ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАвтопарк ЗР"ГАДЫ" ПЕРЕЛЕТНЫЕСкоро год, как в отделе эксплуатации появились две далеко не новые "пятерки" (ЗР, 1999, № 6). Подлатанные "Кощей" и Торыныч" верно нам служат - и не только в деловых поездках. В пору отпусков два экипажа получили задание совместить приятное с полезным: опробовать "монстров" в серьезном пробеге...Эдуард КОНОП. Андрей СИДОРОВ. Вячеслав СУББОТИН Сомнениями, куда, на чем и зачем ехать, не мучились - к Черному морю. Именно на проверенных, изученных вдоль и поперек "пятерках". Действительно, много ли найдется дефектов, которые заставили бы опытного водителя бросить "Жигули" на обочине? Но говорят же: старость - не радость. Если Торыныч" до самого старта, планировавшегося на раннее воскресное утро, вел себя образцово, то "Кощей" неожиданно закапризничал. Когда его "первый пилот", пустив мотор, делал прогазовки, раздался, как говорят технари, "характерный щелчок"... и выжать сцепление стало невозможно. Нужно ли объяснять, что произошло? Разве только самым несведущим. Слабое место "жигулевского" сцепления - три пластинчатые пружины: они связывают упорный фланец выжимного подшипника с "корзиной" и не дают фланцу провернуться. Эти пружины иногда ломаются, и тогда на повышенных оборотах фланец, перекашиваясь, не позволяет "продавить" пружину и выключить сцепление. Иногда в таких случаях педаль вперед идет, но для выключения сцепления не хватает ее хода. Дело владельцам "жигулей", к сожалению, известное... Этот диагноз и подтвердился позже, когда сцепление разобрали. Но ведь мы уже почти в пути, все увязано, упаковано, а машину надо чинить! Тут, даже зная, что при умелом подходе дел на час-полтора, поневоле упадешь духом. Снова надевать робу? ...Субботин смотрит на Сидорова. Сидоров на Субботина. Речь их образна и убедительна. Вы нас, очевидно, понимаете... И вряд ли осудите за малодушное решение не начинать отпуск "Своими силами" в далеком от места старта нашем техцентре, а нанять местного слесаря. Благо, мастерских в округе больше, чем булочных. И тут нас ожидало социологическое открытие. Сунулись в одну СТО, другую, третью - всюду пудовые замки. Оказывается, земляки в воскресенье работать не хотят ни за какие гонорары! И только там, где командовал темпераментный представитель армянской диаспоры, нас встретили с распростертыми объятиями: сейчас, мол, все сделаем! Действительно, вскоре мы уже наблюдали привычную картину: отвернуты одни болты, другие, сдвинут карданный вал, сдернута коробка - и вот оно, поврежденное сцепление. Да, так и есть - одна из пружин отломилась... "Корзину", а с ней и все остальное пора менять. Словом - комплект. Что ж, для 80 тью. км, из которых большая часть пройдена другими, это терпимо. Хотя на "классике" и 100 тысяч - не предел, но только у аккуратного хозяина. Тут мастер указал, что и задний сальник коленвала, судя по следам масла под маховиком, нуждается в замене. "Идет!" сказали мы. И, видя такое участие, вспомнили еще о ступичном подшипнике правого переднего колеса: он нам давно не нравился... Почему бы заодно не разобраться? ...Спустя несколько часов мы уже мчались в отпуск, обсуждая первое (и не очень приятное) приключение. Помимо оплаты деталей, за саму работу отдали больше 1000 рублей - не так уж мало! Но, право, дело тех денег стоило. Мастер работал очень умело - не придерешься. Даже третий болт крепления стартера, который кое-кто считает лишним, оказался на месте. А мы выиграли почти полдня и хотя бы на первое время сохранили руки чистыми! Дальнейшее путешествие - по банальнейшему из автомобильных маршрутов. Еще недавно сгонять к морю считал своим долгом каждый автотурист-первогодок. Но долго скучать без приключений нам не пришлось. Нашелся в команде запасной "гонщик" - любитель предельно малых дистанций. Оказавшись за рулем "Кощея", он, как говорят, сел на бампер "Горыныча" и на все требования спутников поотстать лишь улыбался. Но когда "ведущий" неожиданно вильнул, объезжая яму, "Кощей" атаковал ее по кратчайшему пути. Минутой позже все рассматривали издыхающую покрышку на квадратном колесе - тут наш герой, выслушав справедливую критику, посерьезнел: проступили черты настоящего мыслителя. Сразу проверили - не повреждена ли подвеска? Обошлось. Но сход-развал решили-таки при первой возможности отрегулировать заново. Снова сюрприз: найти на трассе пробега мастеров, способных толково (и трезво) выполнить эту интеллигентную работу, оказалось невозможно. Нам такие не попались! Тогда, достав из бардачка несколько метров лески, "откорректировали" углы дедовскими методами - да еще как! После этого "Кощей" поехал, как и "с новья" не умел, дальше ни на одном из крутых горных поворотов ни разу не скрипнув покрышками! Миновали Ростов-папу, а там и до моря рукой подать -держи прямо, а за пальмой налево! Пребывание на лазурных берегах не предмет нашего рассказа, вернемся к наблюдениям за подопытными автомобилями. Пережив уже известные вам поломки (которые вряд ли удивят опытного владельца), они показали себя вполне пригодными для масштабных мероприятий. И опять-таки опытный автотурист усмехнется: "Открыли Америку!". Вот первое любопытное наблюдение. На российских дорогах, мало чем напоминающих автобаны (изобилием затяжных подъемов, неожиданных поворотов и всяческих других помех любителю быстрой езды), четырехступенчатой коробки передач "Жигулей" (а именно такими оснащены наши "пятерки") более чем достаточно. Но мода диктует: купи "пятиступку" - будешь гораздо круче в глазах соседа! Ну зачем? На "Жигулях" пятая передача - "экономическая", мотор перегружен по сравнению с четвертой примерно на 20%. Попробуйте идти на ней чуть на подъем да навстречу ветру - четвертая так и просится! А дорог под горку не так уж много - велика ли получится экономия бензина? Некоторые приводят такой серьезный1261/2000 довод: на четвертой-де передаче мотор сильно ревет. Но как же ездили до эры "пятиступок"? Выходит, это вопрос привычки. Более того, "короткие" передачи "Жигулей" на наших дорогах делают езду более стабильной, позволяя двигаться на четвертой там, где "Самара" уже просит третью. И, наконец, знатоки говорят о том, что "ресурс" двигателя за счет пятой передачи увеличивается. Но, во-первых, много ли вы на ней ездите? (См. выше!) И, вовторых, ресурс - дело тонкое. Не только от оборотов зависит, но и от нагрузок надетали, от работы систем смазки, охлаждения... Иначе говоря, преимущества "пятиступок" не столь бесспорны. Традиционный вопрос: каким был расход бензина? Конечно, побольше, чем, например, у ВАЗ-2110. В среднем "сказочные персонажи" расходовали по 7,5-8 л/100 км. Но не забывайте об их безобразной, по сегодняшним меркам, аэродинамике, к тому же с багажником на крыше, а уж на нем столько всякой всячины! И это - при довольно высоком темпе движения - скорость под 100. Тот, кого восемь литров неустраивают, наверное, купит "десятку". Кстати, а как насчет разницы в цене? Окупится ли она экономией на бензине - и когда? Тем более, что не всякую "десятку" можно заправлять "девяносто вторым"... Серьезнейший плюс "Жигулей" - расположение запасного колеса в багажнике сбоку - оценит тот, кому приходилось менять проколотое на "Самаре". Особенно полностью загруженной. И (желательно) под проливным дождем. Честное слово, трудно найти более разумное техническое решение, чем у "Жигулей". Правда, оно не спасло от кражи со взломом, случившейся уже на юге. Под шум прибоя злодеи взломали-таки замки грубо и беспощадно. Умыкнули запаску, пару канистр с бензином и кое-что из мелочевки. После этого мы "доработали" замки дверей, отсоединив их тяги, и теперь они открываются только электроприводом. (Правда, об этом нельзя забывать, если снимете аккумулятор для подзарядки. Открыть "захлопнутый" замок и специальной "воровской" линейкой не так-то просто.) Дорога домой прошла гладко, не считая неизбежных повреждений от камней, коими трасса традиционно изобилует. Ветровое стекло "Кощея" тут же, на наших глазах, треснуло, Торыныч" отделался небольшими забоинами. Несколькими днями позже, уже в Москве, за 300 руб. купили стекло и моментально заменили (найти нужный для этого шнур - не проблема). Вообразите-ка в этой ситуации владельца "крутой" иномарки или даже "десятки" с ее вклеенным стеклом. Впрочем, сегодня есть и "москвичи" с этим подарком владельцу! Нет, мы не против передовых технологий в производстве автомобиля. А как насчет дорог? Итак, наша поездка еще раз подтвердила давно известное. Иногда (и это в истории бывало не раз!) очень неплохой машиной показывает себя старая, хорошо изученная, доведенная заводом, та, которую признали миллионы автолюбителей. Конечно, "Жигули" - не легендарный "Фольксваген-Жук", но историю нашего автопрома они по-своему украсили. Пусть ВАЗ-2105 - вчерашний день, но ездить на нем будут еще долго! Кстати, вопреки первоначальным опасениям молодой части "эксплуататоров", девушки охотно садятся в ВАЗ-2105, не путая его с "Запорожцем". В романтической истории "Кощея" отмечен, казалось бы, парадоксальный случай: дама, отказав подлетевшему БМВ, села в наш автомобиль! Впрочем, мы нисколько не удивились - дело могло быть и не в автомобиле... ЭР vsooo 127