58
59
НА ПОКАЗ"Перекуем мечи на орала!" - звучит, конечно, жизнеутверждающе. А ну как завтра супостат какой-нибудь объявится? Обратно ковать будем? Можем не успеть, да и накладно. Вот бы такой инструмент придумать, л ч чтобы помахал им, помахал, а потом оглобли пристегнул и ну пахать-боронить.4 г ШшМЕЧ ОРАЛУ - ТОВАРИЩЮрий HE4FTOB Сказка, конечно, ложь да в ней намек одна и та же техника, но в разных модификациях может решать задачи и военные и хозяйственные. Польза от этого обоюдная: "гражданка" получает надежный, мощный транспорт, способный решать сверхсложные задачи в условиях бездорожья при температурах от -50 до +50°С, военное же ведомство -снижение себестоимости машин, выпускаемых крупной серией. Важно и то, что отпадает надобность в специальной подготовке водителей, а также упрощается ремонт - в случае чего, запчасти можно найти в любом автопарке. Именно такой автомобильной технике двойного назначения был в этом году посвящен показ на полигоне 21-го НИИ Минобороны в подмосковных Бронницах, причем не только на стоянке, но ив действии. Правили бал здесь полноприводные вездеходы. Продукция Ульяновского автозавода известна читателям достаточно хорошо. Отметим лишь новинку - УАЗ на огромных пневматиках сверхнизкого давления "Трекол". Горьковский автозавод показал замену устаревшему бензиновому ГАЗ-66 - дизельный ГАЗ-3308 "Садко" грузоподъемностью 2,3 т, семейство многоцелевых плавающих "водников" ГАЗ-3937 с невероятным дорожным просветом 475 мм, а также похожий на "Унимог" экзотический "Севар-3901" с четырьмя управляемыми колесами. АМО "ЗИЛ" представил двухосный ЗИЛ-4327 грузоподъемностью 2,5 ти трехосную четырехтонку ЗИЛ-4334, предназначенную для замены ЗИЛ-131. В классе тяжелых грузовиков конкуренция обострилась - до сих пор стоящие на вооружении КрАЗы и МАЗы ныне стали иномарками и, по большому счету, нуждаются в замене. Дело тут не в квасном патриотизме, а в простой логике - боеспособность армии, по возможности, не должна зависеть от импорта, пусть даже из самого ближнего зарубежья. Да и деньги и рабочие места останутся дома. Что касается "возможностей", то отечественные заводы продемонстрировали их весьма убедительно. КамАЗ выгнал целый табун "мустангов" грузоподъемностью 4-10 т. Еще более шиБПМ-97: экипаж - 3 чел.; десант - 9 чел.; колесная формула - 4x4; боевая масса -10,5 т; масса буксируемого прицепа - 5 т; мощность двигателя - 220 л. с ; максимальная скорость - 90 км/ч; запас хода - 1100 км; дорожный просвет 365 мм; глубина преодолеваемой водной преграды- 175 см.58ЗР 12/99 рокая гамма у Уральского завода: двухосный "Урал-43206" на 6ти длиннобазный "Урал-4320-0311-30" на 10 т груза; четырехосные грузовой "Урал-5323" на 12 ти седельный тягач "Урал-5423" для автопоезда полной массой 39 т. Новые образцы были показаны в классе тяжелых тягачей и специальных колесных шасси (СКШ). Четырехосный седельный тягач КЗКТ-7428 для работы с полуприцепами грузоподъемностью 45-75 т или прицепами до 200 т (например, буксировка самолетов) продемонстрировал Курганский завод колесных тягачей (ныне ОАО "Русич"). Еще одно предприятие - Брянский автомобильный завод представил трехосн ый седельный тягач БАЗ-6402. Здесь разработаны также СКШ с колесной формулой 10x8 и 12x12. Минский завод колесных тягачей, остающийся лидером в супертяжелом классе, привез четырехосное шасси МЗКТ-7930, предназначенное для замены МАЗ-543. Нет сомнений в том, что названная здесь техника может найти применение ив мирной жизни. Где? А там, где нет дорог - у геологов, нефтяников, газовиков. Уж чем-чем, а бездорожьем мы обеспечены лучше, чем Европа автострадами. Да иу строителей с монтажниками иногда возникает нужда перевезти что-нибудь очень тяжелое: то турбину, то реактор - тут мощный тягач и сгодится. Другой подход к проблеме двойного назначения иллюстрировала БПМ-97 бронированная пограничная машина, разработанная совместно КамАЗом и МГТУ ^ и м . Баумана. Опыт локальных военных конфликтов обнаружил пустующую нишу между бронетранспортером и "уазиком". Эта "рабочая лошадь войны" может оказаться незаменимой в зоне боевых действий и пограничных конфликтов, для сопровождения автоколонн, обеспечения действий маневренных групп и миротворческих сил. Основное ее достоинство - максимальное использование камазовских узлов и агрегатов, что обеспечивает низкую себестоимость (всего-то вдвое дороже КамАЗ-4350) и высокий ресурс (270 тыс. км). В бронекорпусе может быть размещено различное оборудование весом до 2 т. а в башне - тяжелый пулемет, скорострельная пушка или зенитный комплекс. В общем, как видим, при разумном подходе можно иметь вполне органичное сочетание "гражданского и военного назначения" и даже их взаимодополнение: поставил ручки с одной стороны - полу* чился плуг, пристроил с другой пулемет вот тебе и секира.Семейство многоцелевых "мустангов" повышенной проходимости производства КамАЗ широко унифицировано по основным узлам и агрегатам. КамАЗ-4350: колесная формула - 4x4; снаряженная масса - 7,9 т; грузоподъемность - 4 т; масса буксируемого прицепа - 5 т; мощность двигателя - 240 л. с ; максимальная скорость -100 км/ч; запас хода -1000 км. Кам АЗ-5350: колесная формула - 6x6; снаряженная масса - 9,2 т; грузоподъемность - 6 т; масса буксируемого прицепа - 6 т; мощность двигателя - 260 л. с ; максимальная скорость - 100 км/ч; запас хода- 1000 км. КамАЗ-6350: колесная формула - 8x8; снаряженная масса-11,9т; грузоподъемность - Ю т ; масса буксируемого прицепа - 1 2 т; мощность двигателя - 360 л. с; максимальная скорость 95 км/ч; запас хода -1000 км."Урал-4320-10" с локальным бронированием от стрелкового оружия. Оборудован на заводе "Муромтепловоз" бронеэкранами для защиты грузовой платформы, двигателя, топливных баков, аккумуляторных батарей и кабины, на которой также установлены бронестекла. Общая масса брони - 1200 кг.ДТ-4П: снаряженная масса - 10 т; грузоподъемность - 4 т; масса буксируемого прицепа - 7 т; удельное давление на грунт - 0.2 кгс см-': мощность двигателя - 300 л. с; максимальная скорость - 55 км/ч; запас хода - 500 км.