151
Начнем разговор об особенностях холодного пуска с прописных истин. А именно: какие условия нужны двигателю, чтобы заветный процесс в его цилиндрах благополучно пошел... Здесь одинаково важны системы питания. зажигания и стартер, способный расшевелить застывший мотор. Сперва о питании. Что же "ест" двигатель? Это горючее (в нашем примере - бензин) и окислитель (кислород воздуха). Если того или другого слишком мало (или много), то сгорание будет вялым или вообще не состоится. Вспомните, как горит лужа бензина: темное пламя, копоть... и сравнительно мало жару. Отчего так? После первой вспышки бензин в луже, нагреваясь, начинает все интенсивнее испаряться, затрудняя доступ воздуха к ядру пламени. Смесь, как принято говорить, крайне богатая (то есть с избытком горючего). Но вот дунул ветер - сразу пламя ярче, горячее! Ветер добавил недостающего окислителя. В идеале для полного сгорания бензина его весовое соотношение с воздухом должно быть около 1:15. За этим строго следят соответствующие устройства в любой исправной паяльной лампе, бензиновой горелке. примусе, обеспечивая прозрачное, голубоватое, горячее пламя. Карбюратор, который должен готовить бензовоздушную смесь для различных режимов работы, посложнее примуса. Но одна из его задач та же держать соотношение топлива и окислителя в "горючих" рамках.ковые устройства. Простейшая "полуавтоматика" представляется уж больно мудреной - хотя на деле и изучить, и отладить ее может любой вдумчивый школьник. Еще один фактор успешного пуска состояние двигателя. Во время такта сжатия "заряд" смеси в цилиндре нагревается. способствуя испарению бензина. Изношенный мотор, нормально пускавшийся летом, зимой может закапризничать! Надеемся, ваш в этой части совершенно исправен, иначе хлопоты с его пуском лучше отложить до теплых дней. Следующая важная система - зажигание. Так ли уж важна мощность искры между электродами, если и слабая успешно заряд поджигает! Действительно, в легких условиях (лето, исправный мотор, нормально работающий карбюратор...) сверхмощная искра и не нужна. Именно поэтому мы до поры пренебрегаем явными неполадками в зажигании (например, почти нет зазора между контактами прерывателя). Иное дело - условия холодного пуска!мый параметр здесь - угол замкнутого состояния контактов (УЗСК). который обычно контролируют по величине зазора в прерывателе. Разумеется, для каждой модели двигателя он свой. Но мощность искры часто зависит и от более простых вещей. Прежде всего от напряжения в бортовой сети. А покуда мотор не запущен - от состояния аккумуляторной батареи. ...К нам прибыл читатель А. с рассказом о "чудесах". Одна из банок батареи оказалась замкнута, и та, теперь 10-вольтовая, довольно живо крутила двигатель, но без вспышек. В то же время именно в момент выключения стартера мотор неожиданно пускался! Чуда здесь нет. Включенный стартер "подсаживал" напряжение в сети почти до 7 вольт, - а обычной, контактной системе зажигания этого недостаточно. Стоило выключить стартер - напряжение подскакивало. и при "раскрученных" коленвале с маховиком мотор начинал работать. Теперь мы подошли к стартеру. Его задача - крутить мотор. да побыстрее. чтобы карбюратору хватало разрежения, а сжатие в цилиндрах хорошо подогревало каждый заряд. Чем медленнее проворачивается коленвал, тем сложнее пустить двигатель.X VJ\ Dl\цу с:<Зимой стартеру особенно нелегко и Когда мотор уже прогрет - Мы знаем, что пуск двигателя на морозе может тем более, если в двиэто просто. Куда сложнее холодгателе густое летнее ный зимний пуск! Промороженвызвать проблемы. Но опыт приходит со временем, масло. Его настолько ный воздух в диффузорах карбюа как быть тем, для кого эта зима - первая трудно прокачать по ратора еще больше охлаждается, ВИКТОРСЛЕСАРЕВ системе смазки, что и капельки бензина, смешиваясь автомобильная? порой ломается масс этой струей, испаряются неохотно. А для вспышки нужна оптимальМощная, хлесткая искра, нагревая каляный насос, рвется корпус фильтра. Коная смесь - жидкую каплю горючего искра пельки бензина, способствует их восплаленвал вращается еле-еле, сжатие в цилинне воспламенит. Дело усложняется тем, менению. А слабая на это не способна. драх медленное и слабое, карбюратор рачто часть паров бензина, все-таки образоКроме того, важно, чтобы искра между ботает плохо. Но и это не все! Нагрузка на вавшихся при карбюрации, по пути в циэлектродами проскочила вовремя - в констартер максимальная - и он сильно "подсалиндр вновь конденсируется, соприкасаце такта сжатия, перед положением поршживает" батарею - настолько, что и искры ясь с холодным коллектором, и у свечи ня в верхней мертвой точке. Это - так наможет не быть. Вот почему при зимнем пусзываемое опережение зажигания или угол ке вязкость масла часто играет "первую вновь один воздух - а он, увы, не горит. Выход из этой непростой ситуации опережения зажигания, для каждого двискрипку". Поскупились, сэкономили на смене масла - неприятности обеспечены. найден давно - любой карбюратор оснагателя свой, регламентируемый. щен тем или иным пусковым устройством, Конечно, и при подходящем масле быОт чего же зависит мощность искры? резко увеличивающим подачу бензина, В обычной, контактной системе зажигавает, что обороты коленвала малы - из-за чтобы насыщенность его паров возле свения, например, - от работы прерывателя. неполадок в самом стартере или батарее. Чем дольше замкнуты его контакты, тем Чуда не произойдет, если некогда заничи стала достаточной для вспышки. К сожалению, у многих неопытных авлучше. Но и зазор между ними, определяматься машиной летом - придется навертолюбителей карбюраторы далеко не в ющий надежность и скорость размыкания, стывать в мороз, что для здоровья автоидеальном порядке. И особенно - их пусне должен быть слишком мал. Нормируемобиля и его хозяина противопоказано.ЗР 12/99151