142
шштши\. 1 »•••i«iiiНа вопросы читателей отвечает инженер-испытатель отдела доводки двигателей АвтоВАЗа Виталий ВОЛОКИТИН.Расскажите подробнее, как правильно выполнить замену поршней в двигателе ВАЗ-2103 на поршни от ВАЗ2108 для работы на бензине АИ-80. Действительно, установив в двигатель ВАЗ-2103 поршни ВАЗ-2108, вы снизите степень сжатия настолько, что мотор сможет работать на бензинах А-76, АИ-80. Монтажный зазор между поршнем и зеркалом цилиндра должен быть в пределах 0,025-0,045 мм, как ив двигателе 2108, При сборке на заводе всех двигателей "самар" и "жигулей" сейчас применяют поршневые пальцы от двигателя ВАЗ-21213 - их мы рекомендуем ив вашем случае. Однако при такой переделке изменятся детонационные характеристики двигателя и для полной оптимизации процесса сгорания потребуется другая регулировка центробежного регулятора зажигания, в частности - специальные пружинки. К сожалению, простых способов изготовления их в домашних условиях мы предложить не можем, а в продаже их вряд ли найдете. Из этого следует, что ресурс переделанного двигателя будет зависеть не только от качества сборки, но и от того, насколько верно вам удастся подобрать установочный угол опережения зажигания. Имейте в виду, мощность двигателя с пониженной степенью сжатия несколько уменьшится, а расход топлива при прочих равных условиях станет немного больше. можно отличить от прочих по маркировке. Она начинается с индекса, выбитого на блоке,-21033 (или 21034) и далее порядковый номер. В таких моторах стоят "восьмые" поршни с овальными выемками в днищах. При вскрытии мотора по этому признаку можно уточнить марку требуемого бензина. На "недоход" поршней до верха блока цилиндров ориентироваться не стоит. Кроме того, этот мотор отличает оригинальный распределитель зажигания с измененными, специально подобранными пружинками центробежного регулятора опережения зажигания.не блока с 1,3 на 1,6 менять их нет необходимости, за исключением тех случаев, когда у шатунов явные признаки значительного износа (например, посадка поршневого пальца в верхней головке шатуна ослаблена) или они повреждены так, что ремонту (например, правке после деформации) не поддаются. Карбюраторы типа "Солекс" предназначены для моторов "восьмого" семейства. Их особенность - работа на обедненных смесях - требует более мощной, бесконтактной системы зажигания. С "классической" же применение "Солекса" менее эффективно. Более того, в некоторых случаях это дает результат, противоположный ожидаемому, - снижение мощности и даже рост расхода топлива. В результате деньги, затраченные на покупку карбюратора, окажутся выброшенными на ветер.Два года назад купил новый реэкспортный ВАЗ-21053. Технической документации не получил и поначалу отлично ездил на АИ-92. После 30 тыс. двигатель стал барахлить: прогорело седло одного из клапанов. Тогда и обратили внимание на то, что поршни в танавливать новые поршни. Почему? ВМТ не доходят 2,2 мм до верха блока У меня ВАЗ-2105 рабочим объемом В изношенном двигателе в верхней цилиндров - решил, что двигатель под 1,3 л. Хочу установить блок цилиндров части цилиндра (в зоне остановки верхнеА-76. На нем и езжу, хотя машина "не под объем 1,6 л. Следует ли сохранить го поршневого кольца) образуется стута" и уверенности в правильности вы"родные" шатуны или их нужно замепенька. Если новые поршни окажутся невода нет... нить? Каковы будут плюсы и минусы много выше "родных" (а небольшие отклоВ свое время на экспорт была изгоустановки на такой мотор карбюратора нения на глаз заметить непросто), то товлена партия двигателей на базе типа "Солекс"? кромка кольца, "наткнувшись" на ступень2103, рассчитанных на бензин А-76 (так У всех двигателей "классики" (от 1,2 ку, может получить значительные поврежназываемый китайский вариант). Его до 1,6 л) шатуны 2101. Поэтому при замедения - скалывание, поломка и т. д.Прошу объяснить, в чем различия между головками блоков цилиндров двигателей ВАЗ-2106 и ВАЗ-21213 и Что касается седла клапана, то оно можно ли устанавливать головку 2106 могло прогореть и по причинам, не связанна двигатель 21213? ным с более низкой (как вы предполагаеГоловка блока цилиндров 21213 отлите) степенью сжатия. Это порой случается чается от 2106 двумя особенностями: иной из-за дефектов изготовления, может быть формой камеры сгорания и более высокой виновато и топливо невысокого качества. степенью сжатия - 9,3; к тому же у нее более От отдела эксплуатации. В стандартвысокие прочностные характеристики ном двигателе ВАЗ-2103 поршень (номи(усилена по сравнению с 2106, так как нально!) действительно не доходит в верхдвигатель 21213 мощнее). ней мертвой точке до верхней плоскости Первое означает, что новая головблока цилиндров примерно на указанную ка, мягко говоря, "не согласована" со вами величину. И в этом случае, при степестарым блоком ВАЗ-2106. В частности, ни сжатия 8,5, нормально работать на бенпри попытке ее установки двигатель зине А-76 (АИ-80) мотор не может из-за не2106 получает чрезмерно высокую сте- • допустимой детонации на "нагрузочных" репень сжатия и не может нормально ражимах. Применяемый "умельцами" выход в ботать. Казалось бы, это не помеха - вы этой ситуации - установка более позднего интересуетесь обратной заменой - и с зажигания - в действительности выходом головкой 2106 мотор 21213 мог бы быть не является: мощность мотора сильно снипросто несколько дефорсированным. Но жается, растет расход топлива, нарушаетдело в том, что рабочие процессы в двися температурный режим работы двигатегателе 21213 более жесткие и для них ля. Чтобы нормализовать работу мотора на головка 2106 недостаточно прочна. Поэбензине АИ-80. приходится снижать стетому и такой вариант мы считаем неприпень сжатия, например, установкой дополемлемым. нительной прокладки под головку блока цилиндров или снятием нужного объема меСлышал, что в изношенный циталла из камер сгорания ис днищ поршней. линдр без расточки не рекомендуют ус•142ЗР 12/99