошный седан "Концепт D1" с 10-цилиндровым 313-сильным дизелем; стартовая цена 150 тысяч марок. Название несколько туманное, но всем известно, что "Дизельный 1-й" на пути к серии. Стремление концерна в "высшее общество" по-своему проявилось ив том, что собственно "Фольксваген" соседствовал в зале с престижнейшими марками - "Роллс-Ройс", "Бентли", "Ламборгини", "Бугатти", ныне принадлежащими концерну. Собрание экзотических "бугатти" пополнилось моделью типа "гран-туризмо" купе "18/3 Широн"; его назвали по фамилии гонщика, прославившего марку "Бугатти" в 20-е годы. Сенсация Парижского автосалона-98, трехрядный 18цилиндровый двигатель (6,3 л, 555 л. с.) здесь установлен перед задними колесами, которые и приводит. В отличие от 'Фольксвагена", марка "Ауди" прочно утвердилась в дорогих секторах рынка. Лишним подтверждением этому стала презентация удлиненного А8 (версия для бундесканцлера ФРГ стала серийной). "Опель", в свой черед, обновил престижную модель "Омега" (подробнее о ней - в этом номере) в духе актуальных требований к подобным машинам. ЗР 11/99BMB-Z8 для Джеймса Бонда: тоже V8, но "всего" 400 сил.23-.» i Может создаться впечатвыпуск начнется будущей весление, что здешние фирмы ной, оснащена турбодизелем дружно нацелились на самые последнего поколения (1,7 л) толстые кошельки покупателей. 75 л. с. и довольствуется в среЭто верно лишь отчасти: погоня днем 4,5 л/100 км. за комфортом и роскошью не "Фольксваген", первым в мешает усилиям, направленмире "отрапортовав" о перехоным на достижение еще лучшей де 3-литрового рубежа на диэкономичности, безопасности, зельном "Лупо-TDI", ныне на сбережение ресурсов - ценпредставил бензиновый двиганостей, перечисление которых тель серии FSI - с непосредстстало привычным. Расход топлива 3 л/100 км - рубеж, к которому производители идут с разной быстротой. "Опель", например. показал концепт G90: его литровый бензиновый мотор потребляет 3,88 литра на "сотню"; зато выброс СОг не превышает 90 г/км, что на треть ниже нормы, планируемой на 2008 год. Совершенство аэродинамики (Сх=0,22) позволяет 750-килограммовой машине достигать 180 км/ч.l/"Фольксваген-01": 5 метров, 10 цилиндров, 4 ведущих колеса.венным впрыском типа "коммон рейл". Этот мотор, видимо, % задуман как трехлитровая же альтернатива дизелю. Решив не торопиться с заменой модели "Поло", концерн вновь модернизировал ее: обновил внешность и дополнил семейство моторов 1,4-литровым наддувным дизелем TDI.Р1 " •"Опель-Астра Эко 4", чейBMB-Z9: всем хорош, но больно велик."ЛОТОС-340К": гоночный автомобиль для дороги. "Бугатти 18/3 Широн": мотор знакомый, компоновка новая."Перетягивание каната" между бензиновыми и дизельными двигателями заметно оживилось в последние годы и явно пошло на пользу тем и другим, а главное, потребителям. Характерно, что для сверхэкономичных концепт-каров и прототипов используют моторы обоих типов. Особенно усердны на этом поприще японские фирмы.5»"Мицубиси-SUW Эдванс": без средних стоек - свободнее. Гч*w,"Дайхатсу", хоть и самая малая из них, сумела-таки привлечь внимание своим крошкой дизелем Е-202 - литровым трехцилиндровым и, представьте, двухтактным. Высокий термический КПД и экономичность - достоинства, присущие дизелю; удельная же мощность и равномерность чередования рабочих ходов здесь выше, чем в четырехтактном моторе. "Мицубиси" - пионер применения непосредственного впрыска бензина в цилиндр совершенствует свои моторы серии GDI. На одном из кон-•: 'использована также "Хондой" для прототипа 'Инсайт". Двухместное купе, которое начнут продавать уже весной 2000-го. расходует в среднем 3,4 л/100 км, разгоняется до "сотни" за 12 си достигает 180 км/ч. Энергия торможения машины превращается в электрическую; она накапливается в "буферной" батарее, а затем помогает интенсивнее разгоняться. Такая машина с литровым трехцилиндровым мотором в 76 л. с. перекрывает по-"Хонда-Инсайт": ДВС объединен с обратимым электроагрегатом "мотор-генератор".aft •ЗР 11/99 ?• *"-. «>«4 i .Is *25 казатели. которых могла бы достичь с обычным 1,5-литро вым ДВС. Итак, "Хонда" готовится выпускать "Инсайт", а "Тойота" уже успела продать в Японии за два года 30 тысяч своих гибридов "Приус". Теперь настала очередь Европы и Америки, где рассчитывают на 20 тысяч в год. Уже известная машина была показана в европейской версии. Кажется очевидным, что комбинированная силовая установка сложнее и дороже традиционных. Но ради чистоты воздуха исследуют разные"Мазда-MPV": с заботой о безопасности.не не только японские "имена". но и названия авторитетнейших европейских фирм, в чей интерес к подобной технике трудно было поверить. Успех "Мерседеса" А-класса подхлестнул работу над сходным проектом у "Ауди": концепт AI2 (см. ЗР, 1997. № 11) быстро превратился в прототип А2, готовый пойти в серию (1999, N« 10). "Ауди" называет его первой массовой машиной с алюминиевым кузовом, поскольку намечает делать не менее 60 тыс. шт. в год; "алю-"Дайхатсу-ЫХ-2": двигатель под полом? Пожалуй, не для нас..."Пининфарина-Метрокубо' и в кубометре есть где развернуться."Форд-РС5": энергия от топливных элементовпути, включая и такой. "Ниссан", похоже, пока сторонится его: для концепта "Сипакт" он выбрал трехцилиндровый дизель с непосредственным впрыском; 76-сильный мотор довольствуется 3,4 л/100 км. Машину оснастили "думающей транспортной системой" (термин фирмы) для информации о маршруте, пробках и т. п. из диспетчерского центра. Туда же, в центр, поступает сигнал об аварии машины (от датчика сработавшей подушки), по которому выезжает помощь. Сверхэкономичные, особо компактные машины несут ны-•*26ЗР 11/99 "Сузуки-Вэгон R" "Ока" XXI века."ФИАТ-Страда": грузови чок из "Палио".миниевых" седанов А8 выпускают вчетверо меньше. На выбор предложат 1,4-литровые дизель и бензиновый мотор одинаковой (75 л. с.) мощности - с расходами 4,2 и 6,1 л/100 км соответственно. "Трехлитровый" вариант обещают выпустить до конца года. "Даймлер-Крайслер" решил продвигать в Европе свою американскую марку в новом обличье: концепт "Крайслер-Ява" скомпонован подобно "Мерседесу-А" и на его агрегатах, так что освое»ние похожей машины в бли-"Мазда-Неоспейс": хоть на мотоцикле въезжай)"Шевроле-Номад": универсал с " с ердцем " "Корвета". жайшие годы более чем вероятно. И "Ауди-А2", и "КрайслерЯва" своим появлением авторитетно подтверждают: идея однообъемного кузова с трансформируемым салоном - короче, идея мини-вэна - на рубеже веков завоевывает симпатии потребителей и все больше занимает производителей. В Европе наиболее популярны минивэны "гольф-класса": например, ежесуточный выпуск "Рено-Сценик" - 1600 машин, "Опеля-Зафира" - 1500. Полагая, что эта ниша безбрежно широка (или, если хотите, бездонна), в нее устремляются "Ниссан" с новым "Алмера Тино", "Ситроен" с изящной "Ксарой Пикассо", КИА с моделями "Каренс" (на основе "Шумы") и "Джойс"... "Мазда" показала вэны "Премаси" "гольф-класса" и новый MPV, ничем не напоминающий прежнюю машину. Это все - серийные модели; где-то на подходе представленные пока в виде концептов "Дэу-Такума" (вариант "Стиль" оформлен по-будничному сдержанно, "Спорт" яркой двухцветной окраски, с эффектными деталями); "Мазда-Некстурер" люкс-класса и более скромная "Мазда-Неоспейс'ДЩИМ Посрамив скептиков, сомневавшихся в реальности замысла, "Рено" в 2000 году запускает в серию дорогое купе "Авантайм" - также с однообъемным кузовом. Напомню: год назад оно дебютировало как концепт-кар. На другом фланге парада монообъемников - скромный "Сузуки-MR Вэгон", с мотором в 658 "кубиков" - развитие смелой идеи микровэна "Вэгон R", а также 1,3-литровый "Дайхатcy-NX-2". К слову, у обеих моделей двигатели под полом, посредине базы: достигнуты выигрыш пространства и оптимальная развесовка. Идей дизайнерам не занимать: итальянцы, подлинные виртуозы по части миниатюрных кузовов, даже в крошечном "Метрокубо" (всего 2,58 м длиной) ухитряются трансформировать салон. Авторы Ситроена-Плюрьель" превращают седан в кабриолет, снимая верхние части боковин. "Шоу-стоппером" на стенде "Дэу" был все-"Хёндэ-Акцент": облик стал более жестким .ъ-щ f•"'Г•a f ••f*ЗР 11/9927 "Ниссан-Алмера": через дорожник DMS-1: построенный четыре года - новое покона агрегатах "Дэу-Матиз", он ление. воплощает тягу к экстравагантности, свойственную молодому поколению. 180-сильным 20-клапанным моБолее степенные люди тором "Ауди"; второе (всего чепридирчиво - в видах будущей рез четыре года) поколение покупки! - изучали серийные "Ниссана-Алмера" на новой новинки, создатели которых платформе концерна. Эта маблагоразумно избегали крайношина для европейского рынка стей. Элегантный и солидный здесь же, в Европе, и разрабо"Пежо-607" - флагман французтана - причем экспорт в Япоского концерна; мажорный, рвунию не планируется. У "Тойощийся в бой "Леон" - первый из ты" - 'Ярис Версо", универсал СЕАТов с полным приводом и на базе "Яриса". спортивное купе "Селика" и родстер MR2 для тех, кто идет в ногу с мо1*лша*дой. У ФИАТа - новый "Пунто" впервые на публике (см. ЗР, 1999, № 9) и, простите за прозу, пикап "Страда" на базе "Палио", у его партнера "Пининфарины" - новый "Пунто-Кабрио". "Хёндэ-Акцент", едва достигнув пятилетнего возраста, уступил место младшему брату - модели второго поколения; тщетно искал упоминания о нем в пресс-релизе. Авралы бывают не только в России...Не боюсь преувеличить. называя громкой премьерой "Шкоду-Фабиа". Наследница модели 'Фелиция" (выпуск которой, впрочем, продолжается) - первенец на новой унифицированной платформе "Фольксвагена-Поло". Об этой машине (надеюсь, и о большинстве других) мы еще расскажем, замечу только: по количеству вариантов, уровню оснащения, включающему системы контроля тяги и динамической стабилизации, эта машина далеко ушла от предшественницы. "Фабиа" явно рассчитана не на скромные доходы чеха, а на придирчивый вкус немца. Символично, что вскоре после этой премьеры стало известно: 'Фольксваген" выкупает у правительства Чехии оставшиеся 30% акций "Шкоды". Не менее символично, что планы СП 'ФольксвагенШкода" в Ижевске связаны, прежде всего, с 'Фелицией".*Хотя многие модели несли черты ностальгии, ретро-мотивы, они лишь оттеняли девиз (или название?) выставки "Место встречи с будущим". Понятно, что в разных странах и компаниях специалисты видят его по-своему, но всех объединяет стремление прибли-"Тойота-Селика' прежним осталось лишь имя."Шкода-Фабиа": богатая сестренка "Фелиции"."ФольксвагенПоло": только рестайлинг. зить завтрашний день. Темпы обновления моделей и распространения новых решений изумляют. глобализация современного автопрома превосходит воображение. Увы - российские автомобилисты наблюдают это стремительное движение издалека, радуясь покуда знакомству с моделями позапрошлого поколения. Но все-таки завтра наступит и для нас - хотя бы пос- • ле-послезавтра...ШШШШШ,,&"ЖА'**"Ситроен-Плюрьель": кро ме мягкой крыши, можно убрать верхние части боковин (черного цвета).28ЗР 11/99