173
• лировка натяжения зубчатого ремня. П е ­ ретянешь - будет выть и быстро износит ­ ся, недотянешь - запросто может пере ­ скочить через зубья... и "наломать дров" в двигателе. Между тем рекомендации ВАЗа на сей счет весьма расплывчаты. Кому доверить регулировку? Ф ирмасо ­ ветует - прибору. Практически это тот же безмен, что используют на колхозных рынках. Т олькоизмеряетон не вес авоськи скартошкой , а усилие прогиба ремня на заданной длине (фото 3). Весна для автолюбителя - суетное время подготовки к дачному сезону. Во дворах вместе с капелью раздается стук молотков - автовладельцы меняют изно ­ сившиеся за зиму рулевые тяги. Труднее ^ с его - владельцам "жигулей" Не так-то просто достать кувалдой до сошки или ма ­ ятникового рычага. А тут еще для ускорения процесса надо бы отжимать тягу мон ­ тажной лопаткой! Значит, зови помощника. Кстати, сидя на корточках, недолго ипро ­ махнуться... Гораздо удобнее работать съемником. Фирма производит целых два: кат. № 11041 и № 12616 - кому какой по душе (фото 4и 5). Тут же - приспособление для сжатия пружины подвески (фото 6). Больше всего в ГИБДД любят прове ­ рять исправность ручного тормоза. Еще бы! Ведь "удачно" расположенная под ав ­ томобилем регулировочная гайка уже пос ­ ле первой зимы напрочь теряет подвижность. "Штальвиль" предлагает радикальный метод. Непокорную гайку будто раска ­ лывают специальным устройством (фото 7). Остается "прогнать" резьбу на штыре троса и навернуть новую гайку. Естественн о , точно так же можно одолеть заржавев ­ ший крепеж и во многих других местах. Но если трос подтянут, а ручник не работает, пора заменить задние колодки. Здесь не всем с первого раза удается одо ­ леть стяжные пружины, особенно при ус ­ тановке их на место. Кроме нежелания вставать в гнезда, они имеют обыкновение "стрелять" и теряться. Для облегчения этой операции "бывалые" дали на страницах журнала немало советов. Есть свой вари ­ ант иу "Штальвиля" Это клещи (кат. № 10613), с помощью которых все проделывается быстро и без потерь (фото 8). Конечно, мы успели опробовать дале ­ ко не все. Но что успели - понравилось. Удобна и предлагаемая гарантия ( ф ор ­ мально - 10 лет, фактически - п ожизнен ­ но). Конечно, "Штальвиль" - не единственный выбор. Главное, что он есть. И есть надежда, что очень скоро обслуживание наших автомобилей подтянется к "мирово* м у уровню" Может быть, даже быстрее, чем сами автомобили. .оими*о1ламиОСНАСТКАЗНАЙ МЕРУЧтобы запрессовать поршневой палец "Жигулей" в шатун, последний требуется нагреть до температуры 240° С. Так предписывает руководство по ремонту. А как на практике? Рассказывает Андрей ЗАБЕЛИН. Мы с вами уже познакомились срегу ­ лируемым устройством для точного мон ­ тажа поршневого пальца в шатуне (см. ЗР, 1999, № 7). Но как все-таки правильно, с учетом остывания, нагреть шатун? Точно по инструкции нагретый до 240° С шатун (например, в муфельной печи), к ак показывает практика, очень часто преждевременно защемляет вго ­ ловке палец, е ще не вставший на свое место. Объясняется это просто: шатун быстро остывает, а палец сего гораздо меньшей массой и теплоемкостью еще быстрее нагревается. При отсутствии не ­ обходимой сноровки даже нагрев шатуна до более высоких температур 285-325° С (когда появляются сине - ф ио ­ летовые цвета побежалости) т оже порой недостаточен. К ое - к то разогревает ша ­ туны до 500° С - до начала красного све ­ чения, а это, к ак говорится, "без меры" Как многие, наверно, поняли, п роб ­ лема здесь - в "секундах": прекратив на ­ грев шатуна, необходимо быстро зажать его в тисках за нижнюю головку и сразу же надеть на него поршень, разумеется, правильно сориентировав - меткой "П" вперед (в сторону отверстия в нижней го ­ ловке шатуна, если таковое имеется). Потом - тоже быстро! - ввести палец, з а ­ ранее установленный на приспособление, в отверстие бобышки поршня изапрессо ­ вать в головку шатуна так, чтобы палец оказался "по центру'.'.. Все это время ша ­ тун остывает, отдавая тепло массивным и холодным губкам тисков, в которые он за ­ жат. Вот тут-то лишняя секунда-другая промедления и может подвести. Существенно "организовать" (и об ­ легчить) эту работу позволит подставка, показанная на рисунке. Все четыре шату ­ на закрепляем винтами 3, но затягиваем их не полностью, иначе нагревшийся ша ­ тун может заклинить резьбу. Это обяза ­ тельно, если нагревают только головки шатунов - например, паяльной лампой. При общем нагреве подставки сшатуна ­ ми (например, в печи) такой проблемы не возникнет. О бщий нагрев предпочтительнее и тем, что шатун в процессе монтажа охлаждается медленнее, так как массивная подставка с большой теплоемкостью отдает ему часть накопленного тепла. При монтажепоршней после уста ­ н овки первого комплект деталей допол ­ нительно подогревают. З атеммонтиру ­ ют второй и вновь подогреваюти т.д. Если головкишатуновнагреваютпа ­ яльной лампой , т оивэтом случае дей ­ ствуют последовательно.6.3т0 700»2/0.;:'. 25 452x45 » SM "* 2 фаски &; v_65_Ф -с-©-?>•Закрепление шатунов на подставке перед монтажом поршней: 1 - подставка; 2 - шатуны; 3-винт.