106
107
МЫ И АВТОМОБИЛЬ Арсенал милицииЭЛЕКТРОННЫЙВ Краснодарском крае дорожно-патрульную службу несут компьютеры.Дмитрий ЖЕРНОВВ Каневском районе после ДТП скрылся водитель, насмерть сбивший пешехода. На пуговицах рубашки погибшего нашли остатки красной автомобильной краски, а на месте аварии - осколки фары, предположительно ВАЗ-2108 или 2109. По базе данных (БД) зарегистрированного в районе транспорта проверили похожие машины - безрезультатно. Тогда "попросили" компьютер выбрать во всем крае красные "самары", которые зафиксированы как участники происшествий без пострадавших. На третьи сутки виновник (заявивший, что наехал на дерево) был найден. Для этого пришлось проверить лишь четыре автомобиля в разных районах. розыск, синтезатор речи на весь пост выкликает номер автомобиля. Остается... Любопытная деталь: как известно, опасным преступникам терять нечего и, услышав сигнал о задержании, они могут рвануть сквозь пост. Инспектор даже не попытается их остановить: в десяти метрах автомобиль ждут "ежи". Компьютер сам ведет учет машин, и в любой момент можно посмотреть, кто, когда ив каком направлении про-постовойКамера считывающего устройства на КПМ "Шлюзы" регистрирует номера машин, следующих из Адыгеи. С другой стороны поста - вторая камера. Движение организовано так, чтобы автомобили могли спокойно перестроиться в один ряд и "продемонстрировать" камере свои номера. Вторая полоса (ближе центру) используется инспекторами для остановки машин и проверки документов.Центр управления дорожным движением: с него начался "компьютерный прорыв" в Краснодарском крае. Ныне это самая мощная в России аналитическая группа в погонах: помимо решения информационных задач, она контролирует всю оперативную обстановку в реУстановленный на КПМ приемник КОРЗ. Внешне бесхитростный прибор уже "задержал" добрую сотню угонщиков. В момент срабатывания на нем высвечивается марка автомобиля, цвет и цифры номера. ЛЕГКИМ ДВИЖЕНИЕМ РУКИ В данном случае помогла база данных ДТП. А если ее соединить с базами угнанного транспорта, разыскиваемых преступников - очень интересные вещи получаются. В Краснодарском крае подобные "смеси" компьютерных баз работают, постоянно совершенствуясь, с 1995 года (см. ЗР, 1997, № 5). В прошлом году начали действовать комплексы, читающие номерные знаки проезжающих автомобилей. Их теперь проверяют по БД автоматически. Две камеры круглосуточно следят за дорогой. На дисплее высвечиваются номера, которые компьютер сравнивает с теми, что занесены в различные базы данных. Если номер проезжающей машины совпал, с заявленным в 10В 1/эооо ЭРезжал мимо поста. Зачастую эти данные просто бесценны и для ГИБДД, и для всей краевой милиции. На счету только одного комплекса - более 70 найденных машин и 30 преступников. Не удивительно, что в прошлом году задержано на 70% больше угнанных машин, чем в 1998-м. Зато поддельных документов - на 10% меньше: риск покупать фальшивые "права" или документы на автомобиль уже не оправдывает затрат. ОБ УЧЕТЕ И КОНТРОЛЕ Кубанский инспектор в считанные секунды выведет на экран монитора все данные о водителе: кто и где ему выдал "права", когда и по каким документам он купил машину, где зарегистрировал, сколько раз нарушил Правила, прошел ли ТО, был ли в ДТП, есть ли к нему вопросы у уголовного розыска и т.д. Возьмем лишь базу данных учета ДТП. Что можно "вытянуть" из компьютера? Количество аварий на 100 км, неблагополучные участки дорог и улиц, время, когда совершается наибольшее число ДТП. Основные виды и причины ДТП, наиболее "аварийные" типы транспорта и категорий водителей. Результат: передислокация постов и маршрутов патрулирова-Компьютер: "Тревога! В подъезжающей к КПМ машине вооруженный преступник". ния, иная организация движения, изменение дорожных условий (например, освещение), пристальное внимание к подготовке водителей и проведению ТО. В Краснодаре нет плана "по выявляемое™ нарушителей" (так и хочется сказать - государственной границы). Зачем? Работу подразделения и каждого инспектора гораздо лучше характеризует состояние аварийности на обслуживаемой территории. Вот что дает компьютер! ФОТО НА ПАМЯТЬ Коль уж начали об авариях, продолжим. В Краснодарском крае "новые технологии" не обошли рутинную работу инспектора - оформление ДТП. Нет, принцип действия остался прежний: замеры, протоколы, объяснительные... Но поскольку каждое ДТП учитывается компьютером, то пришлось изменить (упростить) форму и содержание многих бумаг. Итак, инспектор приезжает на место аварии. Первое, что он делает: достает из багажника ограждения и дорожные знаки - обезопасить себя и окружающих. Затем берет... фотоаппарат и со всех сторон снимает место аварии и повреждения автомобилей. А вот уж потом достает рулетку и делает замеры, диктуя цифры напарнику. Тот уже заготовил черновую схему, типовые бланки актов и протоколов. Десять минут - и оформление закончено. Можно растаскивать битые машины, освобождать проезжую часть и беседовать с участниками аварии. Для чего фотоаппарат? Он - цифровой. Вернувшись в отдел, инспектор передаст снимки в компьютер, и они станут приложением к делу. При разборе по ним легко восстановить картину события,Выездом на место аварии, оформлением и последующим разбором ДТП в Краснодаре занимаются сотрудники специального подразделения. На экране во всех подробностях можно рассмотреть повреждение автомобиля. При необходимости снимки отпечатают на принтере.уточнить схему и повреждения машин. К ним прибегают страховые компании и суды. Часто они являются последним аргументом в неизбежных спорах. В самых смелых мечтах краснодарцы планируют с помощью "цифровика" создавать компьютерные схемы ДТП! МЫ - ВМЕСТЕ Еще в 1997 году ГИБДД Краснодарского края начала создавать единый региональный комплекс защиты автомобилей от угонов. Базовой моделью "народной противоугонки" был выбран небезызвестный КОРЗ (комплекс оперативного розыска и задержания). Разработанный московским НИИ еще в восьмидесятых, он преждевременно покинул рынок, буквально задушенный иностранным "Ло-Джеком" (известным "героем" телешоу "Перехват"). Комплекс доработали, усовершенствовали и на его основе создали "Лаби-ринт" - сеть КОРЗа, охватывающую весь регион. Система состоит из абонентского комплекта (установлен на автомобиле, цена - около 300 рублей), оборудования на постах ГИБДД и патрульных машинах, пеленгаторов, приемо-ретрансляторов они установлены на светофорах) и центрального поста в дежурной части. Принцип действия в общем-то прост. У хозяина автомобиля есть пейджер. Как только машину вскрыли, сигнал поступает лишь на него, и владелец еще может отключить КОРЗ. Если автомобиль двинулся, то сигнал уже принимается аппаратурой ГИБДД. В дежурной части на экране монитора виден маршрут движения автомобиля по городу, а за 500-1000 метров его "принимают" патрульные машины или посты ГИБДД. На их приемниках высвечивается марка машины, цвет и номер угнанного автомобиля. Нажатие кнопки - и двигатель "глохнет". Пеленгатор (понятно из названия) позволяет искать спрятанную машину. Дабы личный состав относился к "народной противоугонке" с уважением и вниманием, абонентский комплект установили на девяти служебных машинах. Начальники постоянно "бодрят" подчиненных - ни разу время захвата не превышало 50 минут. В прошлом году КОРЗ охватил Краснодар, в этом - "Лабиринт" потянулся по всему региону. Возможно, кому-то "краснодарские веяния" покажутся досадным предзнаменованием: если так пойдет дальше, конец вольнице на дорогах. До той поры, пока твою машину не угонят или тебя самого не оставят в одиночестве на месте аварии. Разумеется, компьютер - не панацея, а всего лишь инструмент. Но без него не сделать движение организованным и безопасным. Главное - он поможет изменить работу самой ГИБДД.Оснащение краснодарских КПМ - предмет зависти российской ГИБДД Зачем три компьютера? Базы!1/2000107