132
133
134
Бери больше!ШЕСТЕРО С ТОРЦАЦена, надежность, мощность, управляемость... Что еще определяет выбор автомобиля? Конечно, грузоподъемность и вместимость!Сергей КАНУННИКОВ . Антон ЧУЙКИН Те, кто особенно ценит в легковушке грузовик, отдают предпочтение универсалам, в крайнем случае хэтчбекам. Каким именно? Дано: отечественные универсалы и хэтчбеки числом шесть (ныне выпускаемые модели, о новинке ВАЗ-2112 читайте на с. 32). Задача: выяснить, кто лучше всех выполняет функции грузоперевозчика. Оценим полезный объем, удобство погрузки, возможность трансформации салона. В каждый автомобиль мы укладывали кубики (см. фото): в багажник до штатной полки (в "Волге", где таковой нет, до уровня стекол); в багажник до потолка; наконец, заполняли весь грузовой отсек - от сложенного заднего сиденья до задней двери, от пола до крыши. Ну а потом, вспоминая детство, строили стенки, чтобы наглядно представить максимальный полезный объем машин (см. фото). Вооружившись рулеткой, измеряли внутренние размеры (они на схемах). Кстати, вы на своем автомобиле можете получить немного другие результаты. Разброс в 3-5% дают разные обивки или их отсутствие. ВАЗ-2104 - самый распространенный и дешевый универсал. Здоровый практицизм создателей вазовской "классики" особенно заметен на фоне более современных моделей: "четверка" не поражает высоким ворсом ковров в багажнике (их там нет вовсе) и изысканными обивками дверей. Зато пластик легко чистится, ему не страшны пролитые "Тосол" и "Обзор", а шрамы от острых углов поклажи только украсят его. Как грузовик, машину портит нескладная полка багажника, которую трудно пристроить за спинками передних сидений как у конкурентов, сужающийся книзу проем пятой двери, колесные арки, к которым трудно подобрать иное определение, кроме "развитые" (размер В измеряли на некотором расстоянии от пола). Сло132 1/2000 ЗР жить заднее сиденье, то бишь, говоря помодному, трансформировать салон, можно без труда. Схема стандартная: подушку откидываем на петлях вперед до вертикального положения, в образовавшуюся нишу ложится спинка. Очищая багажник, инструмент и всякое барахло можно убрать на пол за передние сиденья - всеРис. 1. Наш мерительный инструмент - кубики объемом 20, 10 и5 литров. Из них можно сложить и модель чемодана, и холодильника, и даже мешка.равно больше некуда. Загружай! Велик ли объем? Узнаем, сравнив с конкурентами... ВАЗ-2111 - последнее слово в области отечественного универсалостроения. Прозвучало оно громко: кто бы мог подумать, что преемница "четверки" вместит на 25% больше по объему и на 10% - по массе. Вообще, по заявленной изготовителями грузоподъемности "одиннадцатая" опередила даже рессорную "Волгу". Легко ли машине везти полтонны, покажут редакционные испытания тольяттинской новинки. Обогащенный паласом багажный отсек приятен на глаз и требует аккуратного обращения. Пачкать и трепать ковер очень не хочется - возможно, непрактично, зато дисциплинирует неопрятных перевозчиков. Надеемся, что пятую дверь вскоре можно будет открывать не только снаружи ключом, но и кнопкой из салона, как багажник на "десятках". Зато заднее сиденье, как на приличных иномарках, легко рас-Рис. 2. Размеры багажных отсеков. Для примера показаны: а - "Волга"; 6 - ВАЗ-2111; в - "Святогор". А - полная длина багажного отсека; Б - расстояние до заднего сиденья; В - ширина отсека между колесными арками; Г - высота; Д - высота заднего "борта" в хэтчбеках; Е - высота проема задней двери.кладывается по частям (2:1), создавая единственную проблему - куда девать подголовники? Запихивать их к инструменту, в ниши под полом, жалко... В целом, "одиннадцатая" - современный, на удивление вместительный и на первый взгляд приятный во всех отношениях "сарайчик". По товару и цена: переднеприводный универсал вдвое (!) дороже "классического". ГАЗ-310221. Вот это действительно сарай! Полтора "куба" груза, два метра от задней двери до спинок передних сидений! Кстати, за ними заканчивается современный легковой автомобиль и начинается грузовик... Со времен ГАЗ-24-02 ничего не изменилось, разве что на двери "вырос" третий стоп-сигнал. Сложите два ряда жестких спартанских лавочек - получите фургон с металлическим полом непременного цвета охры. Площадка дпя поклажи на удивление II9ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТЕЧЕСП!ЕННЬ КИМ 'F.PCAX1ОВИ ПоказателькэтановStrМонет» ВАЗ- ВАЗ- ГАЗ- ВАЗ- ИЖ- "Св* 2104 2111 310221 21 09 2126 тогор* 270 470 970 380 575 465 965 255 265 355 355 295 400 1100Объем багажного отсека, л: в штатном варианте при загрузке до потолка при слаженном заднем сиденье Размеры, мм (см. (рото): А БВ1215 1510 920 940гД Е Масса*, кг: снаряженная перевозимого груза'Данные производителя.1600 1000 910 800 0 7301630 2070 1380 1530 1030 1440 820 780 930 1050 930 900 930 780 850 820 00 320 310 890 650 490 4501540 920 940 830 310 4501020 1030 1540 945 1040 1070 4SS 500 4ЯП 4?5 400 41(1Остальные технические net лзатепи и цены приведены встатъе -Парад-алле' раздела "Рыт ж".ровная и скользкая - мечта грузчика! Спинки передних кресел защищены невысокими панелями вроде раскладных столиков (если только не учитывать их штатное положение - под "лавками"). Один из нас, освоив хитрый алгоритм трансформации салона, с гордостью рассказывал заинтересованным слушателям о газовских премудростях. Впрочем, владелец "Волги" быстро привыкнет. Кстати, измеряя салон, мы не поднимали сиденья третьего ряда - по примеру большинства владельцев универсалов. ГАЗ-310221 - самый грузовой из универсалов, более приспособленный для поклажи, чем для шести пассажиров. Идеал большого такси: шеф, сначала в "Лужу", потом на вокзал... Если "сарай" не по душе, а возить порой надо нечто большее, чем 'дипломат", выбирают компромисс - хэтчбек. ВАЗ-2109 в начале выпуска воспринимали как престижный, а не "хозяйственный" автомобиль. Но сейчас, когда и "девяносто девятая", и "десятка" не кажутсявершинами роскоши, при покупке "Самары" все чаще учитывают ее грузовые качества. Сложив заднее сиденье, получаем довольно вместительный, но неудобный в погрузке багажный отсек. Естественный минус всех хэтчбеков: мешают задний бортик и пятая дверь. Крупный ящик, который, казалось бы, должен свободно разместиться в салоне, просто не удается погрузить! Зато, если везти, допустим, яблоки россыпью, задняя стенка не даст им высыпаться. Объем грузового отсека съедает скошенная задняя стенка - при сравнимых внутренних размерах "девятка" вмещает на 50 л меньше "четверки". Трехдверный ВАЗ-2108 доставит еще больше неудобств - загружать его можно только через заднюю дверь, тогда как 2109 позволяет использовать и пару боковых. "Девятка" - самый скромный по кубатуре хэтчбек, в этом автомобиле главенствует все же легковое начало. Грузовые возможности - скорее довесок к прочим качествам. ИЖ-2126 - автомобиль малотиражный, особенности его конструкции для многих загадка. Готовить салон к перевозкам неудобно. Чтобы откинуть спинку заднего сиденья (можно только половину), нужно потянуть за утопленные в ней тугие металлические крючки. Цельное сиденье петлями не снабжено - либо кладем спинку на него, либо снимаем подушку вовсе, благо, сделать это несложно. В первом случае лишаемся ровной грузовой площадки (в средней части салона образуется наклонный пандус, да еще под ковром), во втором - ищем "сидушке" место либо за спинками передних сидений, либо... вне автомобиля. Последнее предпочтительней все равно придется где-то оставлять большую полку багажника, а вдвоем им будет не так скучно. Мы выбрали первый, штатный вариант и измеряли багажный отсек комплектного автомобиля. Кстати, в такой компоновке есть немалый плюс - большая длина грузовой площадки позволяет перевозить длинномеры, например доски. Пятая дверь отпирается только ключом, что при частых такелажных работах неудобно. зр vaooo 133 КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛГАЗ-310221,1510 лСвятогор", 1100 лЕсли закрыть глаза на качество сборки и отделки и относиться к "Оде" как к грузовику (самому дешевому), памятуя о родственном "каблуке", то ижевский хэтчбек чуть опережает "Самару". Но только по объему! "Святогор" не лишен характерных для остальных хэтчбеков недостатков - загрузке мешает задний борт. Длина багажного отсека такова, что закидывать (двигать) вещи вперед, к переднему ряду сидений приходится с помощником. Тем более, что поклажи помещается очень немало: по максимальному полезному объему "Москвич" кладет на лопатки даже "четверку", проигрывая ей, однако, в заявленной грузоподъемности. Если вас не устраивает ковер в багажнике, его легко удалить, не то что в других автомобилях. А взамен постелить что-нибудь повеселее... или практичнее. Поскольку ниш для инструмента и прочего шоферского скарба не предусмотрено, его придется рассовывать под сиденья. Чтобы открыть пятую дверь, нужно опять-таки путешествовать к рулю, за ключами. Кстати, с крышкой багажника будьте осторожны - газовые упоры настолько резво подгоняют ее, что незадачливый хозяин может получить по подбородку... Об этом уже не раз писали, но во имя здоровья не грех и повторить. В классе хэтчбеков "Москвич" явно лидирует как перевозчик - и поклажи, и пассажиров. Главное (злопыхатель сказал бы - единственное) достоинство: большой автомобиль! Особенно его ценят за это дачники, ездящие не часто, но с объемистой поклажей. Освободив последний автомобиль от кубиков, подведем итоги погрузо-разгрузочных работ. Конечно, используя все скрытые салонные полости, сдвинув вперед передние сиденья (или сложив правое), натолкаете в машину больше. Да и объемы можно оценивать меньшими единицами измерения... приближаясь к точности, но удаляясь от реальности. Мы ведь редко возим мелкие предметы россыпью. Тем не менее, для примера: специалисты ВАЗа, измеряя объем багажника литровыми модулями, получили для модели 2109 - 330 л, 2111 - 430 л. Общие недостатки всех машин: отсутствие предохранительных сеток в багажном отсеке (без них езда с высокой поклажей опасна); неудобные при погрузке и перевозке длинномеров задние панели хэтчбеков; газовые амортизаторы частично перекрывают проем пятой двери (исключения - "одиннадцатая" и "Волга"). Наши шестеро - очень разные, по конструкции, ценам и с... торцов. Прикиньте, который из шестерки больше подходит вам и вашему грузу.Редакция благодарит фирму" Даниан" за помощь в подготовке материала.1341/эаоо