70
71
РЫНОКминЭкспертизаfПОКОРОБИЛО.Теперь посмотрим, что случится с дисками. Мучить для этого машину уже нет нужды - нагрев деталей до необходимой температуры обеспечит инерционный динамометрический стенд СНТ-НАМИ, на котором имитируют торможения со скорости Максим САЧКОВ. Александр БУДКИН 100 км/ч при давлении жидкости в системе 2 Напомним краткое содержание той стей. привепа к нагреву тормозных копо- 50 кгс/см . После достижения 400°С - есстатьи. Попытка совершить подряд дваддок до 170-370°С (в зависимости от матетественное остывание до комнатной темцать циклов "разгон-торможение" со 120 риала, из которого они изготовлены). пературы. км/ч до полной остановки на автомобиле Изощренная форма издевательства поПретендентов шестеро: четверо "иноВАЗ-21093, помимо прочих неприятно- могла нам сравнить возможности колодок. странцев" и двое "россиян" (см. фото).'S-•fc-VbqfcЧто происходит, если перегреть тормозные колодки, журнал уже рассказывал (см. ЗР, 1998, № 7). А как чувствуют себя при этом диски?Изготовитель Brembo Цена 600 руб. Соответствуют всем требованиям даже после перегрева. Минимальный разброс значений твердости у одного диска. Рабочие поверхности обработаны шлифованием.70 1/20CO ЗРИзготовитель QH Цена 600 руб. Единственные, у которых после перегрева не изменилось биение. Немного не дотягивают до вазовских норм по твердости. Рабочие поверхности обработаны чистовым точением.Изготовитель ВАЗ, Тольятти Цена 360 руб. Новые диски полностью соответствуют заводским "требованиям. После перегрева два из трех контрольных параметров "уплыли". Самая большая твердость. Рабочие поверхности обработаны шлифова- Честь страны защищают "родные" (топьяттинские) диски и издепия неизвестного отечественного производителя, купленные на крупнейшем авторынке Москвы. Состязания включили в себя обязательную программу проверку на соответствие чертежу ВАЗ 2108-3501070 и показательные выступления - проверку способности дисков сохранять нормальное состояние после сильного нагрева. Основных контролируемых параметров три: отклонение рабочих поверхностей от ппоскостности, их непараллельность друг другу и биение. Последний параметр опредепит, как сипьно при своем вращении тормозной диск будет бить по колодке, пьпаясь ее от себя "отпихнуть". Отдепьно - проверка твердости рабочей поверхности. Резупьтаты закономерны ив то же время неожиданны. Конечно, мы догадывались, что безымянные диски окажутся хуже "родных", но не настолько же! Значения твердости, измеренной в четырех точках одного "рыночного" диска, - от 166 до182 единиц по Бринеплю (при норме не менее 190). Если даже это простить (в вазовский стандарт не уложились по твердости и многие "иностранцы"), дело все равно худо: непараппельность рабочих поверхностей на одном из двух неопознанных дисков превысила норму более чем в два раза. Результат испытаний на твердость "тольяттинца" - от 209 до 226 HB. "Родной" диск не только уложился в норму, но и оказался лучшим в этой номинации. Все бы хорошо, но разброс значений великоват - 17 единиц. Выходит, разные части детали заметно отличаются по структуре металла, что сказывается на склонности к короблению. Так. биение вазовского образца после нагрева увеличилось в десять (!) раз (у неизвестного - результат тот же). У диска QH, например, биение поспе нагрева вообще не изменилось, а у "Брембо" возросло лишь втрое. Заметным оказалось коробпение у ATE, но по другим причинам. Дпя упучшения тормозныхНаша справка ЕМ НИЖЕ ТВЕРДОСТЬ рабочей поверхности диска, тем быстрее он изнашивается. Это особенно ощутимо при езде по запыленным, грязным и "соленым" дорогам, когда в пару трения диск - колодка попадают частицы абразива с высокой твердостью. Чем больше БИЕНИЕ диска, тем быстрее изнашиваются детали подвески (подшипники ступицы, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг). Если вибрации ощутимы и на педали тормоза, это очень тревожный сигнал. Исключение - машины с антиблокировочной системой тормозов (АБС): здесь вибрация педали - проявление нормальной работы системы. свойств в мокрую погоду, меньшей шумности и возможности визуального контроля за степенью износа на рабочей поверхности этого диска сдепаны специальные канавки. А участки, на которых толщина металла изменяется, при нагреве, согласно законам физики, коробятся сильнее.Ч)ИЙ ТОРМО, Параметр по чертежу ВАЗ 21083501070 BremboATEВАЗ (Тояьятта)BradlНеизв. произв. (Россия)Отклонение от плоскостности 0,010 0,010 <0,050 0,010 0,010 0,010 0,010 рабочих поверхностей (max), мм 0,010 0.010 То же после нагрева 0,020 0,030 0.010 0,010 Непараллельность рабочих <0,040 0.010 0010 0,010 0.020 0,090(0,010)* 0,010 повеохнэстей (max), мм 0.030 0,015 0.050 0,060 0.020 0.070 То же после нагрева Биение рабочих поверх<0,050 0,010 0,000 0.010 0,000 0,015 0,010 ностей (max), мм 0,050 То же после нагрева 0.030 0,010 0,100 0.020 0,100 Твердость. НВ 190-240 191-195 174-182 175-185 209-226 175-195 166-182 Обработка шлифованием + + + Место 12 3-5 3-5 3-5 6 ' Максимальное значение у одного диска 0.090. у другого-0.010 мм. На перегрев был отправлен лучший (0.010 MMI-------Конечно, перегретые диски не обязаны соответствовать требованиям чертежа, но если все же проверить, окажется, что укладывается в них только 'Брембо'" Если закрыть глаза на твердость, компания станет представительнее - в нее войдут также QH и "Бради". Про остальных уже сказано. Но даже лидеров теста лучше не перегревать, а уж если случится вогнать в цвета побежалости - не пожалейте денег на замену.•ЗР 1/2000 7*1